Анна Мишина
Конспект НОД по финансовой грамотности «Путешествие по стране экономики» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие.
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать разумное отношение к расходованию денег;
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности „Путешествие по стране экономики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)
Развивающие:
— развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой;
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
— развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
— развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.
Воспитательные:
- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру;
- воспитывать всестороннее развитие личности.
Виды деятельности:
- игровая, познавательная, коммуникативная.
Форма работы с детьми:
-совместная деятельность, индивидуальная, групповая.
Словарная работа:
-активизация слов: доход, расход, заработная плата, купюры, монеты, семейный бюджет, потребности.
Предварительная работа:
- рассматривание денег (бумажных и металлических);
- разучивание пословиц, физкультминутки, отгадывание загадок;
- просмотр мультфильмов, чтение сказок.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал :
- монетка, иллюстрации к сказкам, модель «Семейный бюджет», мяч.
Раздаточный материал:
- предметные картинки, деньги бумажные и металлические, кошелек из бумаги на каждого ребенка.
Методические приемы:
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ о семейном бюджете.
Наглядный: модель «Семейный бюджет», рассматривание денег, иллюстраций к сказкам
Практический: планирование выполнений заданий; постановка задачи; анализ результатов; контроль и регулирование.
Структура НОД
Вводная часть (длительность 2 мин.).
Загадывание загадки.
Основная часть (длительность 20 мин.).
1. Рассматривание денег
2. Игра «Что можно купить за деньги?»
3. Игра «Доход – расход» (с мячом).
4. Схема «Семейный бюджет»
5. Физкультминутка
6. Игра «Хочу и надо»
7. «Герои сказок»
Заключительная часть (длительность 3 мин.).
Подведение итога занятия.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране Экономике. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись».
А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:
Кругло, мало, всякому мило (Монета)
(показывает изображение монетки)
II. Основная часть
1. Рассматривание денег
Монеточка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? В моей стране, деньги бывают разные и у каждой есть свое название.
- А вы знаете какие бывают деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и рассмотрим деньги.
-Это что такое?
-Правильно, монеты. Возьмите по одной монете, рассмотрите ее, какая монета?
(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им).
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют купюры.
- Какие купюры? (Ответы детей)
-Верно, бумажные, прямоугольные, шуршат.
(Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.)
Значит, ребята,
Монета круглая, а купюра…
купюра бумажная, а монета … Монета звенит, купюра…
(Ответы детей)
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?
2. Игра «Что можно купить за деньги?»
Монеточка: Скажите, для чего нам нужны деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, покупать товар, копить, класть в банк.
Я предлагаю поиграть с вами в игру «Что можно купить за деньги?»
Дети подходят к столу берут картинку и называют, можно ли купить этот предмет.
3. Игра «Доход – расход» (с мячом).
Монеточка: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход» :
Мне сейчас вы отвечайте:
доход или расход
Папа получил зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграл приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку - доход
Купили куклу – расход
Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
5. Схема «Семейный бюджет»
Монеточка: Так что же такое семейный бюджет?
Кто в семье зарабатывает деньги? (Ответы детей)
На что тратятся деньги в семье мы сейчас узнаем, рассмотрев эту модель.
Воспитатель: За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Но все, что захочешь купить нельзя, денег может не хватить. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.
-На что в первую очередь нужно потратить деньги семье, как вы считаете? (Ответы детей)
-Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись? (Ответы детей)
- Верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
6. Игра «Хочу и надо»
Воспитатель: В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет, чтобы хватило тех денег, которые они заработали.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
(На мольберте заготовлены карточки с изображением различных
предметов.)
- Дети, посмотрите на эти карточки внимательно. (Переворачивает приготовленный мольберт карточками к детям)
- Вам нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «хочу».
(Дети выполняют задание)
-А теперь посмотрите на оставшиеся предметы и объясните, для чего нужен каждый из предметов? К какому понятию мы отнесем эти предметы: «хочу» или «надо»?
Правильно, ребята, к понятию «надо».
7. «Герои сказок»
Воспитатель: В современном мире без денег прожить невозможно. А вспомните, пожалуйста, героев сказок, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
(Дети называют сказки и показывают иллюстрации)
Монеточка: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Сегодня в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить эти кошелечки. В них можно хранить монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, что бы он стал самым красивым и можно их использовать в игре «Магазин». Ну, а мне пора прощаться, до свидания ребята!
III. Заключительная часть.
Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».
- Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? (ответы детей)
- Как называется сказочная страна?
А сейчас вспомним правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности
Невозможно иметь все, что хочешь.
4. Бережно относиться к деньгам.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги "на потом".