Александра Шейко
Конспект НОД по ФЦКМ c использованием кейс-технологии (кейс-иллюстрация) «Хорошие и плохие поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ c использованием кейс-технологии
на тему: «Хорошие и плохие поступки»
Цель: прививать детям желание делать хорошие поступки и использовать вежливые и добрые слова при общении с другими.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение детей разбираться в нравственных ситуациях, аргументировать свои ответы;
• Формировать умение находить ответы на вопросы, используя прочитанное, а так же свой жизненный опыт;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ c использованием кейс-технологии (кейс-иллюстрация) „Хорошие и плохие поступки“» размещена в разделах
Развивающие:
• Развивать эмпатию, способность видеть чувства и потребности других людей, воспитывать желание им помогать;
• Развивая интерес к художестве6нной литературе
• Способствовать развитию устной монологической речи, мышления
Воспитательные:
• Воспитывать стремление совершать хорошие поступки;
• Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, обогащать способы их речевого, игрового взаимодействия
Используемая технология : кейс-иллюстрация
Материал и оборудование: портрет Осеевой, книга с иллюстрациями, раздаточный материал
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с писательницей Осеевой Валентиной Александровной.
В юные годы она мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей. Работая воспитательницей в детский сад, на досуге она сочиняла детям сказки, сама писала пьесы и играла их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. В. А Осеева много писала для малышей-стихи, рассказы, сказки.
В одно из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать их без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
-«Понравился тебе рассказ?»
Я ответила:
-Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
-Мало уметь читать, надо уметь думать, -сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни, мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.»
Кейс – иллюстрация на тему: «Хорошее»
Технологическая карта кейс-технологии
I этап
Мотивационный
Деятельность педагога:
Сегодня я познакомлю вас с рассказом В. А Осеевой «Хорошее».
- Что означает слово «Хорошее?»
-Молодцы! А теперь послушайте рассказ.
Деятельность детей:
Проявляют интерес. Хорошо-это когда ты сделал что-то хорошее, и тебя похвалили.
II этап
Ознакомительно-аналитический
Деятельность педагога:
Воспитатель читает первую часть рассказа, показывает иллюстрацию.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому сделать что-то хорошее. Вот сидит и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!» А сестренка тут как тут: -Погуляй со мной, Юра!
-Уходи, не мешай мне думать! Обиделась сестренка, отошла в сторонку. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: -Убери посуду, Юрочка. -Убери сама-некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» - Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
Проблема:
- Посмотрите на картинку, расскажите, что произошло в рассказе.
-Что чувствует девочка и пес Трезорка?
-О чем мечтал Юра?
-Как повел себя Юрик? Что он чувствует?
Деятельность детей:
-Мальчик Юра лежал и мечтал, а сестра Юра и собачка обиделись на него.
-Юра не хотел никому помогать, всех прогонял. Они обиделись, грустные. Им никто не помог, и они грустят.
-О том, чтобы спаси сестренку, няня и Трезорку. Он хотел сделать что-нибудь хорошее.
-Юрик лежал и не смотрел ни на кого. Он всех прогнал, обидел. Он улыбается, мечтает.
Деятельность педагога:
- А как надо было поступить? Что бы вы сделали?
-Как вы думаете, хорошо поступил Юра или плохо, почему?
-Предположите, что было дальше?
Деятельность детей:
-Надо было никого не прогонять, а помочь. Юра хотел сделать что-то хорошее, а сам не сделал ничего. А я бы помог сестренке и няне, и дал попить собачке.
- Плохо, он не помог сестре, обидел няню и сестру, грубо разговаривал, это плохо.
- Мальчик стал помогать всем.
III этап
Организационно-поисковый
Деятельность педагога:
Воспитатель читает вторую часть рассказа.
А Юра к маме пошел:
- Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
- Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай собачке попить
. – Как вы думаете, что было потом, после того, как мама подсказала Юрику, что делать?
- Нужно ли ждать, пока кто-то окажется в опасности? Почему?
Деятельность детей:
- Он никому не помогал, а потом, когда попал в беду, ему тоже никто не помог. Он стал всем помогать, пошел гулять с сестрой, напоил и дал еды собаке. Спросил маму и няню, чем им помочь. Помыл посуду и убрался.
-Нет, потому что он может утонуть или погибнуть. Потому что мы не знаем, когда что-то случится, надо не ждать, а заниматься своими делами. Надо не мечтать о плохом, а о хорошем- о том, как ты пошел гулять или помогал всем.
IV этап
Презентационный
Деятельность педагога:
-Так чем же закончился рассказ?
- А мог Юрик сам догадаться, какие хорошие дела нужно сделать? Как он об этом догадался бы?
Деятельность детей:
-Мама подсказала Юре, что делать.
- Мог, он мог вежливо разговаривать, а не прогонять. Ему надо бы слушать просьбы и выполнять.
V этап
Итоговый
Деятельность педагога:
-Давайте придумаем свой рассказ. Расскажите, что еще могло произойти с мальчиком и его близкими?
- А какие хорошие поступки можете сделать вы прямо сейчас?
А дома вы можете делать хорошие поступки?
Деятельность детей:
-Мальчик Юра пошел гулять вместе с сестрой, и они стали играть, как будто Юра спасает сестру. Дети напоили Трезорку и пошли вместе с ним гулять. Юрик вежливо всем отвечал и помогал, а мама его похвалила, сказала, что это хорошо.
-Помогать друг другу. Дружно играть, не ссорится, погулять вместе, вежливо разговаривать.
-Да, помогать маме и папе.
Вывод
-Ребята, вы правы. Юра мечтал, о том, как он станет героем. Он не знал, что хорошее-это не только героические поступки, но простая помощь тем, кто просит о ней. Обычные ежедневные дела тоже могут быть хорошими поступками. Пока он мечтал, вышло все наоборот: он не только не сделал ничего хорошего, но и обидел сестру, няню и своего пса Трезора. Стоило не думать о чем-то, что еще не произошло, а прислушаться к тому, что говорят окружающие в данную минуту.
Игра: «Хорошо-плохо»
-Ребята, вы молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «хорошо-плохо». Я вам буду читать отрывки из стихов, а вы должны решить хорошо или плохо поступают герои. Если хорошо-хлопайте, а если плохо-топайте.
Любят дети рано утром
Глазки мыть водой из крана.
Моют детки нос чисто.
Но и зубки любят чистить.
Любят собирать игрушки.
Прыгать на своей подушке.
Сказки с мамой читать.
Листики у книжки рвать.
Дидактическая игра: «Выбираем хорошие поступки»
-Ребята, возьмите цветные кружочки. Я вам буду показывать картинки. Если герои на картине совершают хорошие поступки-вы показываете кружочки желтого цвета, если плохие-показываете картинки синего цвета.
-Молодцы! Все знают, что поступать нужно хорошо. Вы правильно справились с заданием.
-А сейчас давайте все вместе споем песенку кота Леопольда «Если добрый ты»