Наталия Бондал
Конспект НОД по читательской грамотности в подготовительной к школе группе «Рассказы Осеевой В. А.»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по читательской грамотности в подготовительной к школе группе «Осьминожки»
Дата проведения: 05.03.2023г.
Место проведения: МБДОУ детский сад № 20 в рамках ГМО «Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования».
Ответственный: Бондал Наталия Геннадьевна
Тема: «Рассказы Осеевой В. А.»
Публикация «Конспект НОД по читательской грамотности в подготовительной к школе группе „Рассказы Осеевой В, А,“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осеева В.А.
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Цель: развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других через чтение рассказов В. А. Осеевой.
Задачи:развивать умение слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
- совершенствовать речь, как умение более точно характеризовать героя, ситуацию рассказа;
- формировать умение анализировать прочитанные произведения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать умение содержательно и эмоционально пересказывать.
Образовательная область «Познавательное развитие» : обобщать знания детей по теме: «Рассказы В. А. Осеевой», развивать интерес детей к чтению небольших рассказов В. Осеевой;расширять и уточнять представления детей о понятии дружбы.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» :воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности; создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих иинтеллектуальных способностей детей;воспитывать дружественное отношение к окружающим. Образовательная область «Физическое развитие» :развивать координацию движения.
Материалы и оборудование: портрет В. Осеевой, сундучок с предметами: пуговица, шапка, печенье, синие листья, макет цветка «Дружба», картинки для игры «Собери картинку», воздушные шарики, атрибуты к сценке «Синие листья», магнитофон, выставка рисунков.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Осеевой; беседы с детьми о чуткости, справедливости, жадности, дружбе; обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций; игры на сплочение, коммуникативные игры.
Активизация словаря: здравствуйте, улыбка, жадность, доброта, честность, трудолюбие.
Ход: Приветствие с гостями.
В: - «Гости к нам пришли сегодня,
К ним сейчас мы повернёмся,
И все вместе улыбнёмся.
Скажем, мы друг другу «Здравствуйте»!
Дети стоят около воспитателя.
В: - Ребята, хотите узнать, что сегодня вас ждет интересное и о чем мы будем говорить? Поможет нам в этом волшебный сундучок. Я из него буду доставать разные предметы, а вы посмотрите, и попробуйте догадаться, какое отношение они имеют к творчеству Валентины Осеевой (достаю пуговицу, шапку, печенье, листья).
Дети называют рассказы писательницы : «Пуговица», «Заячья шапка», «Печенье», «Синие листья»).
В: - Молодцы, присаживайтесь полукругом около меня.
В: - Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны Осеевой (показываю портрет). Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем. Она очень любила и понимала детей. Её рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать и оценить поступки героев, а так же и свои собственные. Она писала свои книги для того, чтобы все девочки и мальчики выросли дружными, честными и воспитанными людьми.
В: - Но сначала давайте вспомним, что такое дружба? (ответы детей)
В: - Правильно. Дружба - это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.
В: - А вы умеете дружить? (ответы детей)
В: - Ребята, давайте раскроем все секреты нашей дружбы.
Символ нашей дружбы — цветок, лепестки которого мы соберем, будут разноцветными – это наши ладошки.
В: - Какой же первый секрет дружбы? Вспомните, что мы сделали в самом начале нашей встречи? (ответы детей)
В: - Правильно, мы поздоровались, значит, первый секрет дружбы – это всегда здороваться и быть приветливыми.
(берет лепесток – ладошку предлагает прикрепить символ -приветствия.)
В: - А хотите узнать второй секрет?
Тогда послушайте загадку.
«Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об… (УЛЫБКЕ)»
В: - Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый или с тем, который улыбается? (ответы детей)
В: - Я хочу поделиться с вами своей улыбкой. Я дарю свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплее. Так давайте же улыбнёмся друг другу. Мы здесь все друзья! (Улыбаются).
В: - Вот мы и разгадали второй секрет дружбы — это УЛЫБКА.
(берет лепесток – ладошку предлагает прикрепить символ - улыбка.)
В: - Я приглашаю вас на физминутку.
Игра «Гусеница».
(Дети встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч (воздушный шар). Задача «Гусеницы» - преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мячи. Дети (во время движения) :
«Я большая и цветная гусеница озорная,
Мне, на месте не сидится, буду с вами веселиться»
В: - Ребята, скажите, можно было бы поиграть в эту игру одному? (ответы детей) - Конечно, нет. Только вместе с друзьями, большой, весёлой компанией можно играть в такую весёлую игру.
В: - А вот, чтобы разгадать следующий секрет дружбы, давайте посмотрим сценку. Присаживайтесь.
(Дети разыгрывают сценку по рассказу В. ОСЕЕВОЙ «Синие листья»).
"Подруги Лена и Катя сидят друг напротив друга за столом и рисуют.
Лена: (перебирает цветные карандаши)«Синий. красный. жёлтый. опять синий. И ни одного зелёного. Нельзя же листочки синим разрисовывать?.А, Катя?»
Катя: (равнодушно) «Конечно, нельзя».
Лена: «Катя, у тебя два зелёных карандаша. Дай мне один листочек разрисовать».
Катя: (пожала плечами) «Пойду, спрошу у мамы»
Лена: «Хорошо, спроси». (Катя убегает и тотчас возвращается) «Ну что, позволила, Катя?»
Катя: (недовольно) «Мама-то позволила, но я пойду ещё брата спрошу, он ведь мне карандаши-то подарил».
Лена:«Что ж, спроси брата». (Катя снова уходит. В её отсутствие Лена встаёт и берёт в руки Катин зелёный карандаш и, вздохнув, кладёт его обратно. Входит Катя) «Ну что, Катя? Позволил брат?»
Катя: (уныло) «Брат-то позволил, да боюсь, сломаешь ты карандаш»
Лена: (убеждая) «Нет, я осторожненько, Катя».
Катя: (протягивая зелёный карандаш) «Ну, смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери и не рисуй много».
Лена: (радуясь) «Нет, мне бы только травку разрисовать (показывает рисунок) и листочки зелёненькие».
Катя (прижимая к себе карандаш, делая недовольное лицо и хмуря брови) «Ой! Это много».
Лена собрала карандаши, тетрадку, сунула их в портфель и направилась к двери.
Катя: (смущенно) «Что же ты? Бери!» (Протягивает карандаш).
Лена: (сердито) «Не надо!» (Уходит).
Катя: (смущенно) «Я ведь ей давала, а она не взяла»
В:- Ребята давайте аплодисментами поблагодарим наших девочек и подумаем, почему же Лена не взяла карандаш? (ответы детей)
В: - Какие чувства вы испытываете после рассказа? (ответы детей)
В: - Да, этот рассказ о том, как плохо, когда дети не делятся с товарищами, жадничают. От таких товарищей часто отворачиваются и не хотят с ними играть и дружить. Вот мы и разгадали третий секрет — это уметь уступать, не жадничать.
(берет лепесток – ладошку предлагает прикрепить символ).
В: - Ребята, а как вы думаете легче быть добрым или злым человеком? (ответы детей)
- Сейчас об этом нам расскажут ребята.
Ребё нок: "Наверно…. легче злым.
Быть добрым — значит отдавать тепло свое другим.
Быть добрым — значит понимать и близких и чужих
И радости порой не знать, заботясь о других"
Ребё нок: "Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда — один"
В: - Так, что же такое доброта? (ответы детей)
- Ребята, кто из трёх мальчиков в рассказе «Три товарища» В. Осеевой поступил по - доброму?
В: - Значит четвёртый секрет – ДОБРОТА.
(берет лепесток – ладошку предлагает прикрепить символ).
В: - В названии, рассказа «Что легче?» содержится вопрос.
- Чему учит нас этот рассказ?
- Запомните, ребята, что обманывать не хорошо, и мы всегда должны быть честными по отношению друг другу.
Секрет дружбы — Честность
(берет лепесток – ладошку предлагает прикрепить символ).
В: - Ребята, я предлагаю, вам, поиграть в игру: «Собери картинку».
Игра «Собери картинку».
(Дети делятся на две команды. Цель игры — какая команда соберёт картинку быстрее и правильно назовёт рассказ. Дети первой команды: «Просто Старушка». Дети второй команды: «Сыновья»).
В : - Как поступили мальчики в этих рассказах? (ответы детей)
- Хотели бы вы дружить с такими мальчиками, которые помогали вам? Вот мы раскрыли последний секрет дружбы, это — Помощь.
(берет лепесток – ладошку предлагает прикрепить символ).
В: - Ребята, я предлагаю сыграть в игру «Да – нет»
Игра «Да и нет» (Цель игры - возможность ответить на вопрос только «да» или «нет»).
- Будем крепко мы дружить? (Да)
- Мы научимся играть? (Да)
- Друг другу будем помогать? (Да)
- Друга нужно разозлить? (Нет)
- А улыбку подарить? (Да)
- Друга стоит обижать? (Нет)
- Будем громко мы кричать? (Нет)
- Оторвём мы мишке лапу? (Нет)
- Будем все мы книжки рвать? (Нет)
- А товарища толкать? (Нет)
- Чай с друзьями будем пить? (Да)
- Руки перед едой будем мыть? (Да)
- Будем мы всегда дружны? (Да)
- И товарищам верны? (Да)
В:- Ребята, сегодня мы раскрыли секреты дружбы, и собрали все лепестки для цветка. Предлагаю всем вместе собрать лепестки в цветок.
Дети собирают с помощью воспитателя цветок.
В: - У нас получился очень красивый цветок дружбы.
Ребята, этот цветок не простой. Он будет таким красивым, если вы будете дружить, а если вы будете ссориться, то он станет серым.
(зажигает цветок)
В: - Скажите еще раз, чьи рассказы помогли нам. (рассказы Осеевой)
В: - Правильно, рассказы В. А. Осеевой.
Перед вами еще коллаж, это произведения Валентины Осеевой, с которыми мы познакомились. Выберите рассказ, который вам очень понравился, и подарите свое сердечко.
Коллаж «Подари свое сердечко»
(дети приклеивают сердечко к коллажу)
Упражнение «Круг друзей»
(Ребята, встанем в круг, возьмемся за руки, пожмите руки и посмотрите друг другу в глаза: «Всем, всем добра и счастья!
Всем, всем до новых встреч!»
В: - Ребята, я думаю, что вы запомнили все секреты дружбы и будете с удовольствием читать книги В. Осеевой, которые помогут вам, вырасти добрыми и честными, трудолюбивыми и дружными людьми.
В: - нужно попрощаться с гостями, повернитесь к ним.
(Прощаются)