Ирина Марченко
Конспект НОД по петриковской росписи «Укрась платочек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие. «Укрась платочек»
Петриковская роспись
Цель. Знакомить детей с Петриковской росписью, учить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетание цветов). Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, используя ягоды, листья, «травинки», завитки. Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Воспитывать любовь к народному кубанскому искусству.
Материал. Квадраты белой бумаги (15х15 см). Гуашь, палитра, кисти, тычки, салфетка, банка с водой, подставки.
Публикация «Конспект НОД по петриковской росписи „Укрась платочек“ в старшей группе» размещена в разделах
Ход занятия.
Выставка предметов с петриковской росписью. Воспитатель уточняет название петриковской росписи и рассказывает о том, как появилась роспись на Кубани.
«Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи. Необыкновенно красочная и своеобразная, она не только служила предметом убранства. В беге её линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.
Начиная с XIX века главным центром распространения настенной росписи являлось село Петриковка Днепропетровской области, откуда она и попала к нам на Кубань с казаками-переселенцами. В легком, перистом и ажурном рисунке росписей до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом, как разрезанном, виде.
В основном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные узоры: от простой травки, «папоротник», обведённой контуром и превращённой в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд. Целое дерево в украинской росписи не встречается, зато часто попадаются гирлянды из листьев дуба, клёна, хмеля, барвинка, огуречника и винограда.
На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто ими-тировала ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.
В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки.
Краски получали из соков и отваров растений: свёклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределённой формы. Точно так же в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свёклу, с внутренней стороны которых вырезывали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода. Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом с помощью связки колосьев. И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой «рогозой».
Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор — «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своём они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц».
Петриковская роспись как вариант оформления сельского интерьера дала начало другому виду декоративного изобразительного искусства — «малёвкам»»
Физминутка.
Рассмотреть элементы петриковской росписи, цвет, колорит. Предложить детям украсить квадрат «платочек», используя ягоды, листочки и травинки. Уточнить последовательность составление узора: ягоды – в середине квадрата, а листья по углам, затем дорисовать травинки. Выбрать цвет и приступить к составлению композиции.
В конце занятия выбрать самую композицию.