Татьяна Панченко
Конспект НОД «Пересказ сказки «Хвосты» В. Сутеева» с использованием дидактической игры на липучках
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической группе
«Пересказ сказки «Хвосты» В. Сутеева»
с использованием дидактической игры на липучках
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу сказки «Хвосты» с опорой на дидактическую игру на липучках
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку; продолжать формировать способы образования притяжательных прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий и т. д.
Развивающие: Содействовать развитию умения эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; способствовать развитию зрительного и слухового восприятие, общей и мелкой моторики в процессе действий с элементами игры на липучках, речи, мышления, умения четко формулировать свою мысль, правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями
Воспитательные: Воспитывать у детей умение понимать характеры героев и оценивать их поступки
Предварительная работа: Чтение сказок В. Сутеева, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр презентаций «Зачем лесным зверям хвосты?», «Зачем домашним животным хвосты?», дидактические игры «Чей хвост?», «Найди животному хвост?», «Для чего нужен хвост?», «Узнай хвост по описанию»
Оборудование: иллюстрированные авторские сказки, дидактическая игра на липучках к сказке «Хвосты», мультфильм «Хвосты», дидактическая игра «Чей хвост?»
Лексика: лисий, волчий, заячий, перехитрила, доверчивый, гордый, форменный красавец, пословица «От добра добра не ищут» (довольствуйся тем хорошим, что есть у тебя и не ищи другого, лучшего)
Ход занятия:
I. Оргмомент. Приветствие «Милый друг» (колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг.
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: А теперь подарим улыбки нашим гостям и поздороваемся. Проходите, присаживайтесь на подушки.
Дидактическая игра «Книжный базар» (на столе лежат четыре книги: 3книги авторские – В. Г. Сутеев, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, 1 – русская народная сказка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные книги я вам принесла. Рассмотрите их внимательно, назовите сказку и определите лишнюю (народную) сказку. Объясните, пожалуйста, свой выбор.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, вы определили лишнюю сказку, потому что она народная, а остальные авторские.
Воспитатель: Все верно, молодцы!
II. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение, и отгадайте, о какой же сказке сегодня будет идти речь.
У каждого зверя есть свой хвост.
У лисицы - рыжий и пушистый,
У волка - серая метёлка,
У зайчонка - белый колобок.
Но все звери знают, и все понимают:
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Лисица хвостом след заметает.
Волка хвост в стужу согревает,
Зайцу прыгать хвост помогает.
Все звери знают и понимают:
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Воспитатель: Кто готов ответить? Пожалуйста….
Дети: Это сказка называется «Хвосты».
Воспитатель: Кто ж написал эту сказку, кто назовет автора? (ответы детей)
Правильно, ребята. Это сказку написал Владимир Григорьевич Сутеев.
А зачем, мы читаем книги? (ответы детей) Что вам больше нравится чтение и рассказывание? Почему? А если у вас есть интересная информация или вам понравилась сказка, как вы поделитесь этим? Что вы будете делать? (ответы детей).
Правильно, вы расскажите или перескажите.
Воспитатель: И мы сегодня будем пересказывать сказку помощью игры на липучках. Будьте внимательны, не отвлекайтесь. А в конце занятия будет самооценка вашей работы. Вы готовы?
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каких животных шла речь в стихотворении?
Дети: Вы прочитали о лисе, зайце, волке.
Воспитатель: Молодцы, вы внимательно слушали и верно ответили.
Воспитатель: Ребята, давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Кто хочет ее провести? Выходи, Ксюша, пожалуйста.
Пальчиковая гимнастика «Лесные звери» (проводится стоя)
Раз, два, три, четыре, пять
Пришли звери поиграть.
Один куда-то подевался,
Теперь их четверо осталось.
А теперь скорей смотри –
Их уже осталось три.
Ну и ну, какая жалость
Только двое их осталось.
Эта новость так грустна -
Осталась лисонька одна.
Пока мы с тобой считали,
Звери все от нас сбежали.
Воспитатель:
- Ребята, о каких животных, героях сказки «Хвосты», не говорилось в стихотворении?
Дети: Вы не читали о сороке и еже.
Воспитатель: Что вы можете сказать об их хвостах?
Дети: У ежа он очень маленький…. Он ему помогает сворачиваться в клубок
У сороки длинный хвост.
Воспитатель: Для чего ей такой хвост?
Дети: Он, как руль, помогает ей летать.
Воспитатель: Я приготовила для вас интересную игру. Она называется «Чей хвост?» Подойдите, пожалуйста, к столу.
Воспитатель: У вас на столах разложены картинки. Вам нужно выбрать себе одну картинку, рассмотреть ее и назвать животное, затем найти его хвост и провести карандашом линию от хвоста к животному. А затем сказать, чей это хвост.
Образец:
Для медведя нужен медвежий хвост.
Дети: Для волка нужен волчий хвост. Для мышки нужен мышиный хвост и т. д.
Воспитатель: Хорошо, все постарались.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы вспомнить, о чем эта сказка, давайте мы с вами посмотрим начало мультфильма «Хвосты». Присаживайтесь на стульчики.
Просмотр начала мультфильма В. Сутеева “Хвосты”
Воспитатель: Что случилось в лесу?
Почему сорока не захотела брать лисий хвост?
Дети: У неё свой есть. Ей не пригодится лисий хвост. Он для неё большой.
Воспитатель: Вспомните, что она сказала, когда отказалась от лисьего хвоста?
Дети: От добра, добра не ищут.
Воспитатель: Как понимаете смысл пословицы? (ответы детей)
Воспитатель: Кому потом сорока предложила лисий хвост? Что ответил ей еж?
Воспитатель: Все правильно. А продолжение сказки вы услышите от меня. Я вам ее прочитаю. Садитесь поудобней, слушайте внимательно.
Чтение сказки В. Г. Сутеева «Хвосты»
Работа над содержанием сказки
- О ком говорится в сказке?
- Что случилось с лисьим хвостом?
Кому предложила сорока хвост?
Что ответил ей ёж? Какой ёж?
Что стал делать с хвостом заяц?
Что ему сказала сорока?
У кого оказался хвост лисы после зайца?
Как вела себя лиса?
Почему волк не хотел отдавать лисе её хвост?
Чем закончилась сказка?
Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Перед тем, как мы начнем пересказывать сказку, выполним артикуляционную гимнастику, подготовим наш язычок.
Артикуляционная гимнастика выполняется под музыку
Воспитатель: Итак, мы начинаем пересказ. Кто желает начать первым?
Пересказ сказки с опорой на дидактическую игру на липучках
Рефлексия.
Воспитатель:
- Какую сказку мы сегодня пересказали? Как вы думаете, у нас получилось?
- Чему нас учит сказка «Хвосты» (что любой хвост – это не украшение, а очень полезный для животных предмет)
- Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
- На кого бы вы хотели быть похожи?
- С кем бы вы, не стали дружить?
- Кому вам хочется пересказать сказку?
- Что для вас было трудным?
- Что было самым интересным?
Самооценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам оценить свою работу. На доске вы видите солнышко и грустную тучку.
- Если у вас все получилось, вам было интересно, то украсьте своим бантиком солнышко, оно так радуется вашему успеху.
- А если вам было сложно, и вы испытывали затруднения, то подарите свой бантик тучке. Она грустит, но давайте пообещаем ей, что в следующий раз будем стараться еще лучше, и она тоже будет улыбаться.
Воспитатель: Ребята, вы у меня самые лучшие. Спасибо вам за старание.
А у вас есть любимые сказки? Дома нарисуйте, пожалуйста, к своей любимой сказке рисунки и мы с вами соберем книгу «Любимые сказки нашей группы»