Инна Никитина
Конспект НОД «Осень в Марийском крае» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень в марийском крае»
(Средняя группа, Никитина И. В.)
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Цель: обучение печатанием листьев изображать красоту осенней природы родного края.
Задачи: - учить детей рисовать печатанием листьев;
- развивать аккуратность, самостоятельность;
- воспитывать у детей любовь к родному краю, к красоте осенней природы.
Публикация «Конспект НОД „Осень в Марийском крае“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы; рисование картин об осени; чтение художественной литературы об осени; чтение и разучивание стихотворений про осень, про родной край; наблюдение за осенней природой во время прогулок; сбор осенних листьев, беседы о приметах осени; разучивание дидактических, пальчиковых, подвижных игр по теме.
Методы и приемы: наглядный, вопросы детям, игровой, пальчиковая игра, использование художественной литературы, физическая минутка, самостоятельная работа детей.
Материалы и оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук, листья разных пород деревьев; клеёнки; салфетки; кисти; стаканчики с водой, запись музыки «Звуки леса», фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года - Осень», иллюстрации; бумага формата А4 с нарисованным фоном; гуашь желтого, оранжевого, зеленого, фиолетового, коричневого цвета.
I. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с каждым из вас. Давайте все улыбнемся и подарим друг другу радость и тепло наших сердец.
- Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я заметила яркие красочные листья на деревьях. Ветер сдувал их, и они ложились на землю золотым ковром, а под ногами шуршали.
II. Основная часть
- Ребята, а почему листья опадают на землю?
Дети: Потому что наступила осень.
- Давайте вспомним приметы осени. (Ответы детей)
- Все верно. Девочки и мальчики, посмотрите на экран. Перед нами изображен самое большое озеро в нашей республике – Яльчик – осенью. Вот так выглядит гора Чукша в Моркинском районе осенью. Гора Чукша является самой высокой точкой нашего края. А это дуб Пугачева Осенью. А здесь изображен наш город - Йошкар-Ола. Посмотрите какие красивые деревья, какое чистое голубое небо. А вот марийский лес осенью.
Звучит музыка с пением птиц. На проекторе изображен лес.
- Ребята, мы оказались в лесу. А в лесу растет много разных деревьев. Отгадаете загадки – узнаете, какие деревья растут в наших лесах.
(Ответы детей сопровождаются изображением деревьев на проекторе)
1) Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе займет.
Круглые листочки
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? (Липа)
2) Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
3) Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб)
4) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
5) Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
И ягоды краснеют. (Рябина)
6) Все знают, что у елки
Не листья, а иголки.
И так же как она
С иголками.
7) Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще – у этих
Листья тихо шелестят. (Осина)
8) Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березы
- Молодцы ребята, все загадки отгадали. А я про елку знаю скороговорку «У елки иголки колки». Попробуйте проговорить, кто быстрее и четче. Иголки есть еще у ежика. Давайте изобразим ежика. Пальчиковая игра «Еж» :
- Что ж ты, еж, такой колючий? (Руки в замок с выпрямленными пальцами)
- Это мне на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи:
Лисы, волки и медведи.
- Давайте сядем на пенечки-стульчики и отдохнем. Послушаем Леру Б., она расскажем нам стихотворение на марийском языке про родной край «Шочмо вер» Ивана Осмина:
Теве тумо, теве корно,
Теве курык, теве ер.
Ер воктеке толын шордо,
Толын шордо пеш чевер.
Ой, пеш сылне! Ой, пеш ямле!
Шордо вудым подылеш.
Тиде мыйын шочмо мланде.
Шочмо мланде сылне пеш!
Тыште шордо, тыште рывыж,
Кайыквусо шуко пеш.
Шочмо мландым пале, эргым,
Чот йорате курымеш.
- Ребята, а давайте вместе полетаем как осенние листочки.
Физкультминутка «Листья» :
(Дети под музыку выполняют движения. Координация речи с движением.)
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо – влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
- А сейчас, ребята, мы с вами будем рисовать осень в марийском крае, но несколько необычным способом. В этом нам помогут листочки – мы будем ими печатать на листке бумаги.
Практическая часть. (Объяснение сопровождается показом)
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, оранжевой и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.
2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким и смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
- Но сначала давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот дубовых,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
Самостоятельная работа детей. (По необходимости воспитатель помогает детям)
III. Заключительная часть
- Какие мы все молодцы! Как прекрасна осень в марийском крае!
Устраиваем осенний вернисаж.
Литература:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2014г.»
2. Артемьева Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх»,1992г.
3. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5лет».
4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-v-srednei-grupe-netradicionaja-tehnika-risovanija-pechat-listjami.html