Самсонова Елена
Конспект НОД «Орган чувств — ухо» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
Составитель: воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 125 г. Владивостока» Самсонова Елена Александровна.
Социально-коммуникативная деятельность на тему: «Орган чувств - ухо»
Цель: знакомство детей с одним из важных органов чувств – ухом.
Публикация «Конспект НОД „Орган чувств — ухо“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Задачи: дать понятие об основных функциях уха, расширять словарный запас, расширять знания детей о профессиях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: сумка и кепка для почтальона, шкатулка, пазл «ухо», музыкальные записи звуков, коробочка, раскраски, ушная воронка, отоскоп.
Ход занятия.
Входит почтальон с большим конвертом в руках.
-Здравствуйте! Где мне найти старшую группу? (ответы детей: здесь)
-Вам пришло письмо.
Воспитатель вскрывает конверт и читает.
-Здравствуйте, ребята! Пишет вам доктор Пилюлькин из Цветочного города.
Вы знаете, что я лечу больных. Но, больше всего на свете, хочу, чтобы никто не болел. Сегодня я приготовил для вас «Волшебное путешествие» в страну Здоровья. Садимся на поезд и отправляемся в дорогу.
Дети идут за воспитателем по группе. В помещении обозначены станции.
Первая станция «Угадай-ка». Надо отгадать загадку.
Н. Кнушевицкая «Уши»
Нам без них нельзя никак
Слышать ход часов: «Тик-так!»,
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
Новогоднюю хлопушку,
И, помимо звуков прочих,
Мамино: «Спокойной ночи!» (Уши.)
Воспитатель:
-Ребята, сколько у человека ушей? А знаете ли вы, что уши растут всю нашу жизнь? И, что два уха одного человека совершенно разные как внешне, так и внутренне.
-Зачем нам нужны уши? (С помощью ушей мы слышим все звуки, речь, музыку. Без ушей мы не могли бы разговаривать. Маленькие дети сначала долго слушают и только потом учатся говорить.)
-Правильно. Вы молодцы. Теперь доктор Пилюлькин предлагает прослушать запись звуков и отгадать, кто их издает (пение птиц, раскаты грома, шум ветра, шторм на море).
- Садитесь в наш поезд и отправляемся дальше.
Следующая станция «Собирай-ка». Лежит конверт, в котором находятся пазлы с изображением строения уха. Дети собирают его и рассматривают строение уха.
- Ухо состоит из трех частей: наружное (ушная раковина и слуховой канал, среднее (молоточек, наковальня, стремечко, специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, внутреннее (улитка, три полукружных канала). Между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка.
Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь
По наружному каналу, через тоненькую пленку,
Что зовется перепонка, дальше вглубь.
Молоточек постучит там по наковальне,
Звук за стремечком бежит и стремится далее
Встретит здесь его улитка не простая, скоростная,
Что различные сигналы быстро в мозг передает.
Мозг их быстро расшифрует и решит, что надо делать:
Может, тихо слушать сказку, подпевать веселой песне
Или же от злой собаки быстро-быстро убегать.
С. Шукшина
-Ребята, попробуйте объяснить названия различных частей уха.
-Садимся в поезд и отправляемся дальше.
Станция «Разминка».
-Отдохнем немного с вами. Физминутка к нам пришла.
Физкультминутка «Зайка серенький».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (сидят на корточках)
Вот так, вот так он ушами шевелит (делают «ушки на макушке» и шевелят «ушками»).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Вот так, вот так, надо зайке поскакать. (скачут, поворачиваясь вокруг себя).
Зайку волк испугал, серый зайка ускакал! (дети строятся парами и продолжают путешествие).
Станция «Секрет».
-Ребята, интересно, что же приготовил доктор нам на этой станции.
Лежат в сундучке отоскоп, ушная воронка.
-Кто знает, как называются эти приборы?
-Какому врачу они принадлежат? Что он ими делает?
-Молодцы. Эти приборы требуются для работы лору (отоларингологу).
Ими он осматривает уши.
-Когда мы обращаемся к лору?
-Что надо делать, чтобы уши не болели?
(в холодную погоду носить головной убор, лечить нос, не кричать)
-Послушайте стихотворение.
Доктор, доктор, Если мыть,
Как нам быть? То как нам быть?
Уши мыть? Часто мыть?
Или не мыть? Или пореже?
Отвечает доктор:
-Еже!
Отвечает доктор гневно:
-Еже …еже… ежедневно!
Э. Мошковская
-Что ответил доктор, когда его спросили о том, как часто надо мыть уши?
-А вы согласны с доктором?
-Как вы моете уши? Чем чистите? (мыть с мылом, чистить ушными палочками)
-Чем нельзя ковырять в ушах? (спичками, булавками)
-Почему? (можно слух потерять)
-Когда вы чистите уши, что видите на ватных палочках? (серу)
-Кто знает, для чего она нужна?
-Сера не растворяется в воде. Она смазывает ухо и предотвращает его от высыхания. Также защищает ухо от пыли и грязи. Пыль оседает на сере и выводится вместе с ней из слухового прохода.
-Поднимите руки, кто любит купаться. Когда вы плаваете в море, бассейне, моетесь в ванне, какое правило есть для ушей? (стараемся, чтоб не попала вода) Почему?
-Правильно. Сейчас мы с вами составим основные правила, как беречь уши.
1. Защищать от ветра.
2. Не ковырять острыми предметами в ушах.
3. Не слушать громкую музыку и не кричать.
4. Стараться, чтобы вода не попадала в уши.
5. Мыть уши каждый день.
6. Если ухо заболело- сразу бежать к врачу.
- Смотрите, здесь еще есть игра «Убери лишнее» (дети делятся на две команды. Убирают предметы, которые нельзя использовать для ухода за ушами).
-Молодцы. Садимся в поезд и отправляемся на конечную станцию
«Сюрприз».
-Ребята, смотрите, доктор Пилюлькин приготовил нам сюрприз. Какая красивая коробочка!
Интересно, что в ней.
(Открываем. Там письмо и раскраски. Читаем.)
-Дорогие ребята! Вы- молодцы. Я думаю, что вы будете беречь свои уши. Они –важный орган чувств, с помощью которого мы слышим звуки, познаем окружающий мир. Уши помогают нам общаться друг с другом. Берегите их! На прощание я дарю вам эти раскраски. Вы будете смотреть на предметы, изображенные на них, и вспоминать звуки, которые они издают. До свидания, ребята!