Ольга Сехина
Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» для детей 5–6 лет «Цвета года: краски зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Тема занятия: «Цвета года : краски зимы»
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: сохранение культурной среды.
Задачи:
Образовательная:
познакомить детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности;
учить выделять художественные особенности данных произведений искусства (форма, цвет, ритм, композиционное решение);
Публикация «Конспект НОД в ОО „Художественно-эстетическое развитие“ для детей 5–6 лет „Цвета года: краски зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
активировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, краски зимы, настроение картины; цветовая гамма : тёплые, холодные цвета, оттенки цвета.
Развивающая :
развивать художественное восприятие, эстетические особенности, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.
Воспитательная:
формировать умение воспринимать красоту окружающего мира, и желание активно участвовать в процессах, которые происходят в этом мире.
Ход НОД
1. Вводная часть.
- Сегодня я хочу показать вам краски природы-зимы. Как вы думаете, где мы можем их увидеть? (за окном на улице, в зимнем лесу, на картине, на фотографиях, в телевизоре и т. д.) Мы можем о них услышать в стихах, послушайте.
Стихотворение (музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена года» - «У камина»).
А. С. Пушкин
Зимний вечер.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Зима бывает какая? (холодная, суровая, лютая, а может быть тёплая, снежная, солнечная и т. д.) Нам людям нравится зимнее время года, потому что оно бывает разное. Художники всегда восхищались красотой этого года и старались запечатлеть его, часто сравнивали зиму со сказкой («сказочная зима», «волшебство снега», и т. д.).
2. Основная часть.
- Посмотрите, перед вами две картины знаменитых художников. Автор одной из этих картин вам уже известен – это И. И. Шишкин. Какое произведение этого автора мы уже знаем? («Утро в сосновом лесу») Автор второго произведения Грабарь Игорь Эммануилович. Давайте всмотримся в каждую картину и подумаем, что же так заинтересовало художников, какую зиму они изобразили.
Рассматривание картины И. И. Шишкина.
Вопросы.
- О чём хотел рассказать художник? (о зимнем лесе, о высоких деревьях, даже макушек не видно; о тишине в лесу, и т. д.)
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).
- Молодцы, красивые названия вы придумали! И. И. Шишкин назвал своё произведение «Зима».
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину «Зима»? (холодно, но не морозно; очень красиво, чувствую тишину, хочется вдохнуть чистый воздух, спокойно; снег укутал лес, как одеялом; лес спит, даже птичка, которая сидит на ветке тоже спит, и т. д.).
- А вы хотите побывать в этом необыкновенном лесу? Что нужно для того, чтобы отправится на зимнюю прогулку в лес? (одеться по погоде, можно взять с собой лыжи, тёплый напиток, и т. д.) Все готовы! Отправляемся!
Физкультминутка.
1. По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
2. Впереди течёт река широка и глубока. (перепрыгивание через скакалки, которые разложены на полу).
3. На пути кусты, бурелом. (ходьба с высоко поднятыми коленями).
4. А вот и ёлки на пути, они так низко опустили свои ветки, что нам придётся проползти под ними, чтобы не сломать их (идём полным присестом, а потом ползём на четвереньках). Вот мы и пришли! Давайте подышим лесным чистым воздухом, послушаем тишину (предложить постоять с закрытыми глазами и немного спокойно подышать). А теперь откройте глаза и расскажите, кто, где очутился.
Ребята рассказывают о том, какое место на картине им понравилось и почему. Например, я стою возле кустика, где много тоненьких веточек, покрытых пушистым снегом, потому что могу спрятаться, как в домике; я спрятался между маленькими ёлочками, которые растут вон там подальше; я остановилась возле высокой ёлки, где сидит птичка на ветке, хочу угостить её семечками; и т. д.
- Ребята, мне так хорошо с вами в этом лесу! Я тоже выбрала себе место. Я подойду к вот этому жёлтому пятну на снегу. Как вы думаете, почему я выбрала это место? (потому что это лучик солнышка, потому что это тёплое место). Расскажите, почему в лесу нужно сохранять тишину? (чтобы не испугать птиц, зверей). А когда можно и нужно громко кричать? (когда заблудишься). Давайте мы с вами покинем этот тихий лес полный сказочных чудес. Надеюсь, что никто не потерялся и нам не придётся шуметь.
Предлагаю продолжить прогулку по лесу и перебраться в другую картину, посмотреть, а какой там лес.
- У нас с собой есть лыжи, прокатимся на них!
- Надеваем правую лыжу, а теперь левую, взяли лыжные палки и поехали! (имитируем ходьбу на лыжах по группе, едем с горки, в ямку упали, отряхиваемся).
Рассматривание картины «Роскошный иней» И. Э. Грабарь.
- Посмотрите, ребята, какая красота! Как художник И. Э. Грабарь назвал своё произведение? (деревья танцуют, зимний лес, радость в лесу, и т. д.) Он назвал свою работу «Роскошный иней». В его картинах много воздуха чистого, светлого, звонкого, хрустального; как сосульки льда звенят ветки на деревьях, пышные кроны деревьев похожи на кружево. Очень любил рисовать русскую берёзу. Кто знает, что такое иней? Послушайте внимательно стихотворение, и вы услышите ответ на вопрос.
Иней.
После сильного мороза, восхищая горожан,
Оседая, замерзает неудавшийся туман.
Волшебство напоминая, заискрилась пелена.
Серебристая мимоза распустилась у окна.
Льдинкой каждой луч играет.
То ли сказка, то ли быль…
Это с веток облетает бриллиантовая пыль!
(иней это замёрзший туман, который повис на ветках деревьев, как на картине у художника).
Рассматривая эту картину, можно создать ситуацию спора. Пусть дети немного поспорят; выскажут свою точку зрения, расскажут о своих наблюдениях.
Вопрос для спора: «Какое время года изобразил художник в картине «Роскошный иней»?
- Я, думаю, это весна, потому что много солнечного света, вижу много светло-зелёного цвета вдалеке, как будто лес просыпается, значит, весна или возле деревьев жёлтые пятна – это опавшая осенняя листва и на ветках я увидела пожухлую листву, значит это поздняя осень.
В этой беседе дети учатся доказывать. И конечно все вместе приходим к выводу, что это зимний пейзаж.
- Да, ребята, действительно картина оказалась громкая, звонкая, потому что вы шумели и спорили. Я увидела, что картина произвела на вас впечатление, поэтому предлагаю поиграть в снежки.
Игра «Снежки».
Дать детям листы бумаги, из которой они будут комкать снежки и кидать друг в друга.
3. Заключительная часть.
- Поиграли, молодцы! Посмеялись от души! И в этом лесу мне очень понравилось, а вам?
Картины каких художников мы сегодня посмотрели?
- И. И. Шишкин «Зима» и И. Э. Грабарь «Роскошный иней».
- Какое настроение бывает у зимы? ( разное: весёлое и грустное, задумчивое, тихое, шумное, громкое и т. д.)
- Какие краски можно назвать зимними? (все оттенки синего, розовый, светло-зелёные, жёлтые, сероватые оттенки, коричневые и т. д.). Пора возвращаться в детский сад! Мы с вами лыжи не снимали, поэтому поехали!
Возвращаясь в детский сад, можно нечаянно разбудить медведя и поиграть с ним в игру «У медведя во бору много снега наберу…»
Сехина Ольга Константиновна
воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области