Дора Барабанская
Конспект НОД по развитию речи «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Форма проведения детей: групповая.
Предварительная работа:
• Беседа о временах года, чтение стихотворений об осени.
• Слушание произведения из музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь»).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дары осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
• Проигрывание дидактических и развивающих игр направленных на тему «Осень».
Тема: «Дары осени».
Цель занятия:
Формирование обобщенных представлений об осени о времени года, приспособленности растений и животных к изменением в природе, явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить и систематизировать знания детей об осени;
• Вспомнить пословицы и поговорки;
• Учить понимать закономерности явлений природы.
Развивающие :
• Развивать наблюдательность;
• Развивать умение детей логически мыслить, внимание, память;
• Поддерживать эмоциональную отзывчивость у детей.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родной природе;
• Чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Демонстрационный материал: картины «Осенний лес», «Сбор урожая», муляжи картинки овощей.
Раздаточный материал: эмблемы овощей на каждого ребенка.
Оборудование: доска, слайды, ноутбук.
Методы приемы:
• Словесный (беседа по вопросам, рассказ воспитателя);
• Наглядный (рассматривание наглядного материала);
• Стимулирующий (похвала, одобрение);
• Практический (продуктивный);
• Игровой (дидактическая игра, динамическая пауза).
Конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности) в старшей группе.
1. Организационный момент
Цель: передавать интонацией спокойную грусть осенней природы.
2. Мотивационная игра.
Цель: проявить эмоциональный отклик на игровую ситуацию предложенную воспитателем.
Задачи: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, развивать интерес к закономерностям в живой природе.
Методы и приемы: чтение стихотворения, вопросы, рассматривание картины.
3. Введение в тему занятия.
Цель: развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять описательные рассказы о природе.
4. Основная часть занятия.
Цели: закрепить знания детей об овощах.
Задачи: запомнить названия овощей.
Уметь находить сходство и различие между овощами.
Методы и приемы: вопросы, рассматривание картины, игровой.
Эмблемы овощей на каждого ребенка.
5. Рефлексия.
Ребята, о каком времени года сегодня говорили? Что нового узнали?
Что было им трудно ответить? Чьей рассказ детей больше вам понравилось? Почему?
Предложить родителям вместе с детьми сделать проект на тему «Дары осени». Чтение стихотворения:
Листья с деревьев лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Мы с вами отправляемся в осенний лес в поезде. (Звучит музыка).
- Приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков. Посмотрите, вокруг, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
- Значит, в какой лес мы приехали?
Дети: В осенний.
- Почему вы думаете, что это осенний лес?
Дети: (Дети рассматривают картины.) Листья желтые, красные. Трава желтая, сухая).
- Что вы можете сказать про солнце осенью?
Дети: Греет плохо, солнечных дней стало меньше.
- Что происходит осенью с деревьями? Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.
- Что делают птицы осенью?
Дети: Улетают в теплые края.
- Почему? Как называют этих птиц?
Дети: Перелетные.
- Что делают осенью насекомые?
Дети: Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.
- Что делают животные осенью?
Дети: Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, барсук, еж, другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса, третьи (белка, еж)
- Что бывает только осенью?
Дети: Сбор урожая, отлет птиц, листопад.
Физкультминутка. Девочки и мальчики, вокруг себя повернулись и в осенних листочков превратились
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на носочках, руки в стороны
Листья нам под ноги ложатся приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам).
- Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле?
Дети: Собирают урожай.
- Урожай каких овощей собирают люди осенью?
Дети: Свеклы, огурцов, редиски, картофеля, помидоров и т. д.
- Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле. (Дети собирают овощи).
- А сейчас, посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это?
Дети: Огурец.
- Какой он?
Дети: Огурец овальный, зеленый, вкусный.
- Что это?
Дети: Помидор.
-Какой он?
Дети: Помидор круглый, красный, вкусный.
-Чем они отличаются?
Дети: Огурец – овальный, а помидор- круглый. Огурец – зеленый, помидор – красный.
- Чем они похожи?
Дети: Огурец и помидор растут на грядке.
Рассматривают еще две пары овощей.
- Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке? (Каждый ребенок находит карточку).
- Степа, ты отгадал, какой овощ растет на этой грядке? (Свекла).
- Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая).
Аналогическая работа проводится с каждым ребенком.
Дидактическая игра «Повар и овощи».
- Ребята, я решила стать поваром. Не простым поваром, а поваром – волшебником. Превращу вас в овощи сейчас. Дети считают хором,
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем, хлопают,
Ножками потопаем. топают,
Покрутились, покружились, крутятся,
В овощи вы превратились. останавливаются.
(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)
- Что это? (Капуста.)
- Кем ты будешь? (Капустой.)
- В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т. д.)
- Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу)
- Какие овощи можно солить? (Огурцы, помидоры)
- Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту)
- Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту)
- Я решила сварить суп. Какие овощи я положу в суп? ( Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.)
- Молодцы, много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас ребят: Раз, два, три, четыре, пять _ вижу снова я ребят.
В конце занятия детям предлагаю украсить силуэт осени заранее вырезанными дома из цветной бумаги грибами, ягодами, цветками, листьями, овощами, фруктами; дать название сделанной работе и составить небольшой обобщающий рассказ.
Список используемой литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Издательство ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сфера. М,2004.
3. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. М,2007.