Носова Татьяна
Конспект НОД «Дикие животные Фиолетового леса» для детей 5–6 лет
КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА»
(ДЕТИ 5-6 ЛЕТ)
Носова Татьяна Сергеевна, воспитатель
МДОУ «ЦРР-Детский сад №211»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных через использование игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
• Познавательные:
-закрепление представление о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
Публикация «Конспект НОД „Дикие животные Фиолетового леса“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
- расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, шкура, берлога, логово, нора, дикое, хищное, травоядное, менять, линять, добывать, охотиться);
- совершенствование грамматического строя речи: учить образованию притяжательных прилагательных;
- совершенствование умения задавать вопросы;
- учить детей искать ответы по предложенным свойствам
-продолжать учить понимать смысл образных выражений в загадках, уметь самостоятельно составлять загадку
• Развивающие:
- развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
- развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
• Воспитательные:
- воспитывать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.
Предварительная работа: Разучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало…», просмотр изображений диких животных и их детенышей, беседа о жизни диких животных, чтение литературы по данной теме, проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто где спрятался».
Оборудование: развивающая среда «Фиолетовый лес», съемные элементы (деревья, елки, лиса, волк, медведь, заяц, ёж, белка, «Эталонные фигуры Ларчик», набор предметных карточек (гусеница, ягоды, грибы, улитка, жук, червяк и др., набор «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки – 1».
Ход мероприятия:
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей отправиться в Фиолетовый лес. Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, я еще раз хочу с вами поздороваться. Но сделаем мы это необычно. Я попрошу вас повторять за мной движения:
Друг другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, а потом её пожали.
И друг друга мы обняли, отошли и поклонились,
И немного покружились.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень)
Воспитатель: Осень - красивое время года. Это время когда желтеют листочки. А вы знаете осенние месяцы? (Да) Назовите их.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Сколько всего осенних месяцев? (Три) А сегодня погода хорошая можно и погулять. Хотите мы сегодня с вами вместе пойдем в лес. (Да) (Дети строятся по сигналу воспитателя)
Физминутка.
В лес отправимся гулять, (Дети маршируют.)
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем, (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом,
На носочки встали. (Бегут на носочках.)
И к лесу побежали. (Бегут и садятся на стульчики).
Основная часть
(На ковролине перед детьми Фиолетовый лес)
Воспитатель: Послушайте как в лесу тихо, спокойно, а какой здесь воздух свежий. Подышим свежим воздухом- вдох - выдох. Вспомним стихотворение про осень («Уж небо осенью дышало…» Дети читают или воспитатель)
Воспитатель: Замечательно! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, какие животные живут в лесу? (Лиса, заяц, медведь, белка, волк, еж и т. д.) Как, их можно назвать одним словом? (Дикие животные) Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Травоядные животные) Как называются животные, которые охотятся на других животных? (Хищники). Посмотрите, сколько в лесу деревьев. Ребята, осенью деревья сбрасывают свои листья и поэтому это дерево голое.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть тропинка. А вот кто-то спрятался от нас. Кто же это может быть? Попробуйте отгадать (возможно, два варианта: воспитатель отвечает на вопросы детей или дети отгадывают животное по признакам).
Воспитатель: Правильно, лиса, а кто знает загадку о лисе? (дети загадывают загадку)
Воспитатель: Дети, а «какая» лиса? (быстрая, ловка, рыжая, пушистая и т. д.)
Воспитатель: Назовите семью лисы? (папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок, много детенышей – лисята, семья –лисья).
Воспитатель: Ребята, скажите лиса ложится в зимнюю спячку? (Нет). А у лисы меняется шерсть осенью? (Да) Какая она становиться? Да, она становиться более густой и теплой.
Воспитатель: Мы отправляемся дальше и вот еще один зверь от нас спрятался. Кто же это может быть? Попробуйте отгадать.
Воспитатель: Правильно, это медведь. А кто знает загадку, про медведя? (дети загадывают загадку)
Воспитатель: А «какой» медведь? (косолапый, большой, бурый, лохматый и т. д.)
Воспитатель: Назовите семью медведя? (папа - медведь, мама –медведица, детеныш медвежонок, много детенышей – медвежата, семья – медвежья)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (Дети дают свои ответы)
Воспитатель: Медведи готовятся к зиме с лета, много едят, запасают жир. Осенью готовят себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их с мхом. И такую мягкую постель устилает в какой-нибудь яме под свалившимися деревьями.
Воспитатель: Сейчас посмотрим. Кто же еще от нас спрятался на лесной тропинке.
Воспитатель: Правильно это волк. Кто знает загадку про волка? Какой волк (хищный, серый, зубастый, голодный и т. д.)
Воспитатель: Назовите семью волка (мама волчица, папа - волк, детеныш – волчонок, много детенышей – волчата, семья- волчья).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно встретить волка зимой в лесу? Да. Верно, он не ложиться в спячку. Волку щедрая осень тоже дарит теплую шубку, чтобы зимой он не замерз.
Воспитатель: А мы отравляемся дальше, где нас ждет еще одно животное. Кто это? Попробуйте отгадать.
Воспитатель: Правильно это заяц. А кто знает загадку про зайца?
Воспитатель: А какой заяц? (трусливый, пушистый, косой, маленький, ловкий и т. д.)
Воспитатель: Ребята, назовите семью зайца? (мама зайчиха, папа- заяц, детеныш зайчонок, много детенышей – зайчата)
Воспитатель: Ребята, зайцы осенью меняют свою шубку на белую, как вы думаете, почему на белую? (Ответы детей)
Воспитатель: Зимой зайцу белая шубка помогает прятаться от хищников. На белом снегу его зимой не заметно. Кого надо опасаться зайцу? (волка, лису)
Воспитатель: Продолжим наш путь. Кто же спрятался здесь?
Воспитатель: Какие вы догадливы, правильно это ежик. Какой еж? (сердитый, колючий, маленький, хищный, травоядный и т. д.)
Воспитатель: Назовите семью ежа? (мама ежиха, папа – еж, детеныш – ежонок, много детенышей – ежата, семья - ежиная).
Воспитатель: А вот и следующие животное! Правильно белка. А кто знает загадку про белку? Скажите, а какая она - белка? (шустрая, быстрая, ловкая, пушистая, рыжая и т. д.)
Воспитатель: Назовите семью белки? (мама белка, папа - белка, детеныш – бельчонок, много детенышей – бельчата)
Воспитатель: Ребята, а кого из этих зверей мы не встретим зимой? Почему?
Физкультминутка (выполняют движения по тексту)
Мы разминку начинаем
Руки шире раздвигаем
А потом потянем вверх
Отдохнет спина у всех
Начинаем приседанья
Раз, два, три, четыре, пять,
А теперь нам как зайчатам,
Нужно дружно поскакать.
(В завершении садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сколько на лесной полянке животных? (Шесть) Какие это животные? (Дикие) Почему они дикие? (Потому что живут в лесу).
Воспитатель: Тише - тише, они что-то говорят. (Делает вид, что слушает) Им очень холодно в лесу и негде жить, так как они не успели построить себе жилище. А в лесу очень холодно (показываем дрожь). Вот лесник приготовил бревнышки. Для чего? (Дети отвечают) Лесник – это человек, который ухаживает за лесом, заботится. Поможем лесным жителям построить домик из бревнышек? (Эталонные фигуры - Ларчик)
Дети: Да. (Дети строят из бревнышек домики).
Воспитатель: Вы спасли лесных жителей от холода, построив им домики. Молодцы, теперь они не замерзнут в лесу зимой.
(Воспитатель не правильно расставляет животных к домикам).
Воспитатель: Ребята, животные на лесной полянке растерялись и перепутали свои жилища. Поможем им? (Да)
Д/И «Кто где спрятался»
Дети: - Это лисий хвост, а живет лиса в норе (воспитатель перемещает съемный элемент в нору).
- Это заячий хвост, а живет он под кустом.
- Это медвежий хвост, а живет он в берлоге.
- Это беличий хвост, а живет она в дупле.
- Это волчий хвост, а живет он в логове.
- Это ежиный хвост, а живет он в норке под пнем.
Воспитатель: А теперь, давайте угостим наших лесных друзей. Посмотрите на эти картинки, и скажите, кто, чем питается. (На ковролин крепятся картинки с угощениями. Детям надо соединить картинку с животным с помощью разноцветных веревочек).
Заключительная часть
Вот и закончилось наше путешествие. А кого мы видели в лесу? А каких животных мы не встретили в лесу? А что мы для них построили? Наше путешествие в осенний лес запомнилось?