Борздых Наталья
Конспект НОД «Мы в Птицеграде»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Мы в Птицеграде"
Интеграция:
Цель: актуализация словаря, путем использования активных приемов и методов работы.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать в детях любовь к живой природе;
-Прививать детям нравственно эстетические качества: умения любоваться природой; бережно относиться к ней; умение использовать употребление в речи этикетные формулы и правильно их использовать.
Коррекционно- развивающие:
-Развивать у детей фонематический слух;
-Совершенствовать зрительное, слуховое восприятие;
-Развивать ассоциативное мышление детей.
Публикация «Конспект НОД „Мы в Птицеграде“» размещена в разделах
Коррекционно- образовательные:
-Расширять и активизировать словарь по теме "Птицы";
-Совершенствовать умения детей в словообразовании;
-Вырабатывать интонационную выразительность, четкость речи.
Словарная работа:
Методы и приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов и их обыгрывание, подвижные игры;
Наглядный (предметные картинки, мультимедиа)
Словесный (рассказ, беседы, поощрения)
Методы ТРИЗ - педагогики (методы синектики)
Методы экспериментально- поисковой деятельности (сравнение, практическое манипулирование предметов).
Ход образовательной деятельности.
1. Дети заходят в зал. У логопеда в руках книга "Наши сказки"
Логопед: - Друзья! Утро сегодня у нас необычное. К нам пришли гости, поприветствуйте их.
Дети: - Здравствуйте! Рады вас видеть.
Логопед звонит колокольчиком.
Логопед: - И как всегда звонит звонок.
Дети: В гости сказка нас зовет
Она нас за руку ведет
Прямо от порога
Ждет нас путь-дорога
Гуси - лебеди летят
Поздороваться хотят
Конь волшебный проскакал
Волк голодный зарычал.
Логопед:- Да, действительно, сказка идёт к нам в гости. И наша книга готова для новых сказок. А истории добывать будут вот эти дети, а точнее настоящие журналисты. Уважаемые коллеги, мы отправляемся в поход за новыми словами, историями о птицах. Мы даже приглашение от них получили.
Дети читают приглашение
Логопед: - А что такое "Птицеград"?
Дети: Птицеград - это сказочный город, где живут птицы.
Логопед: Где могут жить эти птицы?
Дети: В лесу, на поле, в горах, на поляне, у водоёма.
Логопед: А какой самый большой лес в Оренбургской области?
Дети: Самый большой лес в Оренбургской области – Бузулукский бор.
Логопед: Значит, там находится Птицеград и нам туда. Но дорога будет необычной из родственных слов. А слова эти будут к слову "птица".
Дети: Птица - птичка, птицелов, птичница, птенец, птичий, Птицеград, птицеводы, птичник, птицеферма.
Дети, называют слово и строятся в цепочку, взявшись за руки,
бегут по дорожке под музыку - змейкой.
Логопед: - Вот мы и в Птицеграде.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Дети присаживаются.
Логопед: Голоса каких птиц вы услышали?
Дети: - Кукушка, воробья, синицу.
Логопед: - как вы думаете, какие времена года бывают в Птицеграде?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Логопед: Выберите себе дружочка и время года, которое вам больше всего нравится. Внимание! Наступила зима, холод, лютые морозы. Как птицам в это время года?
Дети: Зимой птицам холодно, грустно, печально, тоскливо, уныло, морозно, тревожно…
Логопед: Наступила весна, пригрело солнышко, травка зазеленела, хорошо стало птицам. Вспомните весёлые слова.
Дети: Праздник, песня, веселье, радость, смех, день рожденье.
Логопед: Лето наступило, стало жарко. Придумайте вкусные слова для птиц.
Дети: Трава, гусеницы, насекомые, жуки, червяки.
Логопед: Лето пролетело быстро, наступила осень. Что делают птицы осенью?
Дети: Они собираются в стаи, прощаются, обучают и готовят к отлету молодых птиц, грустят, печалятся.
Логопед: Вот так и живут птицы! Хуже всего им приходится зимой! Попробуем их развеселить?
Проводится шуточная народная игра- дразнилка "Сорока"
-Скок, сорока!
Скок, сорока!
Слепа с ока!
Слепа с бока!
Логопед: Молодцы, хорошая сорока.
Логопед: А тут ребята и птицы сидят. Сядем, полюбуемся ими. Кто это?
Дети: Синица. (Клёст. Сова.)
Логопед: Назовите его ласково?
Дети: Синичка. (Клесток. Совушка.)
Логопед: Придумайте слова, похожие на слово «синичка» (клесток, совушка).
Дети: Синичка – сестричка, певичка, птичка, спичка, невеличка.
Клесток – дружок, снежок, мосток, листок, пенёк, пирожок.
Совушка - головушка, лебедушка, молодушка
Логопед: Поздоровайтесь с ним, ласково, нежно!
-Здравствуй клёст – клесток,
Ты нам всем--- (дружок)
-Здравствуй синица – синичка
Ты тоненькая как …спичка!
-Здравствуй синица - синичка
Ты поёшь, как пивичка!
Здравствуй совушка -(сова)
Большая. (голова)
-Здравствуй сова. (совушка)
Ты поешь как… (соловушка)
Логопед: Какие вы молодцы, настоящие журналисты, даже стихи умеете сочинять. Вы и о птицах, наверное, много знаете? Что интересного вы знаете о сове?
Дети: Сова - это хищная птица, ночная, днем спит, а ночью - летает.
Логопед: - Покажем, как она летает?
Дети: -Да.
Подвижная игра на координацию речи и движения «Сова».
В лесу темно
Все спят давно
одна сова не спит
На суку сидит,
Да как полетит!
Логопед: А вы заметили ребята, тут ещё птицы и какие-то предметы. Назовити их.
Дети: Снегирь, соловей, журавль.
Логопед: назовите предметы, которые похожи на птиц и объясните свой выбор.
Дети: Это снегирь, он сидит на ветке, как красное яблоко.
-Журавль - смотрит сверху вниз, как подъемный кран.
-Скворец - такой же голосистый как дудочка.
Логопед: А как вы думаете, на каких людей похожи птицы?
Дети: Снегирь, как маленький ребенок, который пришел с прогулки, с красными щечками.
-Журавль- милиционер (полицейский) с высока смотрит за порядком
-Скворец - певец, артист; диктор
Логопед: Запомните! При сочинении сказки, этим птицам можно дать роли.
Мультимедиа (запись)
Внимание, внимание!
Мы ваши коллеги из журнала
"Хочу все знать!"
Мы тоже в Птицеграде и приглашаем вас на берег реки.
Тут много красивых птиц
Желаем приятных впечатлений!
Логопед: Как же нам туда попасть? Мы же с вами в сказке. Скажем волшебные слова и там окажемся.
На одной ножке покружись
И на речке очутись!
Влево, вправо, повернись
И на речке очутись!
Логопед: Вот мы и на берегу реки. Тихо! Не шумите, а то спугнете птиц. Вдохните воздух. Чем пахнет?
Дети: Влагой, сыростью, травой.
Логопед: А кого вы видите?
Дети: -Журавлей, куликов, лебедей.
Логопед: - А что слышите?
Дети:- Курлыканье, шум воды, разговор птиц, хлопанье крыльев.
Логопед: Сравните, кто крупнее кулик или лебедь?
Дети: Лебедь крупнее кулика, значит кулик мельче лебедя.
Логопед: У кого длиннее ноги, у журавля или лебедя?
Дети: У журавля ноги длиннее, чем у лебедя.
Логопед: А какие из этих птиц водоплавающие?
Дети: Лебеди
Логопед: А вы знаете, все водоплавающие птицы выходят сухими из воды. Не проверить ли нам это?
Проводится опыт - эксперимент.
Материал: жир, перья гусиные, вода
Проблема: Почему вода скатывается с перьев птиц?
Вывод: Перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода с них скатывается.
Логопед: Какое у вас настроение сейчас?
Дети: Хорошее, радостное, прекрасное.
Логопед: - Я, думаю, вы запомнили всех птиц, на кого они похожи. Помните стихи - обращения к птицам. Все это поможет нам сочинить новую сказку и нарисовать интересные рисунки.
- А нам пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы опять по дорожке из родственных слов. Теперь ключевое слово будет "сказка".
Дети: Сказка - сказочница-сказочник-сказ-пересказ,-рассказ-сказаны-подсказка-сказочка.
Под музыку дети убегают из зала.