Полина Мазуренко
Конспект НОД музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты и игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Музыкальные инструменты и игрушки.»
Цель:
• Формирование познавательных способностей детей через музыкальное воспитание.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста „Музыкальные инструменты и игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Старшая группа
- Темочки
• Продолжать знакомить детей с различными музыкальными инструментами и их устройством (фортепиано, орган, скрипка).
• Учить определять характер музыки, различать ее изобразительность.
• Играть на детских музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
Оборудование:
• Музыкальный центр,
• диски,
• детские музыкальные инструменты,
• кукла – «дирижер»,
• портреты композиторов (Ф. Шуберта, И. С. Баха, Ф. Шопена,
• слайды,
• ширма,
• султанчики.
Репертуар:
• «Немецкий танец» Ф. Шуберта;
• «Шутка» И. С. Баха;
• «Вальс До минор» Ф. Шопена;
• «Токката и фуга ре-минор-органная музыка» И. С. Баха;
• музыкально–дидактическая игра «Музыкальные инструменты»;
• игра «Оркестр».
Ход занятия:
Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению педагога. Встают полукругом.
Муз. рук: (поёт) Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Муз. рук: А теперь поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте, гости!
Муз. рук: Мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?
(Ответы детей)
Муз. рук: Художники рисуют картины, писатели пишут книги, а кто сочиняет музыку? (Композиторы.)
- Каких композиторов вы знаете?
- Сейчас мы послушаем отрывок из произведения И. С. Баха.
Звучит отрывок И. С. Баха «Токката и фуга ре-минор-органная музыка»
- Какой инструмент прозвучал? (Орган.)
Давайте посмотрим его на слайде.
- Из чего состоит орган? (Ответы детей.)
Поэтому орган называют клавишно – духовой инструмент.
Его называют клавишно-духовой, потому что он состоит из клавиш и множество трубочек. Для того, что бы инструмент зазвучал нужно нажать на клавишу, в трубы за счет нажатия клавиши подается воздух и за счет этого извлекается звук.
Муз. рук: А сейчас внимательно посмотрите на экран. Здесь показано несколько инструментов я предлагаю среди них найти орган.
Выходит один ребенок и показывает орган.
Муз. Рук: А сейчас мы послушаем еще один отрывок композитора Франца Шуберта «Немецкий танец»
(звучит отрывок Ф. Шуберт «Немецкий танец»)
Муз. рук: А здесь, какие инструменты вы услышали?
(Ответы детей)
Муз. рук: Правильно! Это скрипка! А у скрипки есть…. (струны)
Виолончель и контрабас.
СЛАЙДЫ
-А как называются такие инструменты? (Струнно-смычковые.)
-Скажите, пожалуйста, при помощи чего извлекается звук на этих инструментах?
(Ответы детей)
Муз. рук: Музыкант смычком проводит по струнам и за счет этого извлекается тонкий и красивый звук.
Муз. рук: А сейчас послушаем отрывок еще одного композитора Фредерика Шопена «Вальс»
Звучит отрывок Ф. Шопен «Вальс До минор»
Какой инструмент вы услышали? (Пианино.)
(Ответы детей)
Муз. рук: Правильно, молодцы!
Муз. рук: Я вам предлагаю с помощью султанчиков определить характер произведения.
Звучит отрывок «Танец» Шуберта, дети в соответствии с музыкой играют султанчиками.
Педагог: Молодцы ребята! И так давайте теперь с вами скажем, какой же характер был у этого произведения?
(Ответы детей)
Муз. рук: Давайте подойдем к пианино и рассмотрим, как оно устроено. Внутри его есть струны, разные по толщине, и молоточки. Когда мы нажимаем на клавишу, молоточек ударяет по струне. И если струна толстая, то звук - низкий, средняя - звук средний, тонкая - звук высокий. Средние звуки соответствуют человеческому голосу, на этих мы поем с вами песни. Давайте попробуем «поймать» эти звуки. Низкий звук - где будем «ловить»? (Внизу). А какой это звук? (Тяжелый, как камень.) Нам тяжело будет его держать, и мы не сможем его поднять.
- А высокий звук, где мы будем ловить? (Вверху.) А этот звук какой? (Лежит, как пушинка, как перышко, как облачко.) Его можно удержать даже на одном пальчике.
- А средние звуки мы пропоем на слог «ля».
- Пианино называют клавишно-ударно-струнный инструмент. У него есть брат, потому что он устроен так же (показать в альбоме) – это рояль. Пианино и рояль называют одним словом - фортепиано. Они умеют играть громко – это форте и тихо – это пиано. Давайте сядем и поиграем в игру, которая требует большого внимания. Когда я буду играть громко, вы будете вставать, а тихо - садиться. Поможет нам в этой игре кукла - «дирижер» - ее зовут Нотка.
Проводится игра «Тихо – громко».
Муз. рук. : - Кроме инструментов, о которых мы сегодня говорили, есть инструменты и игрушки (детские инструменты, на которых можете играть вы. Вы их все знаете, поэтому попробуйте угадать на слух, какой из них будет играть.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты».
Муз. рук: - Музыкальных инструментов, знаю я, ребята, пять,
А какой из них играет, ты попробуй отгадать.
Дети угадывают трещотку, ложки, бубен, маракас, треугольник.
Муз. рук: Ребята! А знаете ли вы, что музыкальные инструменты можно сделать самостоятельно? Сейчас мы с вами попробуем изготовить музыкальный инструмент.
Троим детям даются бутылочки из-под йогурта, горох, макароны и пшено. Дети насыпают их в бутылочки.
Муз. рук: На какой инструмент похожи ваши инструменты?
(Ответы детей)
Муз. рук: Правильно, на маракас. У ваших инструментов получились разные по высоте звуки. Давайте, с вами определим, у какого инструмента низкий звук, у какого высокий и у какого средний звук.
Дети определяют по звучанию, у кого кокой звук: низкий звук – макароны, у кого высокий – пшено, у кого средний – горох.
Муз. рук: Давайте, попросим наших мастеров сыграть на них.
Трое детей играют под веселую русскую народную песню, остальные – хлопают.
Муз. рук: А теперь мы все с вами станем музыкантами и сыграем серьезные произведения выдающихся композиторов: И. С. Баха, Ф. Шуберта и Ф. Шопена.
Игра «Оркестр» под музыку М. И. Картушиной.
Игра проводится три раза. Дети встают в круг, перед ними лежат музыкальные инструменты, они идут по кругу и поют:
Музыкантами мы стали,
Друг за другом зашагали,
Инструменты в руки взяли,
Танец Шуберта сыграли/«Шутку» Баха заиграли/Вальс Шопена заиграли.
С окончанием песни дети берут любой инструмент и играют на нем стараясь передать характер, темп, ритм и динамику произведений.
Итог занятия:
Муз. рук: Ребята! Сегодня мы узнали, что орган - это клавишно-духовой инструмент, скрипка, виолончель и контрабас - струнно-смычковые инструменты, фортепиано - клавишно-ударно-струнный инструмент. Вспомнили композиторов: Баха, Шопена, Шуберта. Сами научились делать инструменты и обязательно научите родителей. А теперь нам пора прощаться.
Дети поют: До свиданья.
Уходят из зала.