Ира Можаева
Конспект НОД «Министерство Математических дел» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 Выборгского района
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)
с детьми подготовительной группы
на тему: «Министерство Математических Дел»
Подготовила :
Воспитатель Можаева И. В.
Санкт – Петербург
2022
Публикация «Конспект НОД „Министерство Математических дел“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: закреплять и систематизировать знания, умения, навыки, полученные детьми в течение года.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Физическое развитие»
• «Речевое развитие»
Задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20;
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетке;
• Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках;
• Способствовать расширению кругозора детей;
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
• Воспитывать умение работать в команде;
• Способствовать формированию в детском коллективе таких качеств как доброжелательность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность, ответственность.
3. Образовательная область «Речевое развитие» :
• Способствовать развитию связной речи детей;
• Тренировать умение вести диалог, отвечать на поставленные вопросы, приводить аргументы и доказательства;
4. Образовательная область «Физическое развитие»
• Снимать физическое напряжение в процессе НОД;
Методы и приемы:
• Практические: группировка геометрических фигур по названных признакам, выполнение графических заданий,
• Наглядные: использование иллюстраций, демонстрационного материала;
• Словесные: беседа, дидактические упражнения.
Материалы и оборудование : аудио запись телефонного звонка, конверт с заданиями, медали, мяч, три обруча, геометрические фигуры (разноцветные треугольники, прямоугольники, круги, круги, карточки с цифрами и математическими знаками (+, -, =, карандаши, геометрический узор.
Логика образовательной деятельности:
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организацмонный момент Доброе утро, дети!
Мы пришли в свой детский сад,
здесь друг другу каждый рад.
Улыбнулись, обнялись,
И работать принялись.
Присаживайтесь пожалуйста на свои стульчики, начнем наше занятие. Дети приветствуют друг друга, рассаживаются по местам. Создание положительного настроя на НОД.
2. Мотивация на предстоящую деятельность Раздается телефонный звонок. Воспитатель поднимает трубку (включается запись разговора).
- Здравствуйте, это детский сад №8?
- Да, все верно.
- Подготовительная группа «Знайки»?
- Да
- С кем имею честь разговаривать?
- Воспитатель, Ирина Владимировна.
- Все верно, мы вам и звоним. Вас беспокоит «Министерство Математических Дел». Мы знаем, что вы самые старшие дети в детском саду и совсем скоро отправитесь в школу. Вы давно и усердно занимаетесь математикой и уже много чего изучили. Наше «Министерство Математических Дел» приняло решение наградить вас гордым зеванием «Знатоки математики», но прежде вам необходимо выполнить контрольные задания. Они находятся в конверте. За правильное выполнение всех заданий – мы вышлем вам награды. Вы готовы?
Воспитатель обращается к детям, ребята, мы готовы? - готовы.
- Да, мы готовы приступать к выполнению ваших заданий.
- Желаем Вам удачи, до свидания! Дети слушают телефонный разговор, отвечают на вопросы. Создание мотивационного настроя на НОД.
3. Постановка цели к предстоящей деятельности Ребята, сейчас нам с вами необходимо будет сильно потрудиться, чтобы получить такое важное звание, как «Знатоки математики». Вы готовы? Сейчас нам нужно будет показать все наши знания, быть внимательными.
Открываем конверт, в нем находятся конвертики с заданиями.
С какого конверта начнем? … с 1…правильно. Дети отвечают на вопросы, вместе с педагогом открывают конверт. Вызвать у детей интерес к занятию.
4. Игровое упражнение «Считай дальше» Открываем конверт. Задание номер 1 «Считай дальше». Для выполнения этого задания нам необходимо встать в круг, передавать мяч по кругу, называя сначала все числа по порядку от 1 до 20, а потом в обратном порядке от 20 до 1.
Затем воспитатель по очереди передает мяч и просить ответить на вопрос:
- посчитай от 10 до 15;
- назови соседей числа 8;
- посчитай от 20 до 15;
- назови последующее число числу 10;
- назови предыдущее число числу 2;
- какое число находится по соседству с числами 8 и 10 и т. д.
Ребята, мы с вами, молодцы, первое задание выполнили успешно. Присаживайтесь на места, а я пока достану конверт со следующим заданием, кто мне подскажет, какая на нем должна быть цифра? … 2… правильно. Дети встают круг, выполняют задание. Упражнение в счете в прямом и обратном порядке в пределе 20.
5. Игровое упражнение «Собираемся в школу» В конверте номер 2 математическая задача. Ребята, давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (условие – вопрос – решение – ответ).
Что такое условие задачи? (то, что нам известно)
Что же такое вопрос? (то, что нужно узнать)
Что же такое решение? (это пример, который помогает нам ответить на вопрос)
При помощи каких действий мы можем решать задачу? (сложение м вычитание)
Что мы получаем после того, как решили задачу? (ответ).
Готовы приступить к выполнению второго задания?
Давайте внимательно послушаем :
Учитель дала школьникам задание принести в школу 4 тетради в клетку и 6 тетрадей в линейку.
Какая часть задачи нам с вами известна? (условие). Давайте сейчас составим задачу на сложение. Какой вопрос нам необходимо составить? (сколько всего тетрадей ученику необходимо принести в школу)
Давайте повторим условие задачи и вопрос (параллельно обозначаем схему на доске). Для начала давайте обозначим на доске при помощи кругов количество тетрадей в клетку (ребенок прикрепляет 4 круга, а теперь количество тетрадей в линейку, но уже другим цветом (ребенок прикрепляет 6 кругов другого цвета). Что нам необходимо узнать? (количество тетрадей, как мы это можем обозначить на нашей схеме? (объединить круги в общий круг). Схема готова, приступаем к решению. Какой пример нам необходимо составить для решения задачи? ( ребенок составляет пример на доске при помощи карточек: 4+6 = 10). Ребята, все согласны? Какой ответ в нашей задачи мы получили? (10 тетрадей).
Молодцы. А сейчас давайте, используя данные про количество тетрадей, составим задачу на вычитание (проговариваем устно)
Что нам необходимо в первую очередь? (условие - ученик принес в школу 10 тетрадей, 4 тетради в клетку отдал своему учителю). Для того, чтобы задача состоялась, необходим…вопрос (дети формулируют вопрос, - сколько тетрадей осталось у ученика). Приступаем к решению, для этого необходимо составить пример (10 – 4 = 6). Какой ответ мы с вами получили? (6 тетрадей).
Молодцы ребята, справились со вторым заданием! Приступаем к выполнению следующего задания, для этого выбираем третий конверт. Дети слушают, рассуждают, составляют задачу, приступают к решению. Закрепление алгоритма работы над задачами, умения составлять схему и пример для решения задачи.
6. Игра с обручами с элементами двигательной активности Для выполнения этого задания вам необходимо разделиться на три команды. Каждой команде необходимо будет положить в свой обруч определенные фигуры:
1 – треугольники. Давай вспомним, что же это за фигура и чем она отличается от других? (у треугольника – три угла, - показ фигуры)
3 – прямоугольники. Что мы знаем об этой фигуре? (у нее 4 угла)
2 – любые фигуры, но только желтого цвета. Запомнили ребята? Приступаем!
После выполнения воспитатель предлагает детям подойти к обручам. Воспитатель накладывает второй обруч на первый и третий, уточняет: какие фигуры похожи в 1 и 2 обруче? (треугольники) Какая фигура будет в «окошке» между ними? (желтый треугольник)
Аналогично дети находят общую фигуру, которая будет располагаться в «окошке» между 2 и 3 обручами – желтый прямоугольник.
Происходит обобщение: желтый треугольник может находиться и в 1 и во 2 обручах, так как это треугольник и он желтого цвета. А желтый прямоугольник может находиться и в 3, и во 2 обручах, так как это прямоугольник и он желтого цвета.
Молодцы! Ну что, есть еще силы, готовы приступить к следующему заданию? Дети выполняют задание, обобщают, делают вывод. Закрепление представлений о треугольниках и четырехугольниках.
7. Игровое упражнение «Рисуем узор» Конверт номер 4. Ребята, вы большие молодцы, и считать умеете, и задачи решать, и фигуры различать, а давайте проверим как вы умеете узоры рисовать. Для этого нам необходимо вернуться и сесть за столы. Только для начала ручки разомните.
8. Пальчиковая гимнастика Ребята, давайте аккуратно возьмем в руки наши карандаши.
Карандаш в руках катаю, между большим
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
(Дети прокатывают карандаш сначала в руках, потом между пальцами). Дети выполняют задание в соответствии с текстом. Развитие мелкой моторики.
Игровое упражнение «Рисуем узор» Давайте внимательно рассмотрим узор и попробуем нарисовать его сначала по пунктирным линиям, а затем продолжим самостоятельно до конца строчки.
Молодцы ребята. Постарались. Ну что же, нас ждет последний пятый конверт. Открываем? Дети выполняют задание. Развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетке по заданному образцу.
9. Подведение итогов. Ребята, а этот конверт самый последний, и кажется, самый тяжелый. Послушайте, что написано в задании: «Дорогие ребята. Вы справились со всеми нашими заданиями, были внимательны и послушны, помогали друг другу. Наше «Министерство математических дел» приняло решение присвоить вам звание «Знатоков математики» и вручить вам медали. Молодцы! К школе готовы! Рады были с вами посотрудничать!»
Детям вручаются медали. Задаются вопросы: что понравилось вам сегодня? Испытывали ли вы трудности? Дети получают свои награды. Получен эмоциональный отклик.
Задание номер 1
«Считай дальше»
Для выполнения этого задания нам необходимо встать в круг, передавать мяч по кругу, называя сначала все числа по порядку от 1 до 20, а потом в обратном порядке от 20 до 1.
Затем воспитатель по очереди передает мяч и просить ответить на вопрос:
- посчитай от 10 до 15;
- назови соседей числа 8;
- посчитай от 20 до 15;
- назови последующее число числу 10;
- назови предыдущее число числу 2;
- какое число находится по соседству с числами 8 и 10 и т. д.
Задание номер 2
«Математическая задача»
Ребята, назовите пожалуйста части, из которых из состоит задача? (условие – вопрос – решение – ответ).
Что такое условие задачи? (то, что нам известно)
Что же такое вопрос? (то, что нужно узнать)
Что же такое решение? (это пример, который помогает нам ответить на вопрос)
При помощи каких действий мы можем решать задачу? (сложение м вычитание)
Что мы получаем после того, как решили задачу? (ответ).
Готовы приступить к выполнению второго задания?
Давайте внимательно послушаем :
Учитель дала школьникам задание принести в школу 4 тетради в клетку и 6 тетрадей в линейку.
Какая часть задачи нам с вами известна? (условие).
Давайте сейчас составим задачу на сложение.
Какой вопрос нам необходимо составить? (сколько всего тетрадей ученику необходимо принести в школу)
Задание номер 3
«Игра с обручами»
Для выполнения этого задания вам необходимо разделиться на три команды. Каждой команде необходимо будет положить в свой обруч определенные фигуры:
1 – треугольники. Давай вспомним, что же это за фигура и чем она отличается от других? (у треугольника – три угла, - показ фигуры)
3 – прямоугольники. Что мы знаем об этой фигуре? (у нее 4 угла)
2 – любые фигуры, но только желтого цвета. Запомнили ребята? Приступаем!
Задание номер 4
«Дорисуй узор»
Ребята, вы большие молодцы, и считать умеете, и задачи решать, и фигуры различать, а давайте проверим как вы умеете узоры рисовать. Для этого нам необходимо вернуться и сесть за столы. Только для начала ручки разомните.
Задание номер 5
«Дорогие ребята. Вы справились со всеми нашими заданиями, были внимательны и послушны, помогали друг другу. Наше «Министерство математических дел» приняло решение присвоить вам звание «Знатоков математики» и вручить вам медали. Молодцы! К школе готовы! Рады были с вами посотрудничать!»
От кого: Министерство Математических дел
Кому: Детский сад №8 Группа ЗНАЙКИ