НАГАЕВА ТАТЬЯНА
Конспект НОД «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД “ Масленица”
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а
именно Масленице.
— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой
Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.
Публикация «Конспект НОД „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
2. Развивающие задачи:
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и
взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.
— Развивать внимание, любознательность.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения
стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему
Масленица.
4. Речевые задачи:
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща»,
«трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и
заклички.
Оборудование: Магнитофон, мольберт, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером
с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.
Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица,
изображение картин «Масленица» художника Б. Кустодиева. Аудиозапись с песней
«Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении
этнографических коллективов.
Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских
народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.
Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в
старину и до сих пор существуют в нашей жизни.
1. Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему
«Масленица».
-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?
(Обобщаю ответы детей)
На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами.
Почему же всем так весело? Какой же это праздник?
Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:
Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно весело пройдет
Сырная Седьмица,
А за ней Великий пост,
Время чтоб молиться.
2. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная)
неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица»,
«госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда
и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что
блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с
приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-
матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-
золотистого цвета.
Подвижная игра «Солнышко».
Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом
листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две
команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в
нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно
подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее
всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.
Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все
имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к
новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое
время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).
Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому
что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали
Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была
всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и
назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.
Понедельник — «встреча»- закликание Весны.
В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду,
насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись
радостные веселые песни.
Вторник — «заигрыш».
В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей,представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров
балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные
гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали
яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие
ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил
кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.
Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».
Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно
пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с
вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры,
торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и
мятные пряники.
Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».
На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со
своими строгими правилами. 1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не
бьют», 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не
лезь», 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В
этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили
хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-
песенка или четверостишие шутливого содержания) :
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной
форме, к природным явлениям.)
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:
Солнышко покажись.
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Обсудить с детьми смысл закличек.
Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,
содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились
(молодожены, особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день
зять едет к теще на блины (зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).
Суббота — «проводы».
В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное
чучело.
Воскресенье — «прощённый день» или целовальник. Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще
обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если
люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй
отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.
3. Ребята, а вы любите блины?
Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печет блины,
очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
и едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка,
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой
руки).
Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой
руки).
Стала Маша
Гостей провожать (хлопаем в ладоши).
Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших).
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
Прощай Митрошечка!
Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица.
А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней
«Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении
этнографических коллективов.