Валерия Игловикова
Конспект НОД «Луч, отрезок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Луч. Отрезок».
Воспитатель: Игловикова Валерия Борисовна.
Цель:
1)сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки;
2)уточнить представления о точке, прямой;
3)закрепить пространственные представления, тренировать умение ориентироваться по элементарному плану;
4)сформировать опыт действия по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги.
1. Введение в ситуацию.
Публикация «Конспект НОД „Луч, отрезок“» размещена в разделах
Вос-ль: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ребята, вчера вечером, когда я шла с работы домой, то обратила внимание, что звезды на небе очень красивые. А вы, когда шли в сад с родителями, на что обратили внимание? (Выслушиваются ответы детей.) Послушав ваши ответы, мы можем сказать, что природа всегда красива, в любое время года и в любое время суток.
- На что можно полюбоваться ночью? (На луну, на небо.) Ребята, во все времена, даже в далеком прошлом, люди пытались запечатлеть красоту природы, например, рисуя картины.
Вывешивается картина «Звездное небо» на мольберт.
Вос-ль: при просмотре картины у Вари возникли вопросы, и она просит вас ответить на них. Хотите ответить на них? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Вос-ль: что изображено на картине? (Звездное небо.) Ребята, в школе Дима узнал, что звезды – это небесные тела, похожие на наше солнце, только намного больше, и рассказал об этом Варе. Маленькая Варя удивляется, почему же такие звезды мы видим маленькими точками. Что вы ответите Варе? (Потому что звезды находятся очень далеко). Как вы думаете, что увидит человек, если будет смотреть на любого из вас с очень большого расстояния? (Он увидит точку). Давайте представим, что кто-то смотрит на вас с большого расстояния и видит вас точками. Ребята, встаньте в ряд. Какая линия у вас получилась? (Прямая). Как можно сделать линию еще длиннее? (Пригласить еще людей). Что было бы, если бы встали в ряд дети всего детского сада? (Линия стала бы еще длиннее).
Воспитатель разматывает две соединенные катушки ниток.
Вос-ль: ребята, я разматываю катушку ниток, и у нас получается линия, какая она? (Прямая). Есть ли начало у прямой линии? (Нет, разматываю дальше, скажите, а есть ли конец у прямой линии? (Нет). Какой можно сделать вывод? (У прямой линии нет начала и конца). А если я сделаю так, то какая линия получится? (Кривая). А есть ли у кривой линии начало и конец? (Нет).
Вос-ль: а теперь ребята проходите за столы. Перед вами лежит картина, которую Варя начала рисовать. Как вы думаете, какую погоду она хотела изобразить? (Хорошую, солнечную). Закончила ли Варя свою работу? (Нет, потому что у солнца нет лучей). Позже Варя дорисовала свою картину так.
Воспитатель показывает картину, на которой солнце с кривыми лучами.
Вос-ль: все ли правильно нарисовала Варя? (Нет). Что на картине неверно? (Кривые лучи). Что нужно для того, чтобы нарисовать прямые лучи? (Нужна линейка). Нам нужно правильно нарисовать прямые лучи. Как вы будете рисовать лучи? (Нужно плотно приложить линейку к солнцу и провести линию).
Воспитатель проделывает названные действия на доске.
Вос-ль: теперь на своей картине нарисуйте правильно прямые лучи. Чем похожи лучи, которые вы нарисовали? (Они все прямые). Все ли лучи одинаковы по длине? (Нет). Как вы думаете, можно было бы нарисовать более длинные лучи? (Да). В какую сторону – к солнцу или от солнца вы рисовали лучи? (От солнца). Можно ли продолжить луч в другую сторону? (Нет). Покажите начало луча. Есть ли у луча конец? (Нет). Делаем вывод: часть прямой линии, у которой есть начало и нет конца, называется лучом.
Воспитатель на доске рисует луч.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель раскладывает простые карандаши и листочки каждому на парту.
Вос-ль: ребята, Дима, придя из школы, делает домашнее задание. Знаете ли вы что это такое? (Ответы детей). Учительница задала на дом нарисовать на листе прямую линию. Дима и Варя выполнили задание так: (воспитатель помещает на доску рисунки прямой и луча). Какое задание выполнено верно? Почему? (Ответы). В чем ошибка второго рисунка? Второе задание учительница задала нарисовать луч.
Воспитатель помещает следующие рисунки на доску.
Вос-ль: Дима и Варя выполнили задание так. Какое задание выполнено правильно? Почему вы так считаете? (Ответы). В чем ошибка второго рисунка?
Вос-ль: давайте вместе с Димой и Варей выполним еще одно задание. Хотите? (Да). Возьмите карандаш и начертите отрезок. (Затруднение). Смогли вы выполнить задание учителя? (Нет). Почему не смогли? (Не знаем как). Значит, что нам нужно сегодня узнать? (Надо узнать, что такое отрезок).
4. Открытие нового знания.
Вос-ль: как можно это узнать? (Ответы). Наверное, интереснее всего придумать самим, а потом проверить себя. Посмотрите ребята на нитку. (Воспитатель разматывает нитку). На какую линию похожа нитка?
Воспитатель отрезает нитку и убирает одну катушку, на свободный конец прикрепляет пластилиновый шарик.
Вос-ль: на что похожа эта линия? (На луч). Почему? (Ответы). Сколько концов будет у нитки, если сделать еще один разрез, то есть отрезать часть нитки? (Два).
Воспитатель прикрепляет на другой конец нитки пластилиновый шарик.
Вос-ль: как получился этот кусок нитки? (Его отрезали). Как же можно назвать часть прямой, которую отрезали? (Ответы). Ребята, часть прямой, у которой есть начало и конец, называется отрезком.
Воспитатель на доске рисует отрезок.
Вос-ль: сможете ли вы теперь выполнить задание учителя и нарисовать отрезок? (Да). Нарисуйте отрезок на своих листах.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Вос-ль: откройте страницу там, где у вас закладка.
Вос-ль: ребята, Дима любит читать книги о пиратах. В одной из таких книг рассказывалось, что пираты похитили у принцессы ее сокровища и спрятали их. В книжке был рисунок-план, по которому можно определить, где пираты зарыли сокровища. У вас в тетрадях нарисован план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад. Найдите точки 1 и 2. Нарисуйте между ними отрезок. Как вы будете его рисовать? (Линейкой соединим точки 1 и 2, прижмем линейку к бумаге и соединим точки). Теперь так же начертите отрезок между точками 3 и 4.
Вос-ль: теперь найдите точку, в которой пересекаются отрезки. Это и есть место, в котором спрятан клад. Где зарыт этот клад, опишите это место.
Вос-ль: молодцы, ребята! Вы помогли Диме и Варе выполнить домашнее задание. Закрываем свои тетради, встаем, задвигаем стулья и проходим на ковер.
На ковре.
Вос-ль: ребята, Дима и Варя приготовили для вас задание. Вам нужно отгадать загадки и изобразить ответ командой. Готовы?
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто -.
(луч)
Хоть куда ее веди,
Это линия такая,
Без конца и без начала,
Называется. (прямая)
Он ограничен с двух сторон
И по линейке проведен.
Длину его измерить можно,
И сделать это так несложно! (Отрезок)
Вос-ль: ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Кому мы сегодня помогли? Что вы сегодня узнали нового?
Вос-ль: Какие вы молодцы. Всем спасибо.