Получи документы

Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз» (4 фото)

Алина Щипанова
Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД к интегрированному музыкально- познавательному развлечению «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «НАУРУЗ"(подготовительная группа).

Цели:

• воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников, воспитание любви к родному краю: культуре, обычаям, традициям;

• воспитывать у детей любовь к родному краю, окружающей природе; развивать желание оберегать окружающую красоту, ее богатства;

• интересно и увлекательно познакомить ребенка с бытом, фольклором башкирского народа;

Публикация «Конспект НОД „Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника „Науруз“» размещена в разделах

• познакомить с фольклором соседних народов, поддерживать любознательность.

Задачи:

• прививать любовь к своему родному краю, народному творчеству, закреплять знания о башкирских обрядах; воспитание эмоционального и осознанного отношения к традициям и обычаям народа;

• продолжать работу над выразительностью речи, чистым интонированием, над умением вести диалог.

• формировать умение взаимодействовать в коллективе.

Предварительная работа с детьми:

• беседы о родном крае, о жизни башкирского народа;

• рассматривание элементов башкирского орнамента, башкирского костюма, национальных башкирских блюд и инструментов;

• посещение башкирского музея в детском саду;

• чтение башкирских народных сказок;

• разучивание башкирских поговорок, примет, пословиц;

• дидактические игры о национальных костюмах, блюдах, убранстве юрты;

• чтение башкирских сказок;

• разучивание башкирских народных игр и хороводов;

• подбор и разучивание с детьми стихов, песен (выразительно,

• эмоционально);

Словарная работа: науруз, кураист,баит, шакирд, курай, юрта,орнамент, камзул, кашмау, ситек, секмен, хакал, бурек, елен, толоп, названия башкирских национальных блюд, сумаляк, трава рута, плоды лоха, состязания.

Материал: башкирская утварь, башкирские полотенца, платки, паласы, курай.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Когда приходит Науруз-

Цветут сады, цветут поля!

Когда приходит Науруз-

Весною дышит вся земля!

Когда приходит Науруз-

Звучат и музыка и смех,

И поздравленья принимая,

Мы сами поздравляем всех!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем встречать Новый год. Какой Новый год весной, спросите вы. Но, именно в ночь с 21 на 22 марта – в день весеннего равноденствия встречали Новый год в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и в нашей республике Башкортостан празднуют Науруз. Название праздника происходит от персидских слов «нав»- новый и «руз» - день, значит новый день. Ребята, мы много беседовали, читали, разучивали стихи. Вот сегодня на занятии вы покажете все свои знания.

Ребята, какие вы запомнили легенды о происхождении праздника Науруз?

Дети: (Дети рассказывают легенды о происхождении праздника Науруз).

Воспитатель: Согласно легендам люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, зародившееся «в шести видах». Назовите эти виды.

Дети: 1-й вид жизни – это небо.

2-й вид жизни – это вода.

3-й вид жизни – это земля.

4-й вид жизни на земле это растения.

5-й вид жизни на земле это животные.

6-й вид жизни на земле это человек.

Воспитатель: Любой праздник - это радостное событие. Мы все с нетерпением ожидаем наступление праздников. Ребята, ответьте, как люди готовятся к праздникам?

Дети: (ответы детей)

-До наступления праздников люди приводят в порядок свои дома, наводят чистоту и порядок.

-До наступления праздников старались отдать все свои долги.

-Поссорившись – мирились.

-На праздники накрывали на столы, звали гостей.

Воспитатель: За долгую историю праздника Науруз, появились традиции и обычаи, которые соблюдаются только в определенных регионах. К примеру, во многих регионах, на праздничном дастархане (скатерти) обязательно, присутствие семи предметов. (На экране появляется изображение персидского, празднично накрытого стола, с обязательными семью элементами).

Дети: - яблоко; -чеснок; -уксус; -сумаляк (традиционное блюдо); -зеленые колосья проросшей пшеницы; -трава рута; -плоды лоха.

Воспитатель: Ребята, на праздник обязательно готовят сложные ритуальные блюда (слайды) сумаляк, нишалду, халим. Расскажите, пожалуйста, как их готовили и что это за блюда (слайды?

Дети: - сумаляк – это проросшее зерно с добавлением муки и специй, которое готовили на дровяном огне;

- нишалду – это восточная сладость;

- халим – это мясная каша с пшеницей, горохом и овощами.

Воспитатель: Приготовление этих вкусных и питательных яств – дело достаточно трудоемкое, требующее немало времени, поэтому этот процесс – коллективный, он сопровождался музыкой, песнями, танцами. Сумаляк готовили в основном женщины, но мужчины тоже помогали (слайды).

Мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный стол. (Дети ставят на стол основные блюда).

Воспитатель: В нашей республике тоже отмечают праздник Науруз (слайды). Посмотрите, ребята, какие богатые национальными блюдами праздничные столы накрывают и у нас. Назовите традиционные национальные блюда башкирского народа (слайды).

Дети: - чак-чак, -баурсак, -вак- белеш, -зур-белеш, -уч- почмак, -кумыс, -бал (мед, -шурпа.

Воспитатель: Помимо праздника Науруз эти народы имели еще много общего.

В давние времена и казахи, и башкиры жили в юртах (слайды). Вопрос: Что такое юрта?

Дети: Юрта – это переносное жилище башкир.

Воспитатель: В расположении предметов внутри юрты существовали определенные правила. Вопрос: Как располагали предметы внутри юрты (слайды?

Дети: (ответы детей) - Обычно вещи располагали вдоль стен, оставляя свободной середину юрты.

- В центре юрты находилось место для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла.

- Пол в юрте устилали сухой травой, поверх травы здесь расстилали кошмы и паласы.

На дальней половине юрты, за очагом, находилось почетное место, там принимали гостей и устраивали домашние трапезы.

Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо запомнили. Ребята, а давайте поиграем в игру, которая так и называется «юрта».

ИГРА «ЮРТА».

Воспитатель: Сегодня вы все такие нарядные. Вопрос: Какие на вас наряды?

Дети: Башкирские национальные костюмы.

Воспитатель: Национальный костюм башкир складывался в течении веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, потому что он очень богат и разнообразен. Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, меха.

(Рассказ о национальном костюме башкир).

Игра. Слайды с элементами башкирского костюма. Дети называют детали костюма.

Воспитатель: Ни один праздник не обходится без состязаний, игр, соревнований.

Мы тоже поиграем с нашими гостями в игру «Друг другу на встречу» (Каждая команда называет башкирскую сказку, побеждают те, кто последним даст ответ.)

Конкурс с гостями «Друг другу навстречу».

Иней: Афарин, ребятки! Какие вы все молодцы, как много сказок знаете. А наш праздник продолжается!

(Иней – персонаж утренника).

Литература:

1. Мавлетов В. С. «Башкиры. История башкир с древнейших времен до конца 18 века.» Под ред. к. и. н. Кузбекова Ф. Т. Уфа 1999г.

2. Журнал "Дошкольное воспитание N12-2007 год".

Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз»
Фото «Науруз»
Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника - фото
Фото №1 Конспект НОД к интегрированному музыкально познавательному развлечению Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника НАУРУЗ подготовительная группа

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Узнай национальную одежду» для детей старше-подготовительной группыДидактическая игра «Узнай национальную одежду» для детей старше-подготовительной группы «Узнай национальную одежду» Цели: -формировать у детей представления о национальных костюмах (татарского, русского, башкирского, мордовского.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 10:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Щипанова (УИ 10739) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД