Алина Щипанова
Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД к интегрированному музыкально- познавательному развлечению «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «НАУРУЗ"(подготовительная группа).
Цели:
• воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников, воспитание любви к родному краю: культуре, обычаям, традициям;
• воспитывать у детей любовь к родному краю, окружающей природе; развивать желание оберегать окружающую красоту, ее богатства;
• интересно и увлекательно познакомить ребенка с бытом, фольклором башкирского народа;
Публикация «Конспект НОД „Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника „Науруз“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наурыз. Праздник весеннего равноденствия. 21 марта
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• познакомить с фольклором соседних народов, поддерживать любознательность.
Задачи:
• прививать любовь к своему родному краю, народному творчеству, закреплять знания о башкирских обрядах; воспитание эмоционального и осознанного отношения к традициям и обычаям народа;
• продолжать работу над выразительностью речи, чистым интонированием, над умением вести диалог.
• формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Предварительная работа с детьми:
• беседы о родном крае, о жизни башкирского народа;
• рассматривание элементов башкирского орнамента, башкирского костюма, национальных башкирских блюд и инструментов;
• посещение башкирского музея в детском саду;
• чтение башкирских народных сказок;
• разучивание башкирских поговорок, примет, пословиц;
• дидактические игры о национальных костюмах, блюдах, убранстве юрты;
• чтение башкирских сказок;
• разучивание башкирских народных игр и хороводов;
• подбор и разучивание с детьми стихов, песен (выразительно,
• эмоционально);
Словарная работа: науруз, кураист,баит, шакирд, курай, юрта,орнамент, камзул, кашмау, ситек, секмен, хакал, бурек, елен, толоп, названия башкирских национальных блюд, сумаляк, трава рута, плоды лоха, состязания.
Материал: башкирская утварь, башкирские полотенца, платки, паласы, курай.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Когда приходит Науруз-
Цветут сады, цветут поля!
Когда приходит Науруз-
Весною дышит вся земля!
Когда приходит Науруз-
Звучат и музыка и смех,
И поздравленья принимая,
Мы сами поздравляем всех!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем встречать Новый год. Какой Новый год весной, спросите вы. Но, именно в ночь с 21 на 22 марта – в день весеннего равноденствия встречали Новый год в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и в нашей республике Башкортостан празднуют Науруз. Название праздника происходит от персидских слов «нав»- новый и «руз» - день, значит новый день. Ребята, мы много беседовали, читали, разучивали стихи. Вот сегодня на занятии вы покажете все свои знания.
Ребята, какие вы запомнили легенды о происхождении праздника Науруз?
Дети: (Дети рассказывают легенды о происхождении праздника Науруз).
Воспитатель: Согласно легендам люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, зародившееся «в шести видах». Назовите эти виды.
Дети: 1-й вид жизни – это небо.
2-й вид жизни – это вода.
3-й вид жизни – это земля.
4-й вид жизни на земле это растения.
5-й вид жизни на земле это животные.
6-й вид жизни на земле это человек.
Воспитатель: Любой праздник - это радостное событие. Мы все с нетерпением ожидаем наступление праздников. Ребята, ответьте, как люди готовятся к праздникам?
Дети: (ответы детей)
-До наступления праздников люди приводят в порядок свои дома, наводят чистоту и порядок.
-До наступления праздников старались отдать все свои долги.
-Поссорившись – мирились.
-На праздники накрывали на столы, звали гостей.
Воспитатель: За долгую историю праздника Науруз, появились традиции и обычаи, которые соблюдаются только в определенных регионах. К примеру, во многих регионах, на праздничном дастархане (скатерти) обязательно, присутствие семи предметов. (На экране появляется изображение персидского, празднично накрытого стола, с обязательными семью элементами).
Дети: - яблоко; -чеснок; -уксус; -сумаляк (традиционное блюдо); -зеленые колосья проросшей пшеницы; -трава рута; -плоды лоха.
Воспитатель: Ребята, на праздник обязательно готовят сложные ритуальные блюда (слайды) сумаляк, нишалду, халим. Расскажите, пожалуйста, как их готовили и что это за блюда (слайды?
Дети: - сумаляк – это проросшее зерно с добавлением муки и специй, которое готовили на дровяном огне;
- нишалду – это восточная сладость;
- халим – это мясная каша с пшеницей, горохом и овощами.
Воспитатель: Приготовление этих вкусных и питательных яств – дело достаточно трудоемкое, требующее немало времени, поэтому этот процесс – коллективный, он сопровождался музыкой, песнями, танцами. Сумаляк готовили в основном женщины, но мужчины тоже помогали (слайды).
Мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный стол. (Дети ставят на стол основные блюда).
Воспитатель: В нашей республике тоже отмечают праздник Науруз (слайды). Посмотрите, ребята, какие богатые национальными блюдами праздничные столы накрывают и у нас. Назовите традиционные национальные блюда башкирского народа (слайды).
Дети: - чак-чак, -баурсак, -вак- белеш, -зур-белеш, -уч- почмак, -кумыс, -бал (мед, -шурпа.
Воспитатель: Помимо праздника Науруз эти народы имели еще много общего.
В давние времена и казахи, и башкиры жили в юртах (слайды). Вопрос: Что такое юрта?
Дети: Юрта – это переносное жилище башкир.
Воспитатель: В расположении предметов внутри юрты существовали определенные правила. Вопрос: Как располагали предметы внутри юрты (слайды?
Дети: (ответы детей) - Обычно вещи располагали вдоль стен, оставляя свободной середину юрты.
- В центре юрты находилось место для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла.
- Пол в юрте устилали сухой травой, поверх травы здесь расстилали кошмы и паласы.
На дальней половине юрты, за очагом, находилось почетное место, там принимали гостей и устраивали домашние трапезы.
Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо запомнили. Ребята, а давайте поиграем в игру, которая так и называется «юрта».
ИГРА «ЮРТА».
Воспитатель: Сегодня вы все такие нарядные. Вопрос: Какие на вас наряды?
Дети: Башкирские национальные костюмы.
Воспитатель: Национальный костюм башкир складывался в течении веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, потому что он очень богат и разнообразен. Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, меха.
(Рассказ о национальном костюме башкир).
Игра. Слайды с элементами башкирского костюма. Дети называют детали костюма.
Воспитатель: Ни один праздник не обходится без состязаний, игр, соревнований.
Мы тоже поиграем с нашими гостями в игру «Друг другу на встречу» (Каждая команда называет башкирскую сказку, побеждают те, кто последним даст ответ.)
Конкурс с гостями «Друг другу навстречу».
Иней: Афарин, ребятки! Какие вы все молодцы, как много сказок знаете. А наш праздник продолжается!
(Иней – персонаж утренника).
Литература:
1. Мавлетов В. С. «Башкиры. История башкир с древнейших времен до конца 18 века.» Под ред. к. и. н. Кузбекова Ф. Т. Уфа 1999г.
2. Журнал "Дошкольное воспитание N12-2007 год".