Татьяна Салтымакова Т
Конспект НОД «Как зимуют животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Как зимуют животные»
для детей от 4 до 5 лет
Салтымакова Т. А.
Воспитатель 2 категории
МДОУ № 23 «Лесная сказка»
Программное содержание:
- Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.
- Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
- Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.
Модели: приспособление зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища.
Публикация «Конспект НОД „Как зимуют животные“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход НОД
Педагог. Дети, только что звонил наш друг Карлсон, он собирается нас навестить. Но мне показалось, что он чем- то обеспокоен.
(Стук в дверь, появляется Карлсон – игрушка.)
Карлсон. Здравствуйте, ребята! Я сегодня проснулся, посмотрел с крыши вниз, а там так красиво, все белым – бело. И решил я пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться вместе с ними. Но там я никого не встретил. Тогда я пошел на пруд, но он замерз, и я там тоже никого не увидел. Я очень растроился и уже было хотел домой, когда передо мной что- то промелькнуло, сверху что-то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло. Я очень испугался, но решил все это сфотографировать и вам, ребята, показать, чтобы вы помогли мне в этом разобраться.
Педагог. Карлсон, не переживай, с животными все в порядке. Ребята, давайте обьясним Карлсону, почему же он не встретил своих друзей, и попробуем разобраться, что же сфотографировал Карлсон.
( Ответы детей: наступила зима, и все животные по- разному приспособились ее пережить.)
Педагог. Правильно, а теперь давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Карлсона.
Карлсон. Все фотографии я наклеил на кубик. Давайте будем его бросать. Какая фотография выпадет, ту и будем рассматривать.
Игра - кубик «Чей хвост».
Педагог. Бросаем кубик. Что же сфотографировал Карлсон?
( Ответы детей: хвост зайца.)
Педагог. Расскажите, пожалуйста, как же зимует заяц, чем питается, как спасается от врагов, что ему помогает выдержать холод. А для того чтобы легче было рассказывать, будем использовать наших помошников - модели. Какие модели будем выставлять? (На панно последовательно вывешиваются – модели: линька, шерсть.)
( Ответы детей: меняет шерсть, цвет; ест кору деревьев, ветки; от врагов спасают быстрые ноги и цвет шерсти.)
Карлсон. Теперь я понял, почему не увидел зайца- снег белый и заяц белый.
Педагог. Ребята, расскажите Карлсону, почему же и белочку он не смог разглядеть.
(Добавляется модель дупло.)
Вопросы детям:
- Где устраивает свое жилье?
- Чем питается на деревьях белка?
- Что ей помогает передвигаться по деревьям?
- Что защищает от холода?
- Что помогает ей спасаться от врагов?
( Ответы детей: находит дупло, утепляет его; с осени заготавливает орехи, грибы; быстро перепрыгивает с дерева на дерево.
Карлсон. Какая молодец белочка, а я – то думал, что это мелькает между деревьев?
А это белка так быстро перепрыгивает с дерева на дерево.
Педагог. Бросаем кубик, что здесь мы увидим?
( Ответы детей: хвост лося.)
Педагог. Как же лосю удается пережить суровые времена? ( На панно вывешиваются модели: шерсть, ноги.)
Вопросы детям:
- Чем питается?
- Есть ли у него враги?
-(Как он спасается от врагов?
( Ответы детей: ветками деревьев; быстро убегает или защищается передними копытами.)
Карлсон. Теперь я понял: за деревом стоял лось и на высоких деревьях поедал ветки.
Педагог. Бросаем кубик.
( Ответы детей: хвост волка.)
Педагог. Как же этому хищнику удается пережить это суровое время года?
(Выставляются модели.)
Вопросы детям:
- Чем питается?
-Как добывает себе пищу?
-Где живет?
( Ответы детей: волк - бегает на большие расстояния в погоне за добычей, ведет кочующий образ жизни.)
Педагог. Бросаем кубик.
( Ответы детей: хвост лисы.)
Педагог. Как лисе удается пережить это трудное время года?
Вопросы детям:
- Чем питается зимой?
- Где живет?
( Ответы детей: лиса - живет в норе, охотится за зайцами, ловит под снегом полевых мышей, в суровое время приближается к человеческому жилью.)
Карлсон. Много я сделал фотографий, а своего большого друга- медведя – не сфотографировал и маленького ежика тоже не увидел.
Педагог. Ребята, обьясните, почему Карлсону не удалось увидеть медведя и ежика. (Выставляются модели.)
Вопросы детям:
- Как медведь готовится к зиме?
- Где зимует?
- Чем питается?
- Что еж делает, чтобы пережить зиму?
( Ответы детей: накапливает подкожный жир, спит в берлоге всю зиму; еж тоже спит.)
Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в веселую игру «Кто живет в родном лесу». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут – хлопайте в ладоши, нет – не хлопайте.
Белка, лисица, жираф, бегемот.
Заяц, олень, крокодил, кашалот.
Волки, верблюды, моржи и тюлени
Медведи, слоны, обезьяны, олени.
Карлсон. Ребята, я еще хотел послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками,
Понаблюдать за лягушками. Куда они делись?
Педагог. Дорогой Карлсон, ребята тебе уже говорили, что все это из – за того, что наступила зима. Остальное мы тебе сейчас расскажем.
Вопросы детям:
- Какие птицы собираются в дальнюю дорогу – в теплые края?
- Как они называются?
- Какие остаются зимовать?
- Как они называются?
- Как человек помогает птицам?
- Как спасается от холода лягушка?
Карлсон. Понятно, мои «солисты» улетели в теплые края, а лягушка – квакушка забилась глубоко в ил и заснула на всю зиму.
Педагог. Ребята расскажите о рыбах и насекомых.
Вопросы детям:
- Что делают рыбы зимой? (Опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют.)
- Куда исчезают насекомые? (Прячутся в кору деревьев, щели.)
Карлсон. Теперь я понял: приду сфотографироваться к своим друзьям весной.
Педагог. Молодцы, ребята, вы очень хорошо все обьяснили Карлсону, а теперь давайте пофантазируем и поиграем в игру «Превратись». По моим словам вы будете превращаться в зимующих птиц, зверей, насекомых.
Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц (зверей) превратитесь.