Лариса Бондарева
Конспект НОД «Я имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я имею право!»
Цель: Формировать основы правового сознания дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить начальные правовые знания у детей.
2. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей.
3. Активизировать словарь по теме.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные и речевые навыки.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Я имею право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
1. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
2. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал: кружочки синего и красного цвета, кукла, картинки-символы по правам, клей, лист бумаги, карандаши.
Ход нод:
Воспитатель: У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем (слайд №1)
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы разных здесь героев.
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва :
Хоть мал ты, есть у тебя права!
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с вами с необычной книгой (слайд №2 - книга «Конвенция о правах ребенка»). Кто знает, что значит «Права человека?» (ответы детей). Верно, права - это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может делать без вреда для других людей. У детей, как и у взрослых есть свои права и обязанности. Приведите пример того, что вы можете делать, не причиняя вреда другим? Рисовать, петь, гулять, читать, и т. д. Обязанность-это то, что человек должен делать. Кто знает свои обязанности? (ответы детей). Правильно, помогать взрослым, родителям, учиться. Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
Воспитатель проводит игру «Знаешь ли ты?» (Детям предлагается выбрать из ряда книг, показываемых поочередно воспитателем, документ, защищающий права ребенка. Если Конвенция - красный кружок, другая книга - синий) .
Воспитатель: Мы познакомимся с этим важным документом, и будем знать все о своих правах. Давайте приложим руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! Ваши родители дали вам право на жизнь. На земле живет млрд. жителей, и всем им дано право на жизнь, и никто не может нарушить это право. В Декларации прав человека – это первое и самое главное право - Право на жизнь (слайд №3). Давайте вспомним любимую песню всех детей: (слайд №4)
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
(во время проговаривания этой песни на слайде появляются - солнце, небо, мама, дети)
А давайте вспомним героев наших сказок, нарушалось ли в сказках это право?
(слайд № 5: Кем из героев сказок нарушалось право на жизнь) .
Воспитатель: Если вдруг случиться какое-нибудь несчастье, то какие службы придут нам всегда на помощь? (ответы детей, слайд №6). Верно, это службы спасения – назовите телефоны этих служб? (дети называют -01, 02, 03). А еще – телефон единой службы спасения-112.
Воспитатель: Скажите, ребята, может ли человек сам создать опасную для жизни ситуацию? (ответы детей, комментарии воспитателя). Посмотрите на экран (слайд №7) и ответьте: «Какие предметы могут быть опасны для жизни?» (ответы детей, при назывании опасного предмета, на нем появляется красная зачеркнутая линия) .
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Знакомство» (слайд №8) (дети становятся в круг, воспитатель знакомит их с игрушкой – куклой Ирой, дети по кругу передают куклу и знакомятся: называют свое имя).
Воспитатель: Вы все - дети, чем-то похожи, чем-то отличаетесь. Но у каждого из вас есть свое имя, которое дается человеку при рождении. И я знакомлю вас еще с одним правом-право на имя (слайд №9)
Много нас живет на свете, только все мы вместе - дети!
И куда ни бросишь взгляд - дружат Саша и Азат.
Дружат Ксюша и Гюлай, Каролина и Иван,
Настя, Юра, Алия - вместе - дружная семья.
Вы в группе дружите со всеми ребятами? Давайте поиграем в игру, которая называется «Дружба» (воспитатель предлагает «глазками» найти себе друга и по команде «Дружим по двое» стать с ним в пару. Проговаривается скороговорка с движениями: «Запилила пила, зажужжала, как пчела. Лопнула и стала - начинай сначала ( усложнение: проговаривание в ускоренном темпе). «А теперь дружим по четыре» (условия игры те же) .
Воспитатель: Скажите, ребята, а кто о вас заботиться дома? Разгадайте ребус и вы узнаете, как можно назвать всех родных одним словом» (слайд №10). В «Конвенции о правах ребенка» записано еще одно право – право на семью (слайд №11)
(слайд №12. для детей с высоким уровнем: Дид/ задание: «Соедини слоги и прочитай слова» (члены семьи) .
Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Заячья избушка». Из чего был построен дом Зайца? Кто выгнал его из дома? Правильно ли она поступила? Как вы думаете, какое право нарушила Лиса, выгнав его из дома? Верно, право на жилье (слайд 13) Такое право есть у каждого из вас, и никто не может его нарушить. А чтобы посторонние не могли забраться в дом, каждый хозяин его закрывает на ключ. Наш заяц потерял ключ от своего дома, помогите его найти среди всех ключей, предложенных на картинке (слайд 14). А сейчас назовите жилище каждого из животных (слайд №15) .
Воспитатель: Посмотрите на героев следующих сюжетов (слайд №16) и составьте краткий рассказ о происшедшем (детям, нуждающимся в помощи, воспитатель задает вопросы по картине). Кто помогал Зайцу сохранить здоровье? А могла ли «скорая помощь» отказаться лечить больного? Знаете, почему? Потому что каждый из вас имеет право на сохранение здоровья (слайд №17). Но сохранять свое здоровье вы должны и сами. Назовите помощников здоровья (ответы детей). Да, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, и еще правильное питание. (Дид. игра «Что лишнее?», слайд №18)
Воспитатель: Сейчас вы дошкольники, а на следующий год вы станете кем? (школьниками). Верно, пойдете в первый класс. А может вам кто-нибудь запретить идти в школу? Нет, потому что вы все имеете право на образование (слайд №19) .Что возьмете с собой в школу? Как можно назвать все предметы? (слайд №20, школьные принадлежности) .
Воспитатель: (проводит игру «Выполни движение по словесному указанию», дети подходят к зеркалу. Игра «Узнай по описанию»). Вы все-дети, похожие, но и разные. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (размышления детей). Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и общаться. Никто не может заставить нас быть одинаковыми. В Конвенции записано «Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности» (слайд №21). И настроение у нас может быть разным (слайд №22) Когда бывает такое настроение? (рассуждения детей) .
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях дети разных национальностей (дети называют свои национальности, при необходимости воспитатель задает вопросы, уточняет). Каждый народ имеет право разговаривать на родном языке, но если приезжает в другую страну, то должен выучить язык этой страны, чтобы легко можно было общаться. Познакомьтесь еще с одним правом «Право на национальную самобытность и родной язык» (слайд 23) .У каждого народа своя культура, национальная одежда, любимая еда. Коренные народы живут в своих домах. Как вы думаете, люди какой национальности живут в этих домах? (слайд№24, в избе – русский, в чуме- ханты, в юрте – казахи).
Воспитатель: Посмотрите на глобус, как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой страны в мире. Все страны имеют свои гербы и флаги. Граждане России гордятся своим гербом, гимном, флагом. Вспомним стихотворение «Флаг России» (слайд №25)
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Каждый ребенок является гражданином своей страны - имеет право на гражданство (слайд 26).
Посмотрите на картинку (слайд №27) и скажите: «Есть ли здесь ребенок из России?» (ответы детей). Всех нас вместе соединяет в России – ДРУЖБА (дети становятся в круг и берутся за руки)
Чтоб сказать нам слово «дружба»,
Знать язык порой не нужно.
Крепко руки мы пожмем.
Ведь земля - наш общий дом!
Воспитатель: Вспомните и назовите права, с которыми мы сегодня познакомились? (воспитатель при необходимости показывает картинку – символ, дети называют право; из кубиков, на которых прикреплены картинки- символы, дети строят «Дом прав» (слайд 28). Д. З. Дети получают конверты с картинками-символами для изготовления аппликации «Дом прав» и задание: нарисовать в этом доме себя) .