Эмчилдей Конгар-оол
«Я имею право на имя». Беседа с детьми о Конвенции по правам ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Беседа с детьми о Конвенции о правах ребенка, формировать элементарные представления и знания о своих правах.
2. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя и что право на имя закреплено в Конвенции о правах ребенка.
Публикация «„Я имею право на имя“, Беседа с детьми о Конвенции по правам ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
3. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» (знакомство с происхождением имен).
Демонстрационный материал:
1. «Конвенция о правах ребенка» – в иллюстрациях.
2. «Народы мира» - открытки.
3. Глобус.
4. Документы: свидетельство о рождении, паспорт.
5. Полянка. Картинки - младенец, маленький ребенок, подросток, юноша (девушка, мужчина (женщина, дедушка (бабушка).
Раздаточный материал: цветочки-трафареты, ручки.
Словарная работа: право, закон, Конвенция. Фамилия, имя, отчество. Свидетельство о рождении, паспорт. Генеральная Ассамблея ООН, статья.
Ход занятия
-Ребята, в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребенка – защита прав и достоинств маленького ребенка (словарная работа).
-Сегодня вас много в группе. Как к вам надо обратиться, чтобы всех назвать одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки, ребятишки).
-А дети – кто это? (Это маленькие люди).
-Правильно, дети - это маленькие люди, которые растут, развиваются, а когда они вырастут, станут взрослыми людьми.
(Работа с иллюстрацией «Конвенция о правах ребенка»)
-В Конвенции о правах ребенка написаны, что каждый ребенок имеет право на жизнь, родители должны заботиться о родившихся малышах.
-Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
- Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
-Дети имеют право на отдых.
- Дети имеют право на безопасные условие жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
-Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
-Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
-Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
-Дети имеют право на бесплатное образование.
- Дети имеют право на медицинский уход.
-В статье 7 Конвенции ООН написана - ребенок с момента рождения имеет право на имя
(Словарная работа)
Дети, кто знает, что это? (ответы детей). Да, это глобус (показ). Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть свое тело, лицо. Но в то же время они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
-Прошу вас, внимательно посмотрите на эти открытки. Дети, как вы думаете, чем отличаются эти люди?
1. Полом – женщины, мужчины, девушки, парни.
2. Возрастом – младенцы, маленькие дети, подростки, взрослые, пожилые.
3. Нацией - тувинцы, русские, немцы, англичане, японцы и т. д.
4. Цветом кожи. Индивидуальными особенностями: цветом волос, глаз, формой носа, рта. Походкой, ростом, голосом.
5. Национальной одеждой.
6. Профессиями (показ открыток).
7. Социальными ролями: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.
-Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи и чем отличаетесь? (ответы детей).
-А могут быть люди одинаковыми? (Могут, если они близнецы).
-А сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о чем она.
1. Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого не видел, а у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть, у дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).
2. Тебе дано – а люди пользуются (имя)
-Правильно, дети. У каждого человека есть свое имя. Произносите каждый свое имя (Я). Как красиво звучат ваши имена. В Конвенции о правах ребенка, в статье 7 написано «Ребенок имеет право на имя при рождении, право знать своих родителей и право на их заботу». Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
-А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
-Чтобы знать мальчик или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
-Есть имена мужские и женские, девичьи и малчишечьи. Пока ты маленький, тебя зовут Женя, а когда ты вырастешь - Евгений или Евгения. Саша – Александр. Вова – Владимир.
Ребята, представьте себе, что произошло бы, если бы все имена вдруг исчезли? (ответы детей).
-Я прочитаю вам отрывок из военной истории. Давным-давно, когда была война, совсем молодого солдата ранило и он потерял память: он забыл как его зовут, свою фамилию, отчество, домашний адрес. И много-много лет врачи в госпитале, где он лежал, звали его словом «солдат». Очень мучился, переживал солдат, спрашивал себя – кто я, как меня зовут, откуда я, кто мои родители? Долго лечили врачи, только через много лет солдат выздоровел и вспомнил свое имя, фамилию, отчество и адрес. За это время его мама и сестры стали старенькими, он тоже постарел, они с трудом узнали друг друга.
-Надеюсь, вы не потеряете свое имя? (ответы детей)
Физминутка «Выполняем упражнение»
Выполняем упражнение
Быстро делаем движения.
Надо плечи нам размять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идем – 1, 2, 3 (шагать на месте)
Мы поем – 1, 2, 3 (хлопать в ладоши)
Мы идем и поем -1, 2, 3 (прыжки на месте)
Очень дружно мы живем – 1, 2, 3 (шагать на месте).
-Дети, у человека есть еще и фамилия и отчество. Имя ребенку выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от отца, от деда, от прадеда. Фамилию носят все члены семьи.
-Можно прожить без фамилии? Очень трудно, например, есть у нас в группе 2 Милана, 2 Жени, 3 Саши. Как же их различить?
-Когда-то давно, на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различить друг от друга. Но людей становилось все больше и больше. Стали люди придумывать фамилии.
Придумывали по профессиям. (У кузнеца – Кузнецов, у столяра – Столяров, у плотника – Плотников).
Придумывали по имени отца (сын Ивана – Иванов, сын Степана – Степанов и т. д.)
Придумывали по внешности человека (кудрявый - Кудряшов, белый- Белов, лысый- Лысаков).
Придумывали по черте характера (добрый - Добрынин) …
Придумывали по месту жительства (село Гончарий – Гончаровы…
- Когда вы вырастете и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Отчество переходит от отца.
-Как зовут по имени и отчеству ваших родителей? (дети называют)
У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут называть уважительно: Евгения Александровна, Ариада Артышовна, Милан Мергенович…
-Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию и отчество. Когда вы родились, вам выдали вот такой документ «Свидетельство о рождении» (показ). А когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут другой документ (показ). Прочитайте, как он называется? Паспорт. В паспорте будут написаны ваши Ф. И. О.
А сейчас вам раздам цветочки. Напишите на них свои имена и фамилии. Посадите их на лесную полянку, чтобы наши гости полюбовались ими и вспомнили о нашей встрече.
Планируемый результат, рефлексия
Скажите, дети, о чем мы сегодня поговорили, с чем мы познакомились?
Узнали о главном документе, который защищает наши права «Конвенции о правах ребенка», познакомились с правами детей, что каждый ребенок имеет право на собственное имя, узнали о происхождении имен, фамилий, отчеств.
Релаксация: Роза, Шенне, Мак, Василек,
Рома, Мерген, Долума….
Итог
Дети, вы живете в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. Вы все запомнили друг друга по именам, научились вместе играть и веселится. Вы – большие друзья. И это очень хорошо.