Наталья Аплатова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука[р]в слогах, словах, предложениях «Прогулка с Чебурашкой»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ №1 «Теремок» комбинированного вида
Конспект НОД
(индивидуальное занятие)
Тема: «Прогулка с Чебурашкой»
Подготовила Аплатова
Наталья Валерьевна.
Дата показа на РМО-
30 октября 2014 года
П. Тоншаево
2014 год
Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Публикация «Индивидуальное занятие по автоматизации звука[р]в слогах, словах, предложениях „Прогулка с Чебурашкой“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Темочки
2. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
3. Совершенствовать лексико-грамматические категории.
4. Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование:
• Изображения Кота в сапогах, Чебурашки, Мишки;
• карточки с цифрами 2, 3, 4;
• картинки со звуком [р] ;
• картинки с изображениями животных со звуком [р] ;
• 3 коробочки со схемами одно-, двух-, трёхсложных слов;
• со схемами слов, где [р] находится в начале, в середине, в конце слова;
• мозаика;
• настенное зеркало;
• иллюстрация «В цирке»;
• раскраска Буратино.
Ход занятия:
Воспитатель: Начнём наше занятие с правила чистой речи.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Артикуляционная гимнастика.
А теперь пора размять наш язычок. Слушай внимательно сказку и выполняй все упражнения.
Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом. («Маляр».)
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок. («Грибок».)
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал. («Гармошка».)
Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье. («Варенье».)
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Восп-ль: Сегодня мы продолжим тренировку в произношении звука [р].
Давай вместе произнесём его чё тко: [ррррррррррррррррррр]
-Какой это звук : гласный или согласный? Докажи.
-Звонкий или глухой? Объясни.
- Я произнесу слог, а ты его повтори соответствующее цифре количество раз:
пра - 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
пру - 3 бро - 2 pop - 3 рэр – 2
С нами сегодня хочет поиграть один сказочный герой, который очень любит звук [р], и этот звук есть в его имени. Выбери, кто это. (Ребёнку предлагаются изображения Кота в сапогах, Чебурашки, Мишки.) Объясни свой выбор.
Чебурашка зовёт нас погулять. Пойдём? По дороге ты узнаешь много интересного про Чебурашку.
• Что любит пить Чебурашка : чай или морс?
• Что он станет есть: пюре или суп? Овощи или фрукты?
• А из сладостей что он выберет: конфеты или торт?
• Чем он любит играть: мячом или конструктором?
• Кто его лучший друг: Крокодил Гена или Шапокляк?
Чебурашка приготовил для тебя задание: нужно заменить первый звук в слове на звук [р]. Мак — …; нога — …; кот — …; мука — …; хобот — …; дом — …; забота — …; Заменяй последний звук : сын — …; бок — …; сок — …; миг — …; пас — …; сон — …
Восп-ль: А дальше дороги нет. Нужно выложить дорожку из картинок, в названии которых есть звук [Р]. (Ребёнок выбирает из предложенных картинки со звуком[р] .
Чтобы картинки нам помогли, назови их ласково.
Воспит-ль: Молодец, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.
Реб-к называет слова-признаки и переворачивает картинки.
Корзина-плетёная
Круг-плавательный
Шорты-тканевые
Пирамидка-разноцветная
Ведро-пластмассовое,.
Восп-ль фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз. Вот мы и построили мост. Прошли по мостику и увидели лягушку.
Физкультминутка.
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка - попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
А теперь Чебурашка привёл нас в зоопарк. Но он необычный. В нём могут поселиться животные, в названии которых есть звук[Р]. Выбери картинки с такими животными. ((рысь, крокодил, зебра, бобёр, леопард, тигр, жираф, кенгуру, кролик).
Мне кажется, тут есть кто-то лишний и он плачет. Не слышишь? (кролик, т. к. он домашний)
Давай рассадим остальных зверей в разные клетки. Здесь их 3: в первую поместим животных, в названии которых [Р] стоит вначале слова, во вторую -в середине, в третью -в конце. … Так получилось совсем неравномерно: где-то густо, где-то пусто…
Давай по-другому: в первую клетку посадим животных, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. (Дети рассаживают по клеткам животных.)
Наших зверей нужно покормить, но едят они только фрукты и овощи, в названии которых есть звук [Р]. Возьми корзинку и выбери фрукты и овощи. - Что ты выбрала?
Реб-к: Горох, картошку, грушу, морковь, персик, помидор, кукуруза.
Воспит-ль: Какой суп мы сварим из гороха?
Реб-к: Из гороха мы сварим гороховый суп.
- Какую запеканку мы приготовим из картофеля?
- Какой салат мы сделаем из моркови?
- Какой компот мы сварим из груши?
- Какую кашу мы сварим из кукурузы?
- Какое варенье мы сварим из персика?
Молодец! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого тебе нужно вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.
Восп-ль : Я тебе называю слова-признаки, а ты отгадываешь и переворачиваешь картинку.
На нашем пути неполадки: кто-то перепутал слова в предложениях. Кто может вредничать Чебурашке? (Шапокляк) Она не хочет нас пускать в детский сад и перепутала все слова в предложении. Когда мы вернём слова на свои места, то и сами вернёмся в детский сад.
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.
Вот мы и в садике.
А теперь я прочитаю тебе рассказ про Рому и Раю. Они тоже были в зоопарке.
«Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае - пёстрые зебры и жирафы. Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке.»
Вопросы:
-Как зовут мальчика?
-Как зовут девочку?
-А это кто такой?
-Где были Рома и Рая?
-Кого они видели в зоопарке?
-Какие животные понравились Роме?
-Какие животные понравились Рае?
-О чём расспрашивали дети экскурсовода?
-На прощание Чебурашка дарит нам мозаику. Давай фишками мозаики выложим букву звука [Р].
-Настя, тебе понравилась наша прогулка? Что тебе понравилось на занятии больше всего? (Ответ ребёнка)
-Мне понравилось, как ты отвечала. Ты всё поняла и сделала всё правильно. Умница!
- А чему мы учились сегодня на занятии?
- правильно произносить звук «Р»;
- определять первый звук в слове;
- определять место звука «Р» в слове;
- давать описание картинкам;
- составлять предложения.
- Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]). Уточняем артикуляцию звука : что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
-Спасибо тебе, Настя! До следующей встречи!