Татьяна Соколова
Конспект НОД «Город Волхов-вчера и сегодня» (с использованием авторского материала «Лента времени»).
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Город Волхов-вчера и сегодня.
Составил: Соколова Татьяна Анатольевна.
Интеграция образовательных областей:познание, социализация, коммуникация.
Цель:формирование у детей патриотических чувств, знакомство с историей возникновения города Волхова.
Задачи:
1. Образовательные:
-расширять и закреплять представления детей о городе Волхове (образовательная область "Познание", информационная компетентность)
-дать представление об истории возникновения родного города
Публикация «Конспект НОД „Город Волхов-вчера и сегодня“ (с использованием авторского материала „Лента времени“),» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
-познакомить с главными предприятиями города: ГЭС, Волховский алюминиевый завод
-познакомить с памятными местами города
2. Развивающие:
-развивать умение работать в коллективе (образовательная область "Коммуникация")
-развивать навыки свободного общения со сверстниками
-развивать словарный запас детей
-развивать любознательность и фантазию
3. Воспитательные:
-воспитывать бережное и заботливое отношение к своему городу
-воспитывать чувство уважения и вечной памяти к людям, которые жили и воевали во время ВОВ
-воспитывать чувство гордости за свой родной город
Материалы и оборудование:
-ковер
-мольберт
-фото и иллюстрации по теме "Город Волхов"
-материал "Парашют"
-слитки алюминия, модель ковша, из которого выливают алюминий
-авторский материал "Лента времени"
-иллюстрации с изображением герба г. Волхова на каждого ребенка
Предварительная работа:
-беседы о родном городе
-рассматривание альбома со старыми и современными фотографиями
-просмотр видеофильма о Старой Ладоге
Содержание непосредственной образовательной деятельности.
1. Двигательный круг(дети заходят в зал и встают в круг).
Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте все вместе улыбнемся друг другу. А теперь повернемся к гостям, улыбнемся им и поприветствуем их.
Упражнение "Передай движение": рукопожатие (в одну сторону, хлопок по ладоням соседа (в другую сторону).
2. Познавательный круг:
Педагог:сядет на коврик тот, кто живет на планете Земля.
-Ребята, в какой стране мы с вами живем (в России)
-Давайте посмотрим на карте, где находится наша страна. Обратите внимание, она очень большая. В ней много городов, сел и деревень.
-А мы с вами живем в городе или деревне (в городе)
-Как он называется? Давайте составим название нашего города, поставив буквы по порядку (буквы разложены на полу хаотично)
-Как вы считаете, наш город большой или маленький (ответы детей)
Вам он кажется большими, но по сравнению с другими городами (Санкт-Петербург, Москва,где живут миллионы людей, наш город небольшой. В нем живет около 50000 человек (показать цифру)
-Сейчас наш город современный, но он не всегда был таким. Хотите узнать, что было здесь много лет назад?
-Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. Кто это такие (ответы детей). Это люди, открывающие новые знания. А при помощи "Ленты времени", я предлагаю вам "окунуться" в историю нашего города Волхова.
-"Лента времени" спрятана где-то в зале и помогут нам ее найти вот эти камни. Выберите себе любой и найдите на нем цифру. Теперь найдите такую же цифру на полу и положите на нее камень.
-Молодцы! Встаньте друг за другом. Давайте пробежим между камней "змейкой".
-Смотрите, виден краешек красной ленты. Достаньте ее. Давайте развернем "Ленту времени"(дети с педагогом разворачивают ленту и встают с двух сторон).
Презентация "Ленты времени":
1. Давным-давно, на территории, где мы живем, царствовали ледники. Потом наступило потепление и ледники стали таять. Бурные потоки воды несли огромные валуны, которые есть до сих пор на дне нашей реки.
-А вы знаете, как называется наша река (Волхов)
-Садитесь на ковер, я расскажу вам легенду о нашей реке (рассказ педагога с показом фото и иллюстраций)
2. Давайте перейдем к следующему отрезку нашей истории. Это эпоха ордовика. Вы видели, какие у нашей реки высокие берега? Они состоят из известняка, в них содержатся разные окаменелости (организмы ископаемых животных, которые рассказывают много интересного об обитателях морской фауны послеледникового периода.
Вот и эти камни, которые помогли найти нам "Ленту времени" были найдены на берегах реки Волхов. Давайте принесем и положим их здесь и отправимся дальше.
3. Люди появились на берегах Волхова много-много лет назад. Одно из древних поселений Старая Ладога-первая столица Руси.
-Кто из вас был в Старой Ладоге (ответы детей)
Там была построена первая в Древней Руси каменная крепость и здесь проходили торговые пути (рассматривание рисунка на "Ленте времени")
-Давайте попробуем показать нашим гостям, как выглядит крепость (дети встают в круг, обхватывают друг друга за талию).
Эта крепость была заложена сотни лет назад, но люди сохранили ее до наших дней.
-Вернемся к "Ленте времени".
4. Благодаря строительству гидроэлектростанции и алюминиевого завода возник поселок Волховстрой, который потом назвали город Волхов.
-ГЭС стоит на реке. Что нам дает электростанция?Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет
Не зажжется в доме свет (электричество)
-Что дает нам электричество (ответы детей)
Давайте зажжем фонарик и поставим его рядом с рисунком, на котором изображена ГЭС. Он будет вам напоминать о том, что электростанция дает нам свет.
-Алюминиевый завод производит алюминий.
-Что это (металл)
-Я покажу вам маленькие слитки алюминия (дети рассматривают и передают друг другу)и модель ковша, из которого его выливают. Давайте положим их на эту страницу и пойдем дальше.
5. В 1941 году началась ВОВ. Волховчане героически защищали свою Родину. Именно здесь проходила "Дорога жизни". От нашей Волховской ГЭС по дну Ладожского озера по кабелю электричество поступало в блокадный Ленинград. По железной дороге следовали поезда с продовольствием. В цехах завода ремонтировали танки и оружие.
Рассматривание на фото памятных мест.
-Война закончилась в 1945 году. Весь народ ликовал, повсюду звучали крики "Ура!" Давайте и мы устроим салют в честь победы над фашистскими захватчиками. (материал "Парашют")
6. Современный город Волхов-это крупный промышленный центр и железнодорожный узел. У нас в городе много детских садов и школ. В городе для вас построены детские площадки и созданы разные кружки.
-Какие кружки вы посещаете (ответы детей)
-Я предлагаю вам отдохнуть. Найдите себе место на ковре и лягте на спину (релаксация под музыку).
7. Мы дошли до последнего отрезка нашей истории. Как вы думаете, почему этот лист без картинок (предположения детей)
-Это будущее. То, что наш город ждет через много-много лет и будущее нашего города зависит от вас.
-Что нужно делать, чтобы сохранить наш город и сделать его лучше (ответы детей)
-Правильно. Его надо любить, беречь, создавать что-то новое.
-Молодцы! А теперь оглянитесь назад. Видите, какой огромный путь мы проделали!
-На какой страничке истории вам понравилось больше всего (ответы детей)
-Но это только маленькая "капелька" истории нашего города. Взрослея, вы будете узнавать все больше нового и интересного.
-Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Вы отлично поработали и вам, как настоящим исследователям, присваивается звание "Знаток родного города"(аплодисменты, и вы награждаетесь почетным знаком в виде герба города Волхова!