Татьяна Леонова
Конспект НОД «Герои Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие
по теме «Герои Отечества»
Цель:
-Воспитывать патриотические чувства старших дошкольников, чувство гордости за свой народ.
Образовательные задачи:
-Уточнить знания о защитниках Отечества.
-Расширять и укреплять знания детей о былинных героях-богатырях.
-Уточнять значения старорусских слов.
-Продолжать знакомство с пословицами и загадками, научить понимать и объяснять их значение.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД „Герои Отечества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
-Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Отечества, интереса к изобразительному творчеству.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Развивающие задачи:
-Развивать связную речь, мышление, речевой слух.
-Развивать общую моторику.
Оборудование.
-Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»,
-карта России,
-книги о богатырях,
-мультимедийная установка для показа презентаций,
- видеоматериалы.
Предварительная работа:
-Изучение значения старорусских слов.
-Лепка доспехов богатырей (щит, меч).
-Знакомство со сказочно-былинной живописью. -чтение былин «Илья-Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня-Никитич и Горыныч-змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей», -рассматривание картин В. М. Васнецова «Три богатыря», -беседа о Родине,
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Организационный момент. Мотивация детей на получение новых знаний.
Воспитатель показывает принесенные в группу предметы (доспехи богатырей)
-Что это, как вы думаете?
(ответы детей) доспехи, перечисляют
-Кто их носил?
(ответы детей) люди.
-Послушайте, о ком я прочитаю?
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
Воспитатель: конечно, богатыри.
1 Слайд. Богатыри
Быть героем и защитником своей страны очень почетно, но защищать нужно не только страну, но и всех тех, кто попал в беду, кому нужна поддержка и помощь.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа.
-Воспитатель: Вы знаете, сегодня по электронной почте мне пришло письмо, а там вот это?
2слайд. Физическая карта России с четко обозначенными границами и столицей-Москвой.
(ответы детей) карта нашей родины, столица Москва.
-Ответьте, а какая наша страна?
(ответы детей) большая, огромная, богатая, красивая.
Воспитатель:
Но не всегда наша страна была такой большой и называлась Россией, в прошлые времена наша страна называлась Русь и столицей был город Киев.
3слайд. Границы Киевской Руси.
-Что вы можете сказать, глядя на эти фотографии?
4слайд. Обе карты на одном слайде.
(ответы детей)
Слава русской стороне!
Слава Русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтоб вы, дети, знать могли
О делах родной земли.
5слайд. Картина В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете кто это?
-Какой богатырь изображен в центре картины? (Илья Муромец).
-Как вы догадались, что это Илья Муромец (Он самый старший, могучий, мудрый)
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
-Кто справа от Ильи Муромца (Алеша Попович) его славные помощники.
-Кто был главным другом богатырей?
(ответы детей)Главным другом богатырей был конь.
-Как одеты богатыри? (На них кольчуга-железная рубашка)
-Зачем нужна кольчуга богатырям?
(Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.)
Воспитатель: Кольчуга весила 7килограмм. (Принести сумку с весом 7 кг, дать поднять детям).
-Что надето на головы богатырей?
(Шлем) На Руси его называли шелом.
–Для чего нужен шлем?
(ответы детей) шлем оберегал голову-богатыря от ударов.
-Какие еще доспехи имеются у богатырей?
(Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч).
-Меч был главным оружием воинов-богатырей и ратников в ту пору на Руси. Меч называли булавой. На мечах давали клятву, его передавали от отца к сыну. Меч носили в ножнах.
6слайд. Доспехи богатырей.
-Итак, на картине изображены богатыри, чей подвиг воспевают в былинах, вот в мир былины мы сейчас и отправимся, что такое «былина»
(ответы детей)
-Правильно, слово «былина» происходит от слова быль. То, что было, действительно, но очень давно. Ребята, а кто же рассказывал о событиях прошлых времен?
(ответы детей)
В старину былины рассказывали сказители и гусляры
-Кто сможет объяснить значения этих слов?
7 слайд. Сказители и гусляры
Воспитатель:
Они нараспев, рассказывали о событиях, играя на древнем музыкальном инструменте-гуслях.
8слайд. Гусли.
Воспитатель:
Люди слушали былину, и вставали перед взором слушателей могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
9слайд. Битвы богатырей
Воспитатель:
-Вот так слагалась былина. В былинах отражалась удаль молодецкая да подвиги ратные.
-А какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
*Кто смел, тот и на коня сел.
*Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
-Объясните смысл этих пословиц, о чем они?
(ответы детей)
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силу богатыря)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
-Ребята, а вы знаете с какими сказочными персонажами сражались русские богатыри?
-А давайте сделаем так, я вам загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать?
Свист соловьиный,
Взор орлиный-
Не зверь, не охотник,
А … (Соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву (Змей Огненный)
8слайд. Сказочные персонажи
-А давайте-ка вспомним и скажем, какими же были русские богатыри?
(ответы детей) сильные, ловкие, смелые и т. д.
А давайте, ребята, мы свами побудем немного богатырями. Поскачем на конях, примем участие в бою, померимся силушкой.
Игры:
1. Бой подушками
2. Перетягивание каната
3. Кто быстрее проскачет на лошади
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите еще поиграть? У меня для вас есть замечательная игра «Русские Богатыри»
Нивка, нивка
(Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Яровая жинка,
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку
(Делают взмахи руками снизу вверх) .
На поле копнами
(руки вверх,
На столе пирогами
(Лепят пироги) .
Нивка золотая
(Идут по кругу,
Добра, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелек до неба
(руки вверх)
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь
(Взявшись за руки, поднимают вверх)
Стебель в оглоблю
Колос в дугу
(Наклоны вправо-влево)
Встань, рожь большая,
Вот такая
(Руки вверх)
Расти, копна золотая, -
Вот такая.
(Присели, медленно встать, поднимая вверх)
Рефлексия.
Ребята, сегодня мы познакомились с древним русским творчеством - былинами и воспеваемыми в них подвигами древнерусских богатырей.
- Что было интересно?
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
-Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
-А как вы думаете, мы здорово потрудились?
-О ком или о чем вы хотели бы услышать в следующий раз?