Наталья Ермишкина
Конспект НОД для детей старшей группы «Сталинградская битва»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Сталинградская битва» для детей старшей группы
Задачи:
1. Дать детям представление о мужестве и героизме защитников Сталинграда;
Темочки:
2. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, чувство сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры;
3. Формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию;
4. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание.
Предварительная работа:
• беседа о предстоящей памятной дате;
• организация выставки книг;
• рассматривание картин, фотографий о Сталинградской битве;
• чтение рассказов из цикла «Детям о войне»;
• разучивание с детьми стихов;
Материал и оборудование:
• проектор и экран для просмотра слайдов;
• тематические иллюстрации;
• фотографии военных лет;
• звуки боя.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется наш город, в котором мы живём?
Ответы детей : Волгоград.
Воспитатель: А знаете ли вы, что раньше наш город назывался Сталинград. Давно, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские захватчики. И вот вся страна поднялась на защиту своей Земли. Немецкие войска подошли и к нашему городу, который назывался тогда Сталинградом. И здесь произошла великая битва. Её назвали в честь города – Сталинградской битвой. Мужество защитников героического города на Волге помогло выдержать все испытания. Советские воины сдержали клятву, они отстояли Сталинград! Многие из них погибли, но не сдались врагу. Слова «Стоять насмерть!» имели здесь прямой смысл – 200 дней боролись наши солдаты за город. Сегодня знаменательный день в истории нашей Родины, нашего города-героя Волгограда. Сегодня исполняется 75 лет со дня Победы в страшной битве под Сталинградом. Эта Победа была одержана нашей армией над фашистскими захватчиками 2 февраля 1943 года.
1 ребё нок: Много лет тому назад
В сверх жестокой той войне
Защищали наши деды
Свой родной Сталинград
2 ребё нок: Вы смело ринулись вперёд
Неудержимой грозной лавой
И рукоплещет весь народ,
Героям Сталинграда – слава!
3 ребё нок: Заслуга ваша велика
В борьбе с фашистскою оравой.
Мы впишем золотом в века –
Героям Сталинграда – Слава!
(Исполняется песня «Медаль за оборону Сталинграда»)
4 ребё нок: Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он на Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой.
Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические события Сталинградской битвы, ставшей символом невиданного в мировой истории мужества и стойкости нашего народа. Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и мраморе, в музыке и литературе. И самый величественный из них - мемориальный комплекс, памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Центральной фигурой памятника-ансамбля является фигура «Родина-мать зовет!».
(Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина»)
5 ребё нок: На Мамаевом кургане
С первым солнечным лучом
В синем Утреннем тумане
Встала женщина с мечом
Головой коснулась неба,
Меч задел за облака…
Это явь, не сказка – небыль,
Это память на века.
Воспитатель: Мамаев курган и его архитектурный ансамбль – этот памятник знает весь мир. Нет на земле такого человека, который не слышал бы о Сталинграде, об исторической высоте под названием Мамаев курган! Я предлагаю отправится на экскурсии по этому, героическому месту.
(Просмотр презентации «Мамаев курган»)
1 слайд: У входа на территорию памятника ансамбля стоит могучая стена. Вдоль полуразрушенной стены движется процессия. Это композиция называется «Память поколений»
2слайд: По широким лестницам мы поднимаемся к алее пирамидальных тополей. Аллея ведёт нас к центру к центру ансамбля Мамаева кургана.
3 слайд: Поднимаясь по ступеням, мы оказываемся на площади «Стоявших насмерть». Посреди площади, большой, в низких каменных берегах круглый бассейн, и в центре, как бы возникающая из земли скульптура воина – богатыря – защитника волжской земли. Это скульптура называется «Стоять насмерть».
4 слайд: С площади «Стоявших насмерть» мы попадаем к широкой лестнице. По её бокам идут две огромные стены. Это – «Стены руины». Из массивной стены, рельефно выступают слитные с ним фигуры солдат. Всюду бесчисленные следы войны, надписи: «Ни шагу назад!», «Только вперёд!», «Стоять насмерть!», «За нами земли нет!». Периодически, через скрытые радиопродукторы, расположенные в разных местах, звучит музыка (военные песни, звуки боя, классическая музыка). И самый главный голос – голос Левитана: «Говорит Москва. В последний час, в Сталинграде, наши войска упорно обороняют каждую улицу, каждый дом…»
5 слайд: После «Стен руин», мы оказываемся на площади Героев. Посреди площади, плоский водоём. С правой стороны расположены, и поставлены в ряд, 6 скульптурных групп : «Раненый боец», «Санитарка», «Моряк», «Командир», «Знаменосец», «Смерть фашизму».
6 слайд: Проходя мимо этих скульптур, мы попадаем в зал «Воинской Славы». Главным элементом убранства стен являются 34 приспущенных пурпурных знамени, выложенных из мозаики. На поверхностях знамён начертаны имена погибших под Сталинградом солдат. В центре зала – выполненное из мрамора большое скульптурное изображение мужской руки, держащей факел вечного огня.
7 слайд: Через верхний портал мы выходим на площадь скорби, где мы видим монумент «Скорбь матери». Монумент представляет собой мать, скорбящую над телом убитого сына.
8 слайд: От площади скорби начинается подъём на вершину кургана. На необъятном холме поднимается ввысь скульптура Родины – Матери. Высота этой статуи вместе с мечом достигает 100 метров. Статуя видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева кургана – она господствует над всем Волгоградом!
Пройдут многие десятилетия, но этот бессмертный памятник на Мамаевом кургане будут вечно посещать внуки и правнуки герое, отдавших, свою жизнь за спасение нашей Отчизны!
6 ребё нок:
Второе февраля
В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.
И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.
Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.
В знак благодарности и уважения, в память о героической истории города, во многих местах нашей области установлены памятники защитникам Сталинградской земли. Люди несут цветы к их подножию, чтобы поклониться до земли тем, кто отдал свою жизнь для того, чтобы жили мы. Чтобы наши дети радовались каждому приходящему дню, а не содрогались от грохота снарядов и не плакали от голода и страха.
7 ребё нок: Давно закончилась война,
Но память русская жива.
И каждый знает, стар и млад :
Победу одержал солдат.
И в дальних городах, и в близких
Стоят солдатам обелиски.
8 ребё нок: У обелиска
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас.
(Исполняется песня «Вечный огонь»)
Воспитатель: В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется «Минута молчания». Прошу всех встать.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Воспитатель: Люди всегда должны помнить о подвигах наших воинов, которые воевали и победили врага. Благодаря им мы с вами можем жить счастливо. Их награждали орденами и медалями, воинам которые погибли, ставят памятники. Кроме Мамаева кургана в нашем городе существует немало других памятников посвящённых Сталинградской битве и его защитникам. Это: музей – панорама «Сталинградской битвы», «Дом Павлова», «Разрушенная мельница», «Вечный огонь» (на площади Павших борцов, памятник Михаилу Паникахе, «Аллея героев»…
(Показ сопровождается иллюстрациями.)
Я, предлагаю вам почувствовать себя солдатами и поиграть в игру «Кто быстрей соберётся на войну».
( Детям предлагаются предметы обмундирования: каска, пилотка, гимнастёрка, ремень, автомат. По сигналу несколько детей самостоятельно должны одеться. Игра проводится несколько раз).
Как хорошо жить в мирное время, спокойно спать, учиться, без страха смотреть в синие небо. Мы живём в самой красивой и славной стране Россия, так пусть же она живёт, растёт и процветает!
Над городом в честь победы каждый год гремит артиллерийский салют. День и ночь горит Вечный огонь у священных могил защитников города - героя Волгограда. Они отдали свою жизнь за Родину, за победу, за наше с вами счастье. Хочу закончить наше занятие еще одним прекрасным стихотворением.
9 ребё нок: Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь
И над Волгой стоишь величаво.
Волгоград – наша доблесть и наша любовь!
Волгоград – наша гордость и слава!
10 ребё нок: Под мирным знаменем
Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы —
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!
11 ребё нок: Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас -
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
(Исполняется песня о мире)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите.
- Что нового вы узнали?
- Как назывался наш город раньше?
- Какая битва произошла в нашем городе?
- Почему нужно было защищать Родину? (ответы детей)
- Кто был самый главный на войне? (солдат)
- Какими должны были быть солдаты, чтобы победить врага?
- Что солдаты должны уметь хорошо делать? (стрелять, бегать, прятаться)
- Какие памятные места нашего города вы знаете?
(После занятия воспитатель предлагает зарисовать свои впечатления. В группе, организовывается выставка детских работ.)