Галина Евгеньевна Тюрина
Конспект НОД для детей старшей группы по теме: «Теплота»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить детей с явлениями, происходящими в природе, с элементами физики.
Задачи:
образовательные:
Формировать у детей понятие о теплоте. Закрепить понятие звук. Формировать навыки исследовательской деятельности.
развивающие:
Развивать мыслительные способности детей, расширять представление о явлениях, происходящих в природе.
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение применять услышанное на практике и доказывать опытным путём.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по теме: „Теплота“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
материал.
Мороженое, шуба. одеяло, 2 блюдца, салфетки, свечка, спички, дощечка, рукавицы, термос. Игрушка «Снегурочка» или картина Васнецова «Снегурочка», термометры, самодельный термометр, монета, дощечка с 2-мя гвоздиками, кусачки.
Раздаточный материал: лист бумаги, карандаши.
Использование СОТ: здоровьесбережение, исследовательская деятельность, алгоритмы работы с огнём.
Ход мероприятия
Шла я сегодня утром на работу и так мне захотелось мороженого. Зашла в магазин и купила. Думаю, приду в детский сад и съедим его вместе с вами. Да совсем забыла, оно ведь холодное, может горло заболеть. Сейчас мы его погреем. Разделим мороженое на 2 части, одну часть оставим на воздухе, а другую, чтобы быстрее нагрелась завернём в шубу. Как вы думаете, где быстрее начнёт таять мороженое?
Ответы детей.
А пока мороженое греется, мы с вами повторим пройденный ранее материал.
I. Повторение пройденного материала.
Беседа с детьми.
Ребята, мы знаем, что большую часть нашей планеты «Земля» занимает вода. Что собой представляет вода?
Ответы: Это жидкость.
Давайте вспомним свойства воды.
Ответы: без цвета, вкуса, запаха. Растворяет некоторые вещества, льётся, имеет вес (используем алгоритм).
А какое стихотворение мы знаем о работе с водой?
Ответ: «Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Пролил воду, не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Фартук друг, он нам помог,
И никто здесь не промок».
(алгоритм работы с водой)
А теперь вспомним свойства воздуха.
фото 1
Ответы: Без цвета, вкуса, запаха. Невидим, не имеет формы, не имеет веса, упругий.
Где есть воздух?
Ответ: Воздух есть повсюду!
А докажите мне, что воздух есть внутри человека?
Опыт показывают дети: Дуют в трубочку опущенную в воду.
А что такое ветер?
Ответ: Ветер – это движение тёплого и холодного воздуха.
Молодцы! Активно участвовали в беседе.
А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка
.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы растем всё выше, выше.
Сел на дерево птенец
Нашей песенке коне».
II. Знакомство с темой «Теплота» фото 2
Ребята, посмотрите на эти макеты. Скажите, какие климатические зоны они символизируют?
Ответ: «Пустыня»
«Север».
А климат в этих зонах одинаковый или нет?
Ответ: В Пустыне – жарко,
На Севере – холодно.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о теплоте.
Сейчас посмотрим, где мороженое растаяло быстрее. Странно в шубе почему – то мороженое хуже тает, чем в воздухе. Вы мне объясните почему?
Ответы детей:
Чтобы сделать правильный вывод мы проделаем несколько опытов, но прежде мы поговорим о мерах безопасности, так как будем иметь дело с огнём.
Скажите, можно ли брать спички детям, играть с огнём, почему?
Ответы детей: Нет, нельзя.
Показываю алгоритм.
Запомни правило: «Огонь, никогда его не тронь!»
Приступим к опытам.
Я сейчас зажгу свечку и поднесу к ней руку. Будет жечь?
Ответ: Да
А как сделать так, чтобы не жгло?
Ответ: Можно убрать руку.
А как ещё можно загородить чем – нибудь, например: доской. Жжёт?
Ответ: Нет.
Вопрос: Почему?
Ответ: Так как тепло не проходит через доску.
А можно и варежку одеть, будет жечь? Нет! Почему?
Ответ: Варежка не пропускает тепло.
Правильно, ни доска, ни варежка не пропускает тепло, они его задерживают.
А что же получилось с мороженным в шубе?
Когда завернули его в шубу, то она не стала пропускать комнатное тепло, а от мороженного в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.
Значит шуба, варежки не греют, а только не пропускают тепло.
А зачем в мороз человек шубу одевает?
Вышел человек из дома – ему жарко, шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мёрзнет.
Шубы бывают разные не только из меха, из стекла, дерева, камня.
Вот термос у него «шуба» из стекла, два слоя, а между ними пустота, пустота плохо пропускает тепло, поэтому горячая вода в термосе долго не остывает.
А теперь посмотрим на доску, перед вами картина художника Васнецова «Снегурочка». Художник изобразил всё в холодных тонах, почему?
Ответ: Снегурочка состоит из снега и льда, она холодная.
Я сейчас задам вам вопрос, а вы мне постараетесь на него ответить.
Если Снегурочка оденет самые тёплые вещи и попадёт в пустыню, она растает или нет?
Ответы:
1. Снегурочка от жары растает, и шуба ей не поможет, так в шубе ещё жарче. (Этот ответ неправильный т. к. она сделана из снега и льда, от него в шубе станет холодно).
2. Снегурочка не растает, как мороженое в шубе (с таким ответом можно согласится)
1. Снегурочка сначала не растает, а потом всё равно растает т. к. постепенно жара всё-таки проберётся через шубу. (Такой ответ свидетельствует о том, что ребёнок умеет обдумывать ответ достаточно глубоко и не боится излагать свою самостоятельную точку зрения).
Физкультминутка:
«Капля первая упала, кап
и вторая пробежала, кап
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап, кап запели,
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Мокрыми, посмотрите, туфельки стали
Мы плечами поведём и все капельки стряхнём»
Ребята, а как вы думаете, какие приборы существуют для измерения тепла или холода?
Ответ: термометры.
Они бывают комнатные, водяные, уличные, для измерения температуры тела
Можно сделать и самим «самодельный термометр» (пузырёк, трубочка, пробка, капелька подкрашенной жидкости).
Опыт с самодельным термометром.
фото 3
Почему жидкость в трубочке при нагревании поднимается вверх и почему при охлаждении опускается?
Ответы детей: При нагревании воздух в пузырьке расширяется и выталкивает капелька вверх, а при охлаждении сжимается и капелька падает вниз.
III. Рисование «Самодельного термометра»
Работа детей по памяти.
IV. Итог занятия:
Что мы сегодня узнали?:
Ответы:
1. Что шуба не греет, а только задерживает тепло.
2. Что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Занятие окончено. Вы все были внимательны, принимали активное участие. Я вами очень довольна!