Екатерина Логачева
Конспект НОД для детей старшей группы «Традиции масленичной недели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «ЦРР- деский сад» г. Кингисеппа
Подготовила : воспитатель Логачева Е. П.
Конспект НОД для детей старшей группы на тему :
«Традиции масленичной недели»
Цели:
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Традиции масленичной недели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями;
Задачи:
Познакомить с традициями празднования Масленицы;
Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор;
Развитие творческого воображения;
Сформировать чувство коллективизма, внимания, чуткости друг другу и к окружающим людям.
Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;
Воспитывать у детей дружелюбие друг к другу;
Оборудование:
Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы, плакат с нарисованной масленицей, одежда для масленицы, канат для перетягивания, два круга поделенные на не равные кусочки, музыка к песни «Блины», два контура девушки, фломастеры, цветные карандаши, блины.
Ход занятия:
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!
(открывается плакат “Широкая Масленица”, с названием дней масленичной недели и иллюстрацией к ним)
Воспитатель: Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны. Масленицу всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Этот праздник длился целую неделю : люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Давайте и мы с вами ребята, сегодня поиграем!
Воспитатель: Понедельник – встреча
Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в наряд девушки и возили по улицам, обращались к нему ласково. В первый день устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
1. Конкурс “Наряди чучело”
(дети наряжают чучело Масленицы)
Воспитатель: Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу (воспитатель говорит, а дети повторяют) :
-Дорогая наша гостья, Масленица
-Авдотья Изотьевна!
-Дуня белая, Дуня румяная!
-Коса длинная, триаршинная.
-Лента алая, двухполтинная.
Платок беленький, новомодненький.
Воспитатель: Вторник – заигрыш
Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин
В этот день начинаются веселые игры, а за веселье угощают блинами. Также в этот день делают снежные городки и и играют в игру «взятие снежного городка».
- Вот посмотрите на этой картине как раз показано как в старину играли во второй день масленичной недели (картина Сурикова “Взятие снежного городка”)
- А еще люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.
(Воспитатель поёт, а дети подпевают)
1. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Вот к нам Масленка пришла
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!
3. Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
4. Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!
5. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
Воспитатель: Среда – лакомка
Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.
Воспитатель: Четверг – разгуляй
А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.
В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали кулачные бои. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте поделимся на две команды и начнём перетягивать канат. Кто перетянет команду соперника на свою сторону, тот и победил.
(подвижная игра)
Воспитатель: Пятница – тещины вечерки
Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Участники команд будут выходить и печь для нас блины.
Игра “Собери блин” (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)
Воспитатель: также наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
Не житьё, а Масленица.
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Блин не клин, живота не расколет.
Без блина не Масленица.
Воспитатель: Молодцы ребята, всё знаете. А, ответьте мне на вопрос: почему на Масленицу пекли именно блины? (символ солнца)
Суббота – золовкины посиделки
Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.
Давайте мы с вами споё м песенку про блины:
Воспитатель: Воскресенье – прощеный день
Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.
Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.
(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)
Воспитатель: сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все дру другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
- Давайте мы с вами немного порисуем. Каждая из команд должна нарисовать весну.
(Каждая команда получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите какие красивые рисунки у вас получились!
- Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?
(ответы детей)
- Сколько дней длился праздник.
(ответы детей)
- Что готовили на Масленицу? Почему?
(ответы детей)
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?