Наталья Леонова
Конспект НОД для детей старшего возраста «Экскурсия в этнографический музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в этнографический музей»
Цель:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны.
Воспитание детей в духе патриотизма, любви к родному городу, гордости за его историю, развитие любознательности и интереса к достопримечательностям Санкт Петербурга
Задачи:
• Закрепить понятие музей
• развитие познавательных способностей, творческого потенциала
Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста „Экскурсия в этнографический музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• развитие интереса к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, любознательность
• воспитание эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, природе, людям
• развитие памяти, речи, логического мышления
• стимулирование мыслительной деятельности
• формирование коммуникативных навыков
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ
Образовательная область:
познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Материалы: презентация
Тема занятия «Экскурсия в этнографический музей»
Ход занятия
Организационный момент:
Россия – это белая береза
И девушка румяная с мороза
И в жаркий день веселый звон ручья
Россия – это ты и я!
Идем навстречу зною и метелям
Беду и радость поровну мы делим
Мы все одна великая семья
Россия –это ты и я!
Слайд 1 (Русская березка)
В. : У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он не жил, на этой огромной планете. Это место называется «малой родиной».
У кого то малая родина – это большой город, а у кого то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу речушки. И где бы не жил потом человек, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.
Вот какие есть пословицы о Родине:
Всякому мила родная сторона.
Дома и стены помогают.
Своя земля и в горсти мила.
Сторона – мать, чужая – мачеха.
Слайд 2 (этнографический музей)
Ребята, кто из вас был в музее?
Вопрос: Что означает слово музей?
Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а так же просветительской деятельностью.
Слайд 3 (Музеи нашего города)
Какие музеи вы знаете?
Ответы детей.
Слйд4 (этнографический музей)
В. : - Что такое этнография? Этнография – это наука, изучающая народы -этносы (состав, расселение)
Слайд 5 (русская изба)
В богатой лесами России все постройки были деревянными. Строительным материалом для изб были сосновые бревна. Бревна очищали от коры, скрепляли между собой, щели затыкали мхом. В избе ставили печь, она играла главную роль. Печь обогревала долгими зимними днями. На верху спали старые и малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Напротив печного угла находился Красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, за столом проходили трапезы семьи.
На первый взгляд изба – обыкновенная постройка. Но это не так. Каждый крестьянин, строя избу старался сделать ее прочной, теплой, удобной для жизни. Поэтому избы – это не только памятники, но и произведения архитектуры, искусства.
Слайд 6 (прялка)
Здесь существовал тот же порядок, что и в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывали с небом, пол с землей, подпол – подземный мир, окна – свет. В крестьянской избе было много различной утвари. Утварь –это различные предметы, необходимые человеку в его обиходе. Среди орудий труда особое значение имели прялки.
В. : - Как вы думаете для чего нужна прялка?
Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Есть поговорки о прялке
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи
Какова пряха – такова на ней и рубаха.
Прялка не бог, а рубаху дает.
Прялку передавали по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Слайд 7 (глиняная посуда)
С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они обжигали глиняную посуду, с наружи покрывали минеральными красками, украшали орнаментом. Это были кувшины разнообразных форм, кружки, котлы, чаши.
Слайд 8 (разнообразные вышитые рушники)
Конечно, на самом видном месте в избе висели рушники, утиральники, утирка – все это название одного предмета. Какого?
Ответы детей.
В. : Правильно полотенца. Полотенцами украшали иконы, где теплилась лампадка. Полотенца вешали на зеркала, на стены на фотографии родственников. У рукомойника тоже весело расшитое цветами, птицами полотенце – утирка.
А сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Таять может, а не лед
Не фонарь, а светит (свеча)
Ящик на коленях пляшет
То поет, то громко плачет (гармонь)
Черный конь прыгает в огонь (кочерга)
Четыре брата под одной крышей стоят (стол)
Идет пароход, то взад, то в перед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг)
Молодцы все загадки разгадали!
Рефлексия:
В каком музее мы сегодня побывали?
Из какого материала строили русские избы?
Что являлось главным в русской избе?
Каким основным орудием труда пользовались русские женщины?
Из чего изготавливали посуду издревле люди?
Какой предмет обязательно присутствовал в русской избе у рукомойника?
Спасибо за внимание! Все были внимательными и активными.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №97 Калининского района города СПб
Непосредственно-образовательная деятельность по музейной педагогике «Экскурсия в этнографический музей»
Воспитатель Леонова Н. С.