ирина антонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Костюм донского казака и казачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели : Познакомить детей с историей развития донского казачьего костюма; расширить представление об особенностях национального костюма; воспитывать познавательный интерес к одежде казаков.
Задачи:
1. Обучающие
– продолжать углублять знания детей о казачьей донской одежде, названии разных её частей.
2. Развивающие – развивать интерес у детей к казачьей одежде. Развитие творческих способностей.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Костюм донского казака и казачки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывающие – воспитывать любовь и уважение к традициям родного края.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Предварительная работа: беседы с детьми о традиционном казачьем костюме, рассматривание иллюстраций, альбомов «одежда казаков», экскурсия в мини музей донского казачества, заучивание казачьих слов и выражений, казачьи игры.
Оборудование и материалы: фото изображающие женский и мужской казачий костюмы; фуражка, заготовки для коллажа, ватман с изображением степи, клей.
Содержание образовательной деятельности
Ход занятия:
Воспитатель: Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Воспитатель: Ребята, о ком написано это стихотворение?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете что-нибудь о казаках?
Дети: Они очень смелые, сильные.
Воспитатель: А где они живут?
Дети: На Дону.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а где мы живем, как называется наш город?
Дети: (Семикаракорск)
Воспитатель: Как называется река, на берегу которой расположен наш город
Дети: (Дон)
Воспитатель: Вдоль реки Дон издавна живут люди, которые называют себя донскими казаками. Казаки построили много станиц. В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков (курень) казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением, или на защиту рубежей, поэтому он всегда был опрятно одет.
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на экран. На экране мы видим казака и казачку в красивых костюмах. Ребята, а вы знаете что мы с вами тоже казаки? И ходим в казачий детский сад, и сегодня на нашем занятии я хочу познакомит вас с историей донского казачьего костюма
Воспитатель: В народе говорят: по одежке встречают, а провожают по уму. Как вы думаете, ребята, что это значит?
Ответы детей.
Воспитатель: Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму : по одежде многое можно узнать о донском казаке. Казачий костюм очень отличается от народного русского.
Фот с изображением казачьего и русского костюмов
Многие его детали казаки переняли у кочевых народов. И прежде всего - шаровары. Это широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне.
Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары обязательно нашивались лампасы - символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежит казак. Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки? (Красного.) Шаровары заправлялись в сапоги.
На шаровары выпускался бешмет- присобранная от талии рубаха, застегивающаяся на крючки.
Сверху надевали чекмень, на котором были знаки воинского отличия. Современные казаки носят вместо бешмета гимнастерки с клапанами, а вместо чекменя - мундиры. Интересные традиции связаны у казаков с башлыком.
Если башлык повязан крест накрест, значит казак спешит по важному поручению, если завязан впереди - он уже отслужил, а закинут назад - «казак гуляет».
Особой частью одежды казака является шапка. Она символизирует достоинство казака. Шапками голосуют во время казачьего круга; старики подают сигнал станичного сбора, поднимая шапку на костыле на майдане; а парни кидают шапку во двор невесты, предупреждая, что придут свататься. Сбить шапку с казака - значит смертельно его обидеть. Какие еще традиции, связанные с головными уборами, вы знаете? (Приветствие, снятие головного убора при входе в церковь, хранение фуражки погибшего казака.)
Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству.
Игра «Надень фуражку»
Мальчик-казачок сидит на стуле. На десять шагов от него отводят водящего. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом (лицом к казачку, дают в руки фуражку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть фуражку на казака.
Воспитатель. Древние наряды казачек были переняты у кочевников: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска (запахивалась) и кафтан.
Но ближе нам другая традиционная одежда казачек – парочка, так на Дону назывался комплект женской одежды, состоящий из пышной юбки и кофты с баской. Так как ткань была очень дорогая, то шили вещи так, чтобы при крое как можно меньше было обрезков. Кофта была прямая, чуть – чуть ниже талии. Девушки носили кофту на выпуск, заплеталась одна коса, после того как девушка выходили замуж – кофта заправлялась в юбку. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове - в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой. Когда казачка выходила замуж, волосы заплетались в две косы, и прятали под шлычку. Пока казачка была молодой она могла себе позволить носить светлые кофты, но чем старше она становилась, то тем темнее были и скромнее становились её наряды.
Обувь казаки шили сами. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи – ичиги, «чирики» туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг. Чирики делали на подошве, с широким каблуком, тупым носком и иногда обшивали по краям ремешком из белой кожи. Праздничной обувью считались черевички.
А эту одежду носили девочки-казачки. Девочкам шили платья, на которых делалось несколько складочек, которые, когда девочка подрастала, распускали и платье удлиняли. Девочкам заплетали одну или две косы, вплетая в них атласные ленты.
Одежда представляла собой большую ценность, её берегли, передавали по наследству от родителей к детям.
Как любая национальная одежда, костюм казака сейчас изменился.
Воспитатель. Ребята, так почему же казаки говорят, что по одежке встречают? (ответы детей.)
Работа над коллажем.
Воспитатель: ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем создать свою казачью станицу? Помните, что такое станица?
Для начала нам нужно договорится, как мы с вами будем работать. Воспитатель: посмотрите на это изображение, вспомните что это?
Дети: степь, дикое поле.
Воспитатель: почему степь называлась «диким полем»?
Дети: здесь было много диких лошадей (наклеивают лошадей).
Воспитатель: как назвали себя люди пришедшие жить в дикое поле?
Дети: казаки и казачки (наклеивают)
Воспитатель: Какое жилье они себе строили?
Дети: Курень (наклеивают)
Воспитатель: Смотрите, у нас получилась настоящая казачья станица. А как выдумаете кто защищал станицу?
Дети: Казаки. (наклеивают)
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу.