Надежда Петрова
Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Форма деятельности: путешествие
Цель деятельности:
Углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценностей, развивать умение объяснять свое понимание их содержания и значения (пословицы, рассказы);
совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения в различных ситуациях общения (в ходе всего занятия);
познакомить с новыми чувашскими словами, обозначающими общечеловеческие ценности (пожелания на чувашском языке сапайлах, илемлех);
обогащение знаний фольклорных произведений народов Чувашии (пословицы, рассказы);
Темочки:
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
активизировать использование слов, характеризующих нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);
уточнить понимание сложных взаимоотношений в рассказах, мотивов поведения героев;
развивать интерес к историческому прошлому своего народа (легенда о букваре);
повышать интерес к изучению родного края;
развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать (пословицы, рассказы, оценка занятия);
обобщать и систематизировать знания о предметном мире как результате трудовой деятельности (изделия чувашского декоративно-прикладного искусства);
расширять знания детей о людях, прославивших республику: И. Я. Яковлев;
воспитывать любовь к родному краю.
Материалы и атрибуты:- компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись «Жаворонок»
Методы и приемы:
художественное слово (пословицы, легенда, использование ИКТ, разыгрывание сценок, музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.
Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях, знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И. Я. Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре, разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации, знакомство с компьютером.
Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, маниста, сурпан; слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят, встают в круг, здороваются на чувашском языке.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас праздник — встреча с букварем И. Я. Яковлева. Посмотрите, я сегодня в красивом чувашском платье, какие красивые узоры на нем.
(рассматривание узоров на платье)
Как вы думаете, узоры на платье что могут обозначать?
Знаком ли вам какой-нибудь элемент узора?
Скажите, где вы видите узор солнца? Где они расположены (на груди, на рукавах, внизу платья)
Ответы детей:
Воспитатель: (звучит музыка) Да, я с вами согласна. Это действительно узоры солнца. Чувашский народ издавна славился своим мастерством, трудолюбием и дружбой. У этого народа была книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию. Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою.
(выключается музыка)
Воспитатель: Книга была уникальна тем, что в ней были собраны древние чувашские народные мудрости. К сожалению, книга была утеряна безвозвратно.
Один великий человек – И. Я. Яковлев решил восстановить эту книгу и вернуть ее народу. Сейчас я познакомлю вас с этим замечательным человеком. Присаживайтесь, пожалуйста.
(показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре).
И. Яковлев любил свой народ и хотел, чтобы он был грамотным, он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их. (слайд с букварем)
И. Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории. И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга. (слайд с букварем)
В результате долгих поисков народной мудрости был создан первый чувашский букварь. (слайд с букварем)
Этот букварь и стал новой золотой книгой чувашей.
Подведение итога
Воспитатель: Народ благодарен этому человеку за то, что он просветил чувашский народ, сдружил чуваш и русских. «Русские, чуваши, татары- все одно - люди» - говорил И. Я. Яковлев.
Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам пройтись по страницам этой уникальной и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря?
Ответы детей:
Воспитатель: (звучит музыка) А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка)[/i](показ слайдов на компьютере).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на странице букваря находятся буквы
и слова, они старинные, русские и чувашские.
Воспитатель: У чувашей не было своего алфавита, они не знали букв. Все буквы и слова в этом букваре составил И. Я. Яковлев. (показ чувашских букв)
Посмотрите, эти буквы отличаются от русских.
И. Я. Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном языке.
Воспитатель: (звучит музыка) Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти на следующую страницу – страницу «Народной мудрости». (выключается музыка) На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы?
Ответы детей:(рассказывают пословицы)
Воспитатель: А кто расскажет?
Ответы детей:
Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии.
Воспитатель: А послушайте пословицу, которая есть в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями
Ответы детей:
(Обсуждение пословицы)
-Ребята, почему именно друзьями надо запасаться?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации.
Воспитатель: (звучит музыка) Продолжим наше путешествие по страницам букваря. (выключается музыка) Эта страница тоже интересная. И. Я. Яковлев писал рассказы для чувашских детей, которые учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать?
Ответы детей:
Рассказ называется «Конь»
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и конь стал ничей.
- Почему мама забрала коня?
А что надо было сделать? (вместе играть, дружно)
«Лентяй и Лодырь»
Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : «Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот». А лодырь ему отвечает: «Как тебе не лень такие вещи говорить!»
Воспитатель: А сейчас наши дети, Саша и Дима разыграют рассказ из букваря И. Я. Яковлева «Лентяй и Лодырь»
(разыгрывают сценку)[/i](Обсуждение рассказов)
Воспитатель: Ребята, а вам встречались такие люди?
Ответы детей:
Воспитатель: Ведь мы с вами не такие?
Ответы детей:
Воспитатель: Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться, подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть. (подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах).
Какая кропотливая работа, здесь и вышивка, и тухъя, и монетки-то как звенят,как бы приглашают нас потанцевать. Позвените монетками. Ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать.
(звучит чувашская музыка, танцуют).
Подведение итога
Воспитатель: У вас поднялось настроение?
Ответы детей:
Воспитатель:(выключается музыка) Глядя на вас, душа моя радовалась, вот И. Я. Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».
Воспитатель: (звучит музыка) Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе. (выключается музыка) Послушайте одну притчу «Яблонька».
Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом».
Воспитатель: Вот и И. Я. Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения.
Воспитатель: Пришло время возвращаться обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка)
(подходят в то место, откуда начиналась деятельность, выключается музыка)
-Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря?
-Чем оно понравилось?
-Что больше всего запомнилось?
-Что интересного для себя узнали?
Закончилось наше путешествие. Пришло время прощаться. А теперь на прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго на чувашском языке.