ЕЛЕНА СЕЛИВЕРСТОВА
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Животные жарких и холодных стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Расширять кругозор, пополнить знания детей о фауне различных природных зон Земли новыми фактами и характеристиками - познакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания.
Активизировать познавательную деятельность через приобщение детей к чтению познавательной литературы, анализ полученных знаний.
Закрепить умение классифицировать животных (птиц) по существенным признакам.
Развивать мышление, любознательность, воображение.
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Животные жарких и холодных стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать коммуникативные качества личности детей, любовь к природе.
Оснащение педпроцесса: мультимедийная презентация, мультимедийная установка, ноутбук, разрезные картинки (белый медведь, морж, набор муляжей животных, картинка с изображением Арктики, Антарктиды и Африки, книги: «Энциклопедия комнатных растений», «Энциклопедия животных», «Атлас животного мира», экспонаты книжной выставки «Книга – твой друг, с ней познай мир вокруг».
Предварительная работа: организация выставки книг «Книга – твой друг, с ней познай мир вокруг», беседа об энциклопедии, чтение познавательных книг о природе.
Сценарий НОД:
Воспитатель: Сегодня на улице пасмурно, солнышко загрустило… И у меня грустное настроение… ( 1 слайд: грустное солнышко)
Воспитатель: Но, сейчас заглянув в ваши добрые глаза и увидев ваши улыбки, у меня улучшилось настроение. Ведь когда рядом друзья, то человеку не страшны никакие невзгоды! Мне хочется с вами подружиться, А вы согласны подружиться со мной?
Дети:(ответы детей) да.
Воспитатель: Тогда давайте ваши руки (воспитатель протягивает свою руку, дети кладут сверху свои руки, смотрите, из наших рук получилась целая гора ДРУЖБЫ, а сейчас подарите мне, пожалуйста, свои улыбки (дети улыбаются) От улыбки даже хмурый день светлей. (клик, 2 слайд: весёлое солнышко). Смотрите, и солнышко тоже улыбнулось нам.
Воспитатель: Теперь у меня и у вас хорошее настроение. Ребята, Я хочу рассказать вам о моём заветном желании, хотите?
Дети: (ответы детей) да.
Воспитатель: Нет, лучше попробуйте его угадать! Смотрите внимательно на экран! (клики 5 раз, 3-слайд: разные страны, контрастные картинки)
Дети: высказывают свои предположения, приходят к выводу, что заветное желание педагога - побывать в разных странах.
Воспитатель: Молодцы, вы догадались, что мне очень хочется путешествовать! Ребята, кто из вас уже побывал в других странах?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Надеюсь, что вам понравилось путешествие. Я тоже хотела бы побывать в других странах, я очень много читала книг про путешественников, про то, какие животные обитают в пустыне и в джунглях, в морях и океанах, поэтому я знаю много интересного о них. Посмотрите, я принесла для вас книгу о природе разных уголков земного шара, эта книга называется Энциклопедия.
Вот бы мне очутиться в тех местах, которые описаны в этой книге!
А хотели бы побывать в незнакомых странах, в дальних уголках нашей планеты Земля?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: А что, если нам прямо сейчас отправиться путешествовать по страницам этой энциклопедии?
Дети: соглашаются
Воспитатель: Хорошо, тогда садитесь удобнее. Но, как же мы попадем в эту книгу? (клик, 4-слайд «Транспорт»)
Воспитатель: Что изображено на этом слайде?
Дети: перечисляют виды транспорта.
Воспитатель: Я с вами согласна, на этом транспорте хорошо поехать в отпуск к бабушке, но мы ведь хотим отправиться в необычное путешествие…Подойдет ли нам этот транспорт?
Дети: Нет!
(клик, 5-слайд: появляется цветик - семицветик)
Воспитатель: Ой, что это за цветочек?
Дети: Это, цветик-семицветик
Воспитатель: Что это за цветок – «цветик – семицветик»? Сейчас посмотрю, у меня есть энциклопедия цветовода! (смотрит в оглавление, листает книгу). Странно, нет такого цветка.
Дети: Цветик-семицветик из сказки, он может исполнить любое желание.
Воспитатель: А что мы должны для этого сделать?
Дети: Нужно сказать волшебные слова!
Воспитатель: Прекрасно! Значит, он сможет нам помочь. Можно я буду отрывать лепестки, и загадывать желание, а вы поможете мне произнести волшебные слова?
Воспитатель отрывает лепесток: (клик, 5-слайд: лепесток улетает)
«Лепесток лети, лети, быть, по-моему, вели». Загадывает желание: «Вели, чтобы мы оказались на самом севере нашей планеты - на северном полюсе, в Арктике!» (клик, 6-слайд: появляется картинка айсберг)
Воспитатель: Кругом снег, никого нет! Что это за ледяная гора?
Дети: Айсберг
Воспитатель: Верно, это огромная ледяная глыба примерно с девятиэтажный дом (клик, 6-слайд: картинка снежный пейзаж)
Воспитатель : отрывает лепесток: (клик, 7-Слайд: лепесток улетает)
Загадывает желание: «Мы хотим узнать, кто здесь живет»(клик, 8-Слайд:)
Воспитатель: Интересно, а животные здесь есть? Давайте спросим у цветочка. Воспитатель отрывает лепесток: (клик, 9Слайд: лепесток улетает)
Загадывает желание: «Мы хотим узнать, кто здесь живет»(клик, , 10-Слайд: на экране появляются животные). Кто это?
Дети: перечисляют появляющихся на экране животных (в случае затруднения воспитатель приходит на помощь)
Воспитатель: Посмотрите ещё раз на красавца Белого медведя, он ближайший родственник - бурого медведя. Белого медведя называют еще полярный медведь, северный медведь по-чукотски – умка. Белого медведя считают самым крупным хищником в мире. Зверь в высоту — 130-150 см, примерно, мне до плеча иногда даже выше (клик).Нижняя поверхность стопы огромных лап покрыта шерстью, поэтому ему не скользко на льду, а подушечки пальцев соединены плавательной перепонкой, это напоминает утиную лапку, поэтому он хорошо плавает. К этому можно добавить, что белый медведь отважен и смел. Питается северными оленями, рыбой, тюленями, моржами, морскими зайцами, нерпами, птицами. Только взрослые моржи могут вступать в борьбу с медведями. Больше никто из зверей не может оказать медведю сопротивление. Белые медведи очень любопытны. (клик (звук вьюги).
Воспитатель:(клик (Поеживается)Тут так холодно, как же эти животные здесь живут, что помогает им жить в таких суровых условиях? (11-Слайд)
Дети: (ответы детей)теплый мех у медведя, песца (клик, на слайде морские животные)
Воспитатель:(12-Слайд) странно, но у этих животных нет теплого меха, что же им помогает спасаться от холода?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: У морских животных есть толстая жировая прослойка - подкожный жир. (клик, 12-Слайд: на экране появляются пазлы - Животные)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая неприятность – на нашем слайде рассыпались картинки, вы сможете собрать из отдельных кусочков целую картинку и узнать кто на ней изображен? (Дети соглашаются).
Для этого лучше работать 2 группами.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. (клик, : на экране появляются картинки медведя и моржа, (клик) затем снег и звук вьюги)
Воспитатель: Но вьюга не утихает. Мы погостили на северном полюсе, здесь очень холодно, давайте лучше отправимся туда, где тепло, ярко светит солнце. Куда же нам отправиться? А как вы думаете, какая погода на южном полюсе?
Дети:(ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, что там стоит жара, давайте проверим. (клик, 14-слайд)
Воспитатель: Отрывает лепесток (клик, 15-слайд: лепесток №3 улетает, загадывает желание: «Вели, чтобы мы оказались на Южном полюсе»(клик)
Воспитатель: Не может быть, это какая-то ошибка, мы же хотели на южный полюс!
(клик, 16-слайд:карта Антарктиды с обозначением флажка «Южный полюс»)
Воспитатель: Надо же, оказывается на Южном полюсе также холодно, как и на Северном полюсе. Интересно, а животные здесь те же, что и на Северном полюсе? Давайте узнаем! (клик 17-слайд цветок)
Воспитатель: Отрывает лепесток: (клик, 18-слайд: лепесток №4 улетает, загадывает желание: «Покажи нам, пожалуйста, животных Антарктиды»(клик, появляется картинка Животные Антарктиды)
Воспитатель: Перечислите знакомых животных, хором называйте.
Дети: (дети называют животных) (клик, 19-слайд: пингвин)
Воспитатель: А кто это?
Дети: (ответы детей) пингвин (клик, 20-слайд: пингвин)
Воспитатель: Пингвины? Это что за животное, не пойму? То ли зверь, толи птица?
Дети:(ответы детей)птица
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: У пингвина есть клюв, крылья (но не летает (клик, 21-слайд: пингвин с вопросами)
Воспитатель: Давайте разберемся. Как появляются на свет детёныши птиц?
Дети: (ответы детей) из яйца (клик левый верхний вопрос)
(клик на пингвине, 22-слайд: пингвин и схема яйца+фото)
Воспитатель: Пингвины – заботливые родители. Яйца самец и самка высиживают по-очереди.
Воспитатель: А чем же покрыто тело птиц?
Дети: Перьями (клик левый нижний вопрос)
Воспитатель: А у пингвинов?
Дети: (ответы детей) перьями (клик на перо, 23-слайд: пингвин и схема пера+фото)
Воспитатель: перья у пингвинов очень маленькие, плотно прилегающие, что порой кажется, что их нет.
Воспитатель: А что еще есть у всех птиц? (клик правый верхний вопрос)
Дети: (ответы детей) у них 2 лапы и 2 крыла
Воспитатель: А у пингвинов?
Дети: (ответы детей) тоже (клик на крылья и лапы, 24-слайд: пингвин и схема крыльев и лап+фото)
Воспитатель: Пингвины - морские нелетающие, но хорошо плавающие и ныряющие птицы. Крылья выполняют роль винтов, нагнетающих скорость, а лапы служат рулем.
Воспитатель: Что ещё отличает птиц от других животных? (клик правый нижний вопрос)
Дети: (ответы детей) клюв
Воспитатель: А у пингвинов?
Дети: (ответы детей) тоже есть клюв (клик на клюв, 25-слайд: появляется полная схема)
Воспитатель: Семейство пингвинов очень разнообразное- императорский пингвин самый крупный и тяжёлый рост составляет около 140 см, примерно как у меня, а вес до 45 кг. А вот малый пингвин всего 40 см (показать)и весит чуть больше 1кг.
А где же белый медведь? Оказывается, белые медведи живут только в Арктике, вблизи северного полюса. А вот пингвины только в Антарктиде и рядом с ней! (клик, 26-слайд: глобус с буквами)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш глобус, мы побывали с вами на северном полюсе, он вверху и на южном, он внизу, узнали какие животные там обитают, а вы запомнили кто живет только на северном полюсе, а кто только на южном?
Дети: На северном полюсе живет белый медведь, а на южном – пингвин (клик, наверху Белый медведь, внизу Пингвин)
Воспитатель: Мне стало совсем холодно, давайте покинем эту холодную страну (клик, глобус с буквами). Куда же нам отправиться, вы знаете место на земле где всегда тепло? (клик, появляется стрелка, клик).
Дети: (предложения детей, среди них должно прозвучать: «В Африку»)
Воспитатель: Отрывает лепесток (клик) 27-слайд: лепесток улетает) «Вели, чтобы мы оказались в Африке» (клик, 28-слайд: появляется картинка «Африка»)
Воспитатель: Ну, вот мы и в Африке (клик, 39-слайд: фонограмма голос Бармалея, 3 клика под слова фонограммы)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто нас хочет запугать?
Дети: Бармалей (клик, 30-слайд: Африканские жители, фонограмма «Чунга-Чанга»)
Воспитатель: где-то я его видела, не помню… А вы откуда его знаете?
Дети: это Бармалей из сказки Чуковского.
Воспитатель: Точно, я тоже его вспомнила! Бармалей, не надо нас пугать. Посмотри, какие добрые люди нас встречают! Местные жители - аборигены приглашают нас на карнавал. Давайте и мы попробуем принять участие в их весёлом танце! Вы знаете, как танцуют эти жители? Тогда повторяйте за мной.
Ритмопластика «Чунга-чанга» под фонограмму, по показу воспитателя дети имитируют поведение животных.
Воспитатель: Теперь я совсем согрелась, а вы? Наконец-то мы попали в жаркие края!
А сейчас мне не терпится, и вам, наверное, тоже, узнать подробнее о природе Африки, попросим цветик семицветик показать нам животных. Отрывает лепесток: (клик, 31-Слайд: лепесток улетает)Загадывает желание
А вы, ребята, знаете животных, обитающих в Африке?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А теперь посмотрим на самых известных и интересных животных обитающих в Африке (клик, 32-Слайд: картинки животных Африки с комментариями воспитателя)
Воспитатель: Зебра - это полосатая лошадка. А зачем ей такой странный, полосатый, наряд? Полоски помогают зебрам издалека узнать друг друга. А еще черно - белые полоски могут обмануть нападающего врага. Вот на зебру напал лев, А она побежит к своему стаду, Там много зебр, и все полоски сливаются, в глазах рябит. Кажется, что стадо превратилось в какого - то странного, огромного зверя, лев растеряется, зебра - спасена! (клик, 33-Слайд: жираф)
Воспитатель: А вот Жираф со своей длинной шеей по росту не меньше, чем двухэтажный дом. Длинная шея помогает животному щипать сочную листву высоких акаций (клик, 34-Слайд).А вот чтобы напиться, жирафу приходится нелегко: ему нужно раздвинуть передние ноги и сильно согнуть шею – только тогда он сможет дотянуться до воды (клик, 35-Слайд: страус)
Воспитатель: Посмотрите, это Африканский страус. Это нелетающая птица: самая крупная из современных птиц, а вот голова у них совсем маленькая, зато глаза величиной с теннисный мяч! Ноги у страуса очень сильные, удар ноги страуса по силе приравнивается к лошадиному (клик).Яйца у этих гигантских птиц тоже огромные, можете сравнить их (внимание на экран).
Воспитатель: Животный мир Африки необычайно разнообразен и интересен, давайте посмотрим на некоторых из них. (клик, 36-Слайд: животные)
Дети: (ответы детей)крокодил (клик, слон (клик, гарила (клик, носорог (клик, бегемот (клик, последняя картинка- Лев (звук рычание льва).Ой, как страшно, наверное, это сигнал о том, что нам пора возвращаться. И лепесток у нас остался только один, давайте простимся с жаркой Африкой и отправимся домой. Кстати, вы знаете, в какой стране мы живём (клик, 37-Слайд: карта России).
Дети: (ответы детей) Россия
Воспитатель: А в каком городе?
Дети: (ответы детей) Мегион (клик, на карте появляется флажок)
Воспитатель: Ну, что ж, домой, в родной Мегион.
Отрывает лепесток:(клик,слайд-38 лепесток улетает). Загадывает желание: «Вели, чтобы мы оказались дома в г. Мегионе» (клик, 39-Слайд: появляется картинка «Мегион»)
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами, столько много нового и интересного мы узнали, что в моей голове все перепуталось! А вы запомнили какие животные водятся в жарких и в холодных краях?
Дети: да, мы запомнили (клик, 40-Слайд: животные холодных и жарких стран с вопросами)
Воспитатель: Давайте проверим, я предлагаю вам игру «Кто, где живет?»
Ребята, каждый возьмите игрушку животного, расселите животных жарких стран и холодных. Будьте внимательны, вспомните, кто живет на южном полюсе, кто на северном полюсе, а кто в Африке.
Проводится дидактическая игра «Кто где живёт? Воспитатель принимает участие в игре. Для того чтобы убедиться в знаниях детей педагог намеренно допускает ошибку, просит детей проверить правильность выполнения задания. (клик, улыбающееся солнышко).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, даже солнышко улыбается, радуясь вашим знаниям! Сегодня мы побывали в Арктике и в жаркой Африке, но на земле есть еще много интересных мест, где обитают не менее интересные животные и растут диковинные растения, а цветик – семицветик, к сожалению, бывает только в сказках, а как же нам узнать, про других животных и растениях? (клик,слайд41)
Дети: Это можно узнать из энциклопедий!
Воспитатель: Верно, ребята! Книга – наш друг, с ней мы узнаем мир вокруг. Вы еще не умеете читать, поэтому авторы поместили в этих книгах красочные иллюстрации. А в свободное время родители или воспитатели прочитают вам интереснейшие истории о жизни животных разных стран.
Дружите с книгами, любите книги и с их помощью вы узнаете много нового и интересного!