Юлия Ведяничева
Конспект НОД детей старшего возраста «День космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация речевой деятельности детей по теме «Космос»
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и обогатить речевую деятельность детей;
- обучить детей выстраивать полные и выразительные ответы на вопросы;
-совершенствовать грамматический строй речи детей.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, через постановку проблемных вопросов;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД детей старшего возраста „День космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать у детей уверенность в своем успехе, партнерских отношениях между детьми, чувства доброты и отзывчивости;
- формировать навыки взаимопомощи и самоконтроля за речью.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Методы работы: игровой, словестно-логический, частично-поисковый, ИКТ, проблемный, самостоятельный.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация по теме «День космонавтики», мяч, музыка, удостоверения юных космонавтов.
Ход образовательной деятельности.
Содержательный этап.
-Ребята, хотите узнать, что интересного нас ждет сегодня на занятии (Да) Тогда отгадаем загадку
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в космос
(Слайд 1 и грамзапись песни «Если очень захотеть, можно в космос полететь)
- Дети, а что такое Космос?
Необъятный мир, который находится за пределами Земли.
Да, действительно, нет ему конца и предела. А знаете ли вы, что Космос еще называют другим словом – Вселенная. Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.
- Подумайте, что мы можем увидеть в Космосе?
Платок в сто горошин
На небо заброшен. (звезды) (2 слайд)
-Правильно, это звездное небо. Космос всегда интересовал человека. Люди с давних пор наблюдали за звездами. Ведь хочется знать- есть ли жизнь где-нибудь еще? Позже люди стали не просто наблюдать, а изучать звездное небо, для этого был изобретен телескоп – длинная труба, на противоположных концах которой увеличительные стекла – линзы. Через него были хорошо видны даже самые далекие звезды (2-3 слайд о звездах)
Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?
- Звезд на небе днем не видно. А почему днем не видно звезд?
- Потому что светит Солнце.
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
(4 слайд солнечная система и + обращение к иллюстрации)
Посмотрите на картину. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, вокруг нее движутся 8 больших планет. Эту картину нам нарисовал Саша Ш. Он расскажет нам о планетах (Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
- Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на трех слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала в космос запустили искусственный спутник. Затем в космос на ракете отправили собак. Кто знает, как их звали? (Белка и Стрелка). А 12 апреля 1961 года первый человек полетел в космос! Кто знает, как его зовут? (Юрий Гагарин). Кем был Юрий Гагарин? (Космонавтом). Юрий Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор много космонавтов отправлялись на космических кораблях изучать космическое пространство, Луну и другие планеты.
- А на чем летают космонавты в космосе? (На космических ракетах)
- Предлагаю вам показать, как выглядит ракета.
Дыхательное упражнение «Ракета»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены.
Поднимаем руки вверх – делаем вдох через нос, пауза, опускаем руки вниз – выдыхаем через рот. Молодцы!
- Ребята, а кто знает из каких частей состоит космическая ракета?
Корпус Крылья Нос Хвост Люк Кабина Иллюминатор Двигатели
- Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос? (Ответы детей.)
- А что нужно надеть? (Скафандр.)
- Что это такое? (Космический костюм.)
- А вы хотели бы стать космонавтами отправиться в космическое путешествие? (Ответы детей)
Но прежде, чем стать космонавтами нам лучше тщательно подготовиться. Давайте посчитаем планеты, к которым мы полетим:
Пальчиковая гимнастика
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас: Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- А каким должен быть космонавт, чтобы отправится в полет? (Смелым, сильным, здоровым) Предлагаю вам сделать разминку!
Физминутка
Вы сегодня космонавты Чтоб отправится в полет,
Надо сильным быть и ловким. Начинаем тренировку:
Штангу с пола поднимаем, Крепко держим и бросаем.
Быстро бегаем бегом, Приседаем и встаем.
Теперь отправимся на Марс. Звезды в гости ждите нас! Три, два, один… летим!
- А теперь я предлагаю вам занять места в космической ракете! Приготовьтесь! Начинаем обратный отсчет! Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один! Старт! Вот мы и летим! Чем дальше ракета улетает от Земли, тем меньше становиться наша планета. Предлагаю вам во время полета немного поиграть:
Словесная игра «Скажи наоборот»
далеко – близко, высоко - низко, улететь - прилететь, темно - светло, ярко - тускло, тесно – просторно
- Ребята, мы пролетаем область, где часто попадаются метеориты! Кто из вас знает, что такое метеорит? (Ответы детей) Метеорит – это космическое тело, которое двигается в космическом пространстве. Как метеорит летит в космосе, так и мячик будет перелетать из моих рук в ваши и обратно!
Игра с мячом - «метеоритом»
Я буду называть один предмет и бросать «метеорит», а постарайтесь назвать много предметов и отбрасывайте «метеорит» назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, станция.
- Ребята, а вы знаете чем отличаются предметы, находящиеся в космосе от земных? (Предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
- Вы знаете, что такое «невесомость»? (Ответы детей) Невесомость - это состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
- Мы подлетаем к планете красного цвета! Как называется эта планета? (Марс)
Игра «Поймай звуки»
- Правильно, МАРС! Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук, последний, второй, третий.
- Назовите гласные звуки.
- Сколько слогов в слове?
- Назовите твердые согласные звуки.
- Назовите мягкие согласные звуки
Молодцы космонавты!
Посмотрите, ребята! А на Марсе нас встречает кто-то встречает! Кто же это? (Инопланетянин, Пришелец, Марсианин) Он хочет с нами поговорить! Для того, чтобы ему ответить, нам нужно выучить его язык!
Фонематическая игра «Инопланетный язык»
Дра-дра-дря
Тра-тра-тря
Дри-дри-дры
Тру-трю-трю
Дро-дро-дре
Тре-тре-тро
Три-три-тры
Как вы думаете, что нам сказал Инопланетянин? А что мы ему ответили? А почему мы называем его Инопланетянин? (Потому, что он с иной, другой планеты) Давайте придумаем ему имя! (Варианты детей) Инопланетянин желает нам приятного полета домой!
Заключительный этап.
- Вот и закончилось наше путешествие! Где мы с вами побывали? Что мы там увидели? Кто полетел первым в космос? Как звали первого космонавта? Что вам понравилось в путешествии больше всего? А что понравилось меньше?
И в заключении нашей встречи, позвольте мне вручить каждому из вас Удостоверение юного космонавта!
Воспитатель: А как вы думаете, далеко ли находится планета Марс?
Воспитатель: Действительно, планета Марс находится очень далеко и чтобы наш полет прошел отлично, мы должны перекусить. Перед вами лежат продукты, выберите те, в названии которых есть звук «С».
• Как называется профессия людей, которые летают в космос (космонавты)
• Откуда стартуют ракеты (Космодром)
• Как называется одежда космонавтов? (Скафандр)
• Кто был первым космонавтом, который полетел в космос? (Ю. Гагарин)
• С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (Телескоп)
• Вспомните планеты, которые вы знаете?
• Чего нет на других планетах? (воздух, вода).
• Назовите звезду, без которой ни чего бы на земле не существовало, она нас освещает и обогревает? (Солнце)
• Мы полетели в космос, значит мы, кто? (космонавты)
• Значит ракета, какая? (космическая)
• Откуда стартует ракета? (с космодрома)
Дети отвечают на поставленные вопросы[
Воспитатель: Молодцы, вы как настоящие космонавты готовы лететь в космос. Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все системы исправно
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших)