Елена Алипова
Конспект НОД «Чтобы другом лесу стать, нужно многое узнать»
Программное содержание
Цель: закрепление у детей положительного и отрицательного отношения к огню в жизни человека при использовании игрового пособия «Дары Фребеля».
Задачи:
1. Обучающая.
Учить применять правила пожарной безопасности при разжигании костра в лесу; формировать интерес и потребность к активной, сознательной деятельности.
2. Развивающие.
Совершенствовать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения, мелкую моторику, речь, творческие способности.
3. Воспитывающие
Публикация «Конспект НОД „Чтобы другом лесу стать, нужно многое узнать“» размещена в разделах
Воспитывать терпение, находчивость, решительность. Способствовать формированию эмоционального благополучия во взаимодействии с предметнопространственным окружением. Воспитывать уважение к труду работников леса.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, набор изображений способов выкладывания костра размер А4, тактильные дорожки.
Раздаточный материал: набор игрового пособия «Дары Фребеля» №8 «Палочки» (деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашеные); карточки с изображением способов выкладывания костра; аудиозапись шума леса, щебета птиц, магнитофон.
Предшествующая работа: изучение технологии деятельностного типа «Дары Фребеля», изучение литературы и Интренет – источников, дидактической игры, иллюстраций.
Предварительная работа: чтение литературных произведений Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ульф Нильсон «День с мышиной пожарной командой», В. Бианки, Н. Сладков и др. «Вести из леса»; беседа «Огонь – друг, огонь - враг», рассматривание плакатов, знаков и табличек «Пожарная безопасность»; тренировочная эвакуация.
Индивидуальная работа с детьми: Ваней П., Мироном С., Никитой Д.
Методические формы и приё мы: беседа, игровая, самостоятельная, и двигательная деятельность детей, обсуждение; наглядный, словесный практические приёмы; решение проблемной ситуации, моделирование.
Технологии: деятельностного типа (Ф. Фребель, здоровьесберегающая (Н. К. Смирнов); личностно -ориентированная (К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили); игровая (Л. С. Выготский, Леонтьев А. Н., разноуровнего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, проблемного обучения (Д. Дьюри, М. И. Махмутов)
Словарная работа: профессия «лесник», костёр, безопасность, дёрн, сухостой, валежник, растопка, береста, мох.
Организация детей на занятии: подгруппа; стоя в кругу; сидя на ковре, за столами.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть
Педагог - психолог приглашает детей отправиться в познавательную экспедицию в лес.
Педагог: «В лес детям одним ходить нельзя, поэтому с нами в экспедицию идёт лесник Осторожкин. А знаете, кто такой лесник?»
Ответы детей.
Педагог: «Да, это человек, профессия которого сохранить красоту и богатство леса».
Педагог одевает плащ и головной убор, преображаясь в лесника Осторожкина.
Лесник Осторожкин: «Здравствуйте ребята! Был ли кто-нибудь из вас в лесу с родителями? Что вы там делали?»
Ответы детей.
Лесник Осторожкин: «Сегодня в лес с вами пойду я, потому что в лес нужно ходить только со взрослыми. Я вам расскажу много интересного про лес, про правила поведения в лесу. Пойдёмте вот по этой тропинке»
Дети идут за лесником Осторожкиным по тактильным дорожкам под аудиозапись шума леса, щебета птиц. Затем садятся на ковёр.
Основная часть
Лесник Осторожкин: «Недавно в лесу прошел дождь и ваша одежда и обувь немного промокла. А может быть, вы проголодались? Что мы можем сделать, чтобы просушиться и приготовить еду?»
Ответы детей.
Лесник Осторожкин: «Да, верно. Нам нужно развести костёр и обсушиться. Что нам для этого нужно?»
Ответы детей.
Лесник Осторожкин: «Чтобы от костра не пострадал лес и вы, нужно соблюдать правила. Эти правила поведения необходимо обязательно выполнять, потому что от этого зависят ваше здоровье и безопасность. Для начала нужно правильно выбрать место для костра: оно должно быть в стороне от деревьев и кустарников и защищено от сильного ветра. Скажите почему?»
Ответы детей.
Лесник Осторожкин: «Да, правильно. Деревья в лесу не должны пострадать от огня. Место для костра нужно расчистить. Для этого снимают дёрн, это слой земли с травой. Что нужно для разведения костра?»
Ответы детей.
Лесник Осторожкин: «Да, развести костёр помогут спички. Но спички должны находиться у взрослых, детям их брать в руки строго запрещено! Что ещё нужно для разведения костра?»
Лесник Осторожкин: «Конечно же нужны дрова. Дрова в лесу не проблема. Только нельзя рубить живые деревья. В лесу много сухостоя и валежника. А растопкой может послужить береста и мох. Костёр бывает нескольких видов. Я вас научу как можно укладывать дрова в кострах. Но сначала мы встанем в круг и поиграем на этой лужайке»
Динамическая пауза
Лесник Осторожкин приглашает детей сесть за столы, поставленные кругом. Он показывает, как можно укладывать дрова в костре, демонстрируя изображения на мольберте, а затем из палочек набора Фребеля.
Лесник Осторожкин: «Сейчас вы сами попробуете это сделать, вам помогут карточки, на которых изображены различные способы укладывания дров в костре».
Дети выбирают карточки и выполняют задание.
Лесник Осторожкин: «У костров есть названия – «колодец», «звёздочка», «треугольник». Вы можете дать своё название выложенному костру».
Ответы детей.
Лесник Осторожкин: «Замечательные костры из палочек у вас получились! Мы высушили одежду, вскипятили воду для чая и согрелись. Сейчас вы знаете, что огонь может быть очень полезным, если правильно с ним обращаться. А не пора прощаться. Мне нужно подобрать место для посадки саженцев сосны. До свидания»
Дети прощаются с лесником Осторожкиным.
Лесник Осторожкин снимает плащ и головной убор, преображаясь в педагога.
Педагог: «Наша экспедиция закончилась – мы возвращаемся в детский сад. Мы благодарны леснику Осторожкину, который нас сопровождал и помог нам в лесу»
Заключительная часть
Педагог: «Дети, чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что понравилось? Что ещё хотели бы узнать?»
Ответы детей.