Арабаджиян Наталья
Конспект НОД «Береза в зимнем уборе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №3 «Катюша»
Конспект НОД
по изобразительной деятельности
с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе
по теме: «Береза в зимнем уборе»
Воспитатель: Арабаджиян Наталья Владимировна
Старшая группа «Радуга»
хутор Калинин
2024 год
Публикация «Конспект НОД „Береза в зимнем уборе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования; формировать уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание; развивать образное мышление, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать интерес к технике рисования; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование:
Раздаточный материал: бумага синего и оранжевого цвета, простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола.
Планируемые результаты: иметь элементарное представление о нетрадиционных методах рисования; ориентироваться на листе бумаги; активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и друг с другом в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа с детьми: беседы, чтение художественной литературы, загадок, стихов о природе; занятия по изобразительной деятельности, рисование используя разные нетрадиционные методы и техники рисования: рисование пальцами, восковые мелки, свеча, акварель, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, рисование по точкам, пластилиновое рисование, кляксография обычная, набрызг, отпечатки листьев, тычкование, рисование манкой; прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года»; подвижные, дидактические игры, дыхательная, пальчиковая гимнастика; рассматривание картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», художественно-эстетическое развитие.
Структура НОД:
I. Вводная часть – 3 минуты
a) Приветствие
b) Загадка (береза)
II. Основная часть – 20 минут
a) Беседа о березе
b) Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»
c) Стихотворение «Береза»
d) Беседа о березе
e) Презентация «Белая береза»
f) Стихотворение С. Есенина «Белая береза»
g) Беседа с детьми по стихотворению
h) Физкультминутка «Березка»
i) Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети рисуют березку
III. Заключительная часть – 2 минуты
a) Итог
b) (Анализ НОД)
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Утреннее приветствие
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Воспитатель: дети послушайте и отгадайте загадку
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
Дети: береза. (Показать картинку березки)
II. Основная часть
Воспитатель: Береза – любимое дерево всех русских людей.
Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, в игру
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: Вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать, если это можно делать отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья!», если нельзя этого делать тогда, «Молчите!»
Воспитатель: - Кто природу обожает, весной деревца сажает?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: - Кто любитель отдыхать и поляну засорять?
Дети: молчат
Воспитатель: - Кто желает помогать, деревца весной сажать?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: - Кто желает помогать, деревца, кусты ломать?
Дети: молчат
Воспитатель: - Кто в любую непогоду любит матушку – природу?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: - Кто конфеты обожает, фантики везде кидает?
Дети: молчат (Это не я)
Воспитатель: Молодцы ребята, ответили правильно на все мои вопросы
Воспитатель: Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Вот послушайте стихотворение «Береза»
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Воспитатель: Береза получила свое название по цвету коры.
Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый»,
от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.
Воспитатель: А предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть на экран Сейчас мы с вами окажемся в зимней сказке…
Презентация «Белая береза»
Воспитатель: - Русская березка красива в любое время года.
Вспомните, какая береза бывает весной?
Дети: береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.
(Показ картинки «Березка весной»)
Воспитатель: наступило лето, и чем же береза радует нас?
Дети: березы наряжаются в красивый зеленый наряд.
На ветвях березы птицы вьют гнезда и поют свои песни.
Воспитатель: Правильно!
(Показ картинки «Березка летом»)
Воспитатель: что происходит с березой осенью?
Дети: осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится «словно золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.
(Показ картинки «Березка осенью»)
Воспитатель: Ребята, а, какая березка зимой?
Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.
(Показ картинки «Березка зимой»)
Воспитатель: Да, правильно! Теперь послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке
Стихотворение «Белая береза»
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Воспитатель: - Что это за серебро, которым принакрылась березка?
Дети: березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев.
Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?
Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом.
Воспитатель: Правильно ребята, снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Воспитатель: Попробуем нарисовать такую же картину?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте подготовим пальчики
- Давайте встанем и немного поиграем, покажем как мы сажаем березку
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла, Тянемся вверх
А потом их наклонила Руки опускаем вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.
Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Слушайте и смотрите внимательно:
(воспитатель поэтапно показывает и рассказывает детям
технику рисования)
Воспитатель: 1. Проводим линию снизу-вверх, чуть изогнутую снизу.
2. Проводим еще одну линию снизу вверх, чуть изогнутую в другую сторону.
Линии должны сойтись в одной точке вверху. Это ствол нашей березки.
3. Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.
4. Около ствола ветки утолщаем.
5. Снизу рисуем корни дерева.
6. Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
7. На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.
8. Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.
9. На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки. 10. Корни дерева рисуем крупными линиями черной гуашью.
11. После того, как высохнет гуашь, ветки дерева покрываем клеем ПВА.
12. Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.
13. Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».
14. Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА.
15. На клей сыпем соль.
16. Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы»
Воспитатель: Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.
Самостоятельная деятельность детей (рисование)
Воспитатель: А теперь закройте глаза: представьте, что вы художники и увидели на заре заснеженную березу. Солнечные лучи сверкают, блестят разными огнями в снежном убранстве березы. От солнечного света и тепла просыпается природа от долгой зимней спячки. Представили? Дети: да!
Воспитатель: - А теперь открывайте глаза и начинайте рисовать, березку в зимнем уборе.
Воспитатель: Возьмите лист бумаги синего или оранжевого цвета, положите вертикально и возьмите простой карандаш.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
(дети рисуют заснеженную березку)
III. Заключительная часть
Итог. Анализ детских работ
Воспитатель:
- Ребята у нас получилась целая березовая роща.
Найдите, у кого получилась старая береза? (ответы детей)
У кого на рисунке молоденькие березки? (ответы детей)
Посмотрите, а есть ли на рисунках красиво расположенные березки – группками? (ответы детей)
Нет ни одной одинаковой березы, у каждого получилась своя, неповторимо-прекрасная береза.
- Ребята! Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)
Вы были все молодцы и у меня для вас есть сюрприз (конфеты)
- Давайте скажем нашим гостям «До свидания!»