Ирина Аспидова
Конспект НОД «Бабушкин сундук» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 134 города Курска»
Конспект
НОД «Бабушкин сундук» в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет
Подготовила воспитатель И. В. Аспидова
Г. Курск
2018
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.
Публикация «Конспект НОД „Бабушкин сундук“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Задачи: формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства; знакомить детей с одеждой русского народа, его традициями; развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным; пополнять словарь новыми словами русского быта; развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать желание слушать русскую народную музыку; воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к русской народной культуре.
Словарная работа: крестьяне, прялка, веретено, ткацкий станок, мережка, рушник.
Оборудование: мультимедиа – проектор, ноутбук, магнитофон.
Демонстрационный материал: набор иллюстраций «Как наши предки шили одежду»; макет сундука; рушники, платки, сарафан, скатерть, дорожка; презентация «Одежда и быт русского народа».
Предварительная работа: цикл бесед по пособию «Как наши предки шили одежду»; рассматривание иллюстраций по данной теме, предметов одежды и быта русского народа; ознакомление с пословицами о труде, о льне, с народной игрой «Шатёр»; слушание русской народной музыки.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель: «Я рада вас видеть, таких красивых, с хорошим настроением. Пусть новый день принесёт вам радость и много новых впечатлений!
Сегодня нас ждёт путешествие в далёкое прошлое (выносит сундук). Ребята, что это? (ответы). Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы) .Правильно. Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке.
Показываются слайды с видами сундуков.
Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный – он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами. Хорошо?»
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит : «Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нём. Что же это? (достаёт сарафан) Кто носил сарафаны? (ответы) .Такие сарафаны в старину носили русские женщины, девушки, девочки.»
Показываются слайды с изображением сарафанов.
Воспитатель: «А теперь мы видим на экране рубаху. Рубаха была самым главным предметом одежды крестьян. Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки. В её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание сделать её удобной и красивой.»
Показываются слайды с видами женских и мужских рубах.
Воспитатель: «Из какого материала шили раньше одежду? (ответ – из льна). Давайте вспомним пословицы о льне».
Дети говорят пословицы.
«За лён держись - обеспечишь жизнь».
«Много льна – денег закрома».
«Лён ручки любит».
«Кто в лён одет – доживёт до ста лет».
Воспитатель: «Какие инструменты использовались для изготовления ткани? (ответы – ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения). Обратите внимание – женская рубаха отличается от мужской длиной. Как вы думаете, какую роль играла рубаха в жизни человека? (ответы) Рубаха была неразлучна с телом человека (она надевалась на голое тело). Свою рубаху нельзя было отдавать кому-либо или продавать. Это означало – продать или отдать свою удачу, своё счастье. Народная мудрость гласит «Своя рубаха ближе к телу». Крестьянки оберегали свою рубаху, покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блёстками, вставками и другими материалами.
Если у рубах был вышит подол, они выполняли роль лёгкого женского платья.
А какой основной цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (ответ – красный цвет). А почему именно красный цвет? (ответ – красный цвет обозначает защиту). В костюме девочек, девушек, женщин единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.
Люди на Руси не только хорошо работали, они очень интересно отдыхали. Водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем.»
Проводится подвижная народная игра «Шатёр».
Дети делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого стоит стул, на котором висит платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, приговаривают:
«Мы – весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок».
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу под музыку. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).
В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые рушники. А как сейчас называются рушники? (ответы –полотенца). Вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, её учили шитью и вышивке.»
Показываются слайды - что хранилось в сундуках; девочка, сидящая за прялкой.
Воспитатель: «В сундуке хранили не только вещи, но и предметы рукоделия (лоскуты, нитки, тесёмки). Девочки и девушки готовили себе приданое».
Показываются слайды с видами сундука с предметами рукоделия, приданого.
Воспитатель: «С давних пор на Руси люди – дети, мамы, бабушки собирались на посиделки, пряли пряжу, вышивали, вязали, рассказывали сказки, разговаривали, пели песни. Песня всегда была неразлучна с человеком – и в радости, и в горе, и в труде, и на отдыхе»
Показываются слайды - посиделки крестьянок.
Включается диск с русской народной песней «Ты гори, свеча».
Из поколения в поколение передавались старинные вещи от родителей детям.
А что же ещё в сундуке лежит? (достаёт платок). Что это за вещь необыкновенной красоты? (ответы детей). Как его носили? (ответы – на голове, на плечах).
Русский народ всегда был очень трудолюбивым.
Давайте вспомним пословицы о труде.
Дети говорят пословицы.
«Каков мастер, такова и работа».
«Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
«Хорошая работа два века живёт»
Рефлексия.
Воспитатель: «Дети, вам понравилось занятие? (ответы детей) что интересного вы узнали? (ответы детей) Молодцы! Вы сегодня хорошо отвечали, активно работали! И узнали много нового о жизни наших предков. Можете рассказать об этом своим родителям, своим друзьям. Наше занятие закончено».