Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий «Внутренний мир человека»

Наталья Мухаметова
Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий «Внутренний мир человека»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте

с применением лексико-грамматических

категорий развития речи

и развитию лексико-грамматических

представлений у детей

в старшей группе №9

Тема: «Милосердие»

Тема: «Внутренний мир человека»

Подготовила: Мухаметова Н. В.

2024 год.

Конспект по обучению грамоте

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий „Внутренний мир человека“» размещена в разделах

Образовательные задачи. Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и слова с ними, составлять предложения и сопоставлять их со схемой.

Развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, речевой активности, навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, мелкой моторики и координации речи с движениями. Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Формировать у детей этические представления, знания о категориях зла и добра, как о качествах человека, развивать умение оценивать поведение окружающих.

Оборудование: Карточки - задания, картинки по теме, кубики Лего на каждого ребенка разного цвета, кубик со слогами, звоночки, дорожка с отпечатками стоп и ладошек, музыка.

Методы и приемы.

1. Организационный момент.

2. Прослушивание песни «Маленькая страна».

3. Игровое упражнение «Составь и прочитай слово».

4. Игра «Доскажи словечко»

5. Тактильно-кинестическая нейростимуляция «Волшебный мешочек»

6. Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка»

7. Дидактическое игра «Подбери слово к схеме».

8. Упражнение «Раздели слова на слоги».

9. Игровое упражнение «Составь предложение по схеме».

10. Динамическая пауза «Переправа»

11. Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» (по методике Николая Зайцева-складовой принцип чтения)

12. Составление «Кроссенса»

13. Рефлексия.

14. Подведение итогов или Завершение занятия

Ход занятий.

1. Организационный момент.

Солнце встало из- за тучки

Протянуло к тебе ручки.

Обняло, поцеловало

И удачи пожелало!

2. Прослушивание песни «Маленькая страна», дети стоят рядом и слушают.

- О чем эта песня? (Ответы детей). В этой сказочной стране цветут самые прекрасные цветы, поют птицы. Там нет ни капельки зла. Все жители добрые и справедливые. Но однажды в этой стране произошла беда. Злая колдунья, которая не любила добро и красоту, похитила Жар-птицу и спрятала ее, а страницы от волшебной книги, которой она пользовалась, разбросала.

-Хотите помочь Жар -птице? (Ответы детей).

-Для этого нам нужно найти странички от этой книги.

3. Упражнение «Составь и прочитай слово».

Ребята нам нужно сначала узнать имена наших героев, а узнать мы можем тогда, когда соберем картинки с нашими героями и прочитаем как их зовут.

(слова Пита и Тата)

Вот первая страница от волшебной книги и здесь написаны загадки.

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко», я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

4. Игра «Доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит. (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

Во всех странах на прощанье говорят всем (до свиданья)

-Какие слова вы сейчас назвали? Вы назвали вежливые слова.

Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков.

Чтобы получить вторую страницу волшебной книги, нужно выполнить следующее задание.

5. Тактильно - кинестическая нейростимуляция «Волшебный мешочек»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек».

Вы должны просунуть руку в мешочек на ощупь пальчиками найти и определить букву. Если буква дает гласный звук, то положить в красную тарелочку, а если согласный – в синюю.

-Ребята, а что мы делаем с буквами и звуками? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

Какие вы молодцы, вы работали очень честно, и за это мы получаем еще одну страничку от книги. И написано на ней слово честность (пятая вторая страничка)

Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, друзей, всех людей.

Мы свами знаем, что для произношения звуков нам всем помогает язычок, давайте мы ему поможем и выполним зарядку гимнастику.

6. Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка».

Однажды пальчики пошли в лес

Подошли к опушке –ровной-ровной, гладкой-гладкой.

На опушке большое –большое дерево. Вот его ствол.

На дереве домик.

В этом домике, дружок,

Живет веселый язычок.

Ох и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит в лево, смотрит вправо…

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

Время даром не теряет:

Губы двери вытирает

А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок

Язычок наш кончил дело

Отдыхать он может смело.

А вот у нас еще одна страничка (четвертая третья) на ней написано отзывчивость. трудолюбие Давайте посмотрим на картинку, что вы здесь видите? (ответы детей)

Трудолюбие-это когда человек любит работать и получает от этого удовольствие, гордится своей сделанной работой.

А сейчас нам нужно пройти следующее испытание.

7. Упражнение «Подбери слово к схеме».

Ребята в этом задании нам нужно определить, где находятся звуки в начале, в середине или в конце слова. Перед вами лежат картинки. Нужно подумать и определить, где находятся гласные звуки и положить картинку под нужную схему. (кит, кот, шарф, стол, стул)

Перед вами лежат картинки, вам нужно назвать что на них нарисовано и определить, где находятся гласные в начале, в середине или в конце слова. Затем положить картинку под нужную схему. (кит, кот, шарф, стол, стул)

-Молодцы! Мы получаем еще одну страничку (четвертую).

Отзывчивость- это в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, прийти на помощь оказать помощь.

8. Упражнение «Раздели слова на слоги»

-А кто может посчитать сколько слогов у в этих словах?

-Молодцы!

И вот еще одна страница от книги (пятая-Добро). Здесь написаны пословицы и поговорки.

Послушайте их, пожалуйста.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки.

Доброе слово лучше богатства.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброму везде добро

О чем они? О добре

- А где живёт доброта в человеке? (в сердце)

- А кто знает, какого размера ваше сердечко?

Сожмите ручку в кулачок. Вот оно ваше сердечко. Оно маленькое, но может быть очень добрым.

-Ребята, приложите свою ладонь с левой груди. Слышите? Что слышите? это стучит наше сердечко. Когда вы спокойны и счастливы сердце бьется ровно, когда сердитесь, злитесь, обижаетесь- то учащено. Это ваше сердце вас предупреждает: Остановитесь, успокойтесь, не злитесь.

Сейчас мы оправимся к следующему испытанию, чтобы найти еще одну страницу.

9. Упражнение «Составь предложение по схеме».

-Посмотрите ребята перед вами лежат части картинок, их нужно собрать. Что у вас получилось?

На них написаны предложения. Я вам их прочитаю, а вы составите схему к каждому предложению. В этом нам помогут детали от лего. На каждое слово мы должны поставить кубик из лего. Посмотрите ребята ваша схема совпала с этой схемой, и мы получили страничку (шестая). А называется она милосердие

–Что такое милосердие?

Милосердие – это сочувствие, сострадание, готовность помочь другому. Это милое, доброе сердце.

- А где живёт доброта и милосердие в человеке? (в сердце)

- А кто знает, какого размера ваше сердечко?

Сожмите ручку в кулачок. Вот оно ваше сердечко. Оно маленькое, но может быть очень добрым.

Ребята, приложите свою ладонь к левой стороне груди. Слышите? Что слышите? Это стучит наше сердечко. Когда вы спокойны и счастливы сердце бьется ровно, когда сердитесь, злитесь, обижаетесь - то учащено. Это ваше сердце вас предупреждает: Остановитесь, успокойтесь, не злитесь.

10. Динамическая пауза «Переправа»

А нам надо двигаться дальше за следующей страницей.

Но все не так просто! Нам предстоит пройти через переправу к следующему испытанию необычным способом.

Дети проходят по дорожке по отпечаткам стоп и ладошек.

Вы все большие молодцы и все сделали правильно! За это получили седьмую страницу.

Забота — это внимание, поддержка, оказание помощи тем, кто в этом нуждается. Посмотрите на картинку, здесь мальчик заботится о бабушке.

А вот и заключительное испытание перед нами.

11. Упражнение «Подбери картинку к слогу»

Сейчас нам нужно подобрать правильную картинку к слогу, который выпадет на кубике. Выполнять будем на скорость по очереди. Кто первый найдет, тот нажимает на звоночек.

Мы выполнили упражнение и получили восьмую страницу. Здесь написано щедрость

Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, жадности. Как вы думаете, кто живет интереснее, у кого больше друзей — у щедрого человека или у жадного?

Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями.

Мы уверена, что вы с радостью делитесь игрушками и не только ими

Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи. Недаром в народе говорят: «Если нечего подарить – подари улыбку».

Давайте подарим друг другу чуть-чуть доброты, улыбнёмся друг другу.

12. Составление «Кроссенса»

Посмотрите сколько страничек мы нашли. Давайте подойдем к доске и прикрепим их. Я буду прикреплять, а вы мне подсказывайте, о чем они.

А теперь подумайте и скажите, что или кто объединяет все странички? как можно все картинки назвать одним или двумя словами, о чем они? Верно - о милосердие, о добре, дружбе, о хороших поступках. А эти качества, у кого должны быть? У людей. (вывешивается картинка мальчика и девочки).

А сейчас мы проверим получилось нам помочь Жар птице? Мы перевернем листочек и посмотрим….

У нас все получилось! Значить мы сделали еще одно доброе дело!

Доброта, добрые поступки – способны творить чудеса.

Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди.

А из этих страниц мы сделаем книгу, которая нам будет напоминать о добрых поступках.

Ребята, понравилось вам занятие, какие задания больше всего вам понравились и были легкими для вас, а какие тяжелыми показались?

13. Рефлексия.

Ребята посмотрите, здесь на картинку здесь фея, но какая фея вы должны сами дорисовать, добрую фею Жар- птицу если вам понравилось играть, и злую если не понравилось.

Звучит музыка «Маленькая страна»

14. Давайте скажем «До свидание нашим гостям.» Улыбнёмся им и подарим чуть-чуть доброты. Недаром в народе говорят: «Если нечего подарить – подари улыбку.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий «Внутренний мир человека»
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 18:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий «Внутренний мир человека»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мухаметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД