Наталья Мухаметова
Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий «Внутренний мир человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Конспект образовательной деятельности
с применением лексико-грамматических
категорий развития речи
и развитию лексико-грамматических
представлений у детей
в старшей группе №9
Тема: «Милосердие»
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с применением лексико-грамматических категорий „Внутренний мир человека“» размещена в разделах
Тема: «Внутренний мир человека»
Подготовила: Мухаметова Н. В.
2024 год.
Задачи:
Образовательные задачи. Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и слова с ними, составлять предложения и сопоставлять их со схемой.
Развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, речевой активности, навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, мелкой моторики и координации речи с движениями. Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.
Формировать у детей этические представления, знания о категориях зла и добра, как о качествах человека, развивать умение оценивать поведение окружающих.
Оборудование: Карточки - задания, картинки по теме, кубики Лего на каждого ребенка разного цвета, кубик со слогами, звоночки, дорожка с отпечатками стоп и ладошек, музыка.
Методы и приемы.
1. Организационный момент.
2. Прослушивание песни «Маленькая страна».
3. Игровое упражнение «Составь и прочитай слово».
4. Игра «Доскажи словечко»
5. Тактильно-кинестическая нейростимуляция «Волшебный мешочек»
6. Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка»
7. Дидактическое игра «Подбери слово к схеме».
8. Упражнение «Раздели слова на слоги».
9. Игровое упражнение «Составь предложение по схеме».
10. Динамическая пауза «Переправа»
11. Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» (по методике Николая Зайцева-складовой принцип чтения)
12. Составление «Кроссенса»
13. Рефлексия.
14. Подведение итогов или Завершение занятия
Ход занятий.
1. Организационный момент.
Солнце встало из- за тучки
Протянуло к тебе ручки.
Обняло, поцеловало
И удачи пожелало!
2. Прослушивание песни «Маленькая страна», дети стоят рядом и слушают.
- О чем эта песня? (Ответы детей). В этой сказочной стране цветут самые прекрасные цветы, поют птицы. Там нет ни капельки зла. Все жители добрые и справедливые. Но однажды в этой стране произошла беда. Злая колдунья, которая не любила добро и красоту, похитила Жар-птицу и спрятала ее, а страницы от волшебной книги, которой она пользовалась, разбросала.
-Хотите помочь Жар -птице? (Ответы детей).
-Для этого нам нужно найти странички от этой книги.
3. Упражнение «Составь и прочитай слово».
Ребята нам нужно сначала узнать имена наших героев, а узнать мы можем тогда, когда соберем картинки с нашими героями и прочитаем как их зовут.
(слова Пита и Тата)
Вот первая страница от волшебной книги и здесь написаны загадки.
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко», я начинаю, а вы заканчиваете предложение.
4. Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
Во всех странах на прощанье говорят всем (до свиданья)
-Какие слова вы сейчас назвали? Вы назвали вежливые слова.
Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков.
Чтобы получить вторую страницу волшебной книги, нужно выполнить следующее задание.
5. Тактильно - кинестическая нейростимуляция «Волшебный мешочек»
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек».
Вы должны просунуть руку в мешочек на ощупь пальчиками найти и определить букву. Если буква дает гласный звук, то положить в красную тарелочку, а если согласный – в синюю.
-Ребята, а что мы делаем с буквами и звуками? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)
Какие вы молодцы, вы работали очень честно, и за это мы получаем еще одну страничку от книги. И написано на ней слово честность (пятая вторая страничка)
Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, друзей, всех людей.
Мы свами знаем, что для произношения звуков нам всем помогает язычок, давайте мы ему поможем и выполним зарядку гимнастику.
6. Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка».
Однажды пальчики пошли в лес
Подошли к опушке –ровной-ровной, гладкой-гладкой.
На опушке большое –большое дерево. Вот его ствол.
На дереве домик.
В этом домике, дружок,
Живет веселый язычок.
Ох и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит в лево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело…
Но пора за дело.
Время даром не теряет:
Губы двери вытирает
А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок
Язычок наш кончил дело
Отдыхать он может смело.
А вот у нас еще одна страничка (четвертая третья) на ней написано отзывчивость. трудолюбие Давайте посмотрим на картинку, что вы здесь видите? (ответы детей)
Трудолюбие-это когда человек любит работать и получает от этого удовольствие, гордится своей сделанной работой.
А сейчас нам нужно пройти следующее испытание.
7. Упражнение «Подбери слово к схеме».
Ребята в этом задании нам нужно определить, где находятся звуки в начале, в середине или в конце слова. Перед вами лежат картинки. Нужно подумать и определить, где находятся гласные звуки и положить картинку под нужную схему. (кит, кот, шарф, стол, стул)
Перед вами лежат картинки, вам нужно назвать что на них нарисовано и определить, где находятся гласные в начале, в середине или в конце слова. Затем положить картинку под нужную схему. (кит, кот, шарф, стол, стул)
-Молодцы! Мы получаем еще одну страничку (четвертую).
Отзывчивость- это в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, прийти на помощь оказать помощь.
8. Упражнение «Раздели слова на слоги»
-А кто может посчитать сколько слогов у в этих словах?
-Молодцы!
И вот еще одна страница от книги (пятая-Добро). Здесь написаны пословицы и поговорки.
Послушайте их, пожалуйста.
Ребята, послушайте пословицы и поговорки.
Доброе слово лучше богатства.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброму везде добро
О чем они? О добре
- А где живёт доброта в человеке? (в сердце)
- А кто знает, какого размера ваше сердечко?
Сожмите ручку в кулачок. Вот оно ваше сердечко. Оно маленькое, но может быть очень добрым.
-Ребята, приложите свою ладонь с левой груди. Слышите? Что слышите? это стучит наше сердечко. Когда вы спокойны и счастливы сердце бьется ровно, когда сердитесь, злитесь, обижаетесь- то учащено. Это ваше сердце вас предупреждает: Остановитесь, успокойтесь, не злитесь.
Сейчас мы оправимся к следующему испытанию, чтобы найти еще одну страницу.
9. Упражнение «Составь предложение по схеме».
-Посмотрите ребята перед вами лежат части картинок, их нужно собрать. Что у вас получилось?
На них написаны предложения. Я вам их прочитаю, а вы составите схему к каждому предложению. В этом нам помогут детали от лего. На каждое слово мы должны поставить кубик из лего. Посмотрите ребята ваша схема совпала с этой схемой, и мы получили страничку (шестая). А называется она милосердие
–Что такое милосердие?
Милосердие – это сочувствие, сострадание, готовность помочь другому. Это милое, доброе сердце.
- А где живёт доброта и милосердие в человеке? (в сердце)
- А кто знает, какого размера ваше сердечко?
Сожмите ручку в кулачок. Вот оно ваше сердечко. Оно маленькое, но может быть очень добрым.
Ребята, приложите свою ладонь к левой стороне груди. Слышите? Что слышите? Это стучит наше сердечко. Когда вы спокойны и счастливы сердце бьется ровно, когда сердитесь, злитесь, обижаетесь - то учащено. Это ваше сердце вас предупреждает: Остановитесь, успокойтесь, не злитесь.
10. Динамическая пауза «Переправа»
А нам надо двигаться дальше за следующей страницей.
Но все не так просто! Нам предстоит пройти через переправу к следующему испытанию необычным способом.
Дети проходят по дорожке по отпечаткам стоп и ладошек.
Вы все большие молодцы и все сделали правильно! За это получили седьмую страницу.
Забота — это внимание, поддержка, оказание помощи тем, кто в этом нуждается. Посмотрите на картинку, здесь мальчик заботится о бабушке.
А вот и заключительное испытание перед нами.
11. Упражнение «Подбери картинку к слогу»
Сейчас нам нужно подобрать правильную картинку к слогу, который выпадет на кубике. Выполнять будем на скорость по очереди. Кто первый найдет, тот нажимает на звоночек.
Мы выполнили упражнение и получили восьмую страницу. Здесь написано щедрость
Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, жадности. Как вы думаете, кто живет интереснее, у кого больше друзей — у щедрого человека или у жадного?
Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями.
Мы уверена, что вы с радостью делитесь игрушками и не только ими
Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи. Недаром в народе говорят: «Если нечего подарить – подари улыбку».
Давайте подарим друг другу чуть-чуть доброты, улыбнёмся друг другу.
12. Составление «Кроссенса»
Посмотрите сколько страничек мы нашли. Давайте подойдем к доске и прикрепим их. Я буду прикреплять, а вы мне подсказывайте, о чем они.
А теперь подумайте и скажите, что или кто объединяет все странички? как можно все картинки назвать одним или двумя словами, о чем они? Верно - о милосердие, о добре, дружбе, о хороших поступках. А эти качества, у кого должны быть? У людей. (вывешивается картинка мальчика и девочки).
А сейчас мы проверим получилось нам помочь Жар птице? Мы перевернем листочек и посмотрим….
У нас все получилось! Значить мы сделали еще одно доброе дело!
Доброта, добрые поступки – способны творить чудеса.
Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди.
А из этих страниц мы сделаем книгу, которая нам будет напоминать о добрых поступках.
Ребята, понравилось вам занятие, какие задания больше всего вам понравились и были легкими для вас, а какие тяжелыми показались?
13. Рефлексия.
Ребята посмотрите, здесь на картинку здесь фея, но какая фея вы должны сами дорисовать, добрую фею Жар- птицу если вам понравилось играть, и злую если не понравилось.
Звучит музыка «Маленькая страна»
14. Давайте скажем «До свидание нашим гостям.» Улыбнёмся им и подарим чуть-чуть доброты. Недаром в народе говорят: «Если нечего подарить – подари улыбку.