Марина Гильзунова
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей 5–6 лет «Музыкальные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные краски
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Детский сад № 64 «Мармеландия»
(МДОУ «Детский сад № 64»)
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по музыкальному развитию детей 5 – 6 лет
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности детей 5–6 лет „Музыкальные краски“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Тема: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ»
Гильзунова М. В.
Музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 64»
Петрозаводск, 2017
Цель: Учить детей определять настроение в произведениях различных видов искусства.
Задачи:
1. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и ее звучания по настроению;
2. Учить подбирать музыку, соответствующую настроению картины;
3. Способствовать разыгрыванию изображения картины, передавая мимикой и позами созвучное эмоциональное состояние;
4. Учить детей импровизировать в плясках, передавая движениями настроение, соответствующее музыкальному образу;
5. Учить находить соответствующее словесное описание музыкальному ладу, изобразительному колориту.
Интеграция образовательных областей :
• Познание (знакомство детей с картиной «Дама в голубом», «Девушка с кувшином»);
• Художественное творчество (определение колорита, который преобладает в картине; подбор флажков холодного и теплого цветов; перечисление цветов колорита, оттенков цвета);
• Здоровье (двигательные этюды);
• Коммуникация (нахождение соответствующего словесного описания музыкальному ладу, изо-бразительному колориту; рассуждения на тему: «Взаимосвязь общего колорита картины и ее звучания по настроению»);
• Чтение художественной литературы (рассказ, чтение стихотворения А. Н. Толстого «Средь шумного бала»);
• Социализация (игровая деятельность).
Оборудование:
• мольберты – 8 шт.
• листы бумаги (А 3) – 16 шт. - готовые цветные рамки настроений (красные 8 шт. ; синие 8 шт.) внутри каждой рамки – круг на белом фоне и двусторонний скотч без защитного слоя.
• пиктограммы настроений – 8 наборов
• цветные капельки (16 шт. каждая на верёвочке) - красные 8 шт. ; синие 8 шт.
• стойка для капелек
• шар «цветомузыка»
• синтезатор
• у интерактивной доски поставить детские стульчики полукругом (8 шт.) + 1 для М. В.
• слайды – картины
• бейджики для детей
• русские народные песни «Барыня», «Я на горку шла»
• романс П. И. Чайковского «Средь шумного бала»
• Бетховен (Happy – Sad)
• интерактивная доска
• стулья – 9 шт.
I часть: Вводная (3 мин.)
Музыкальный руководитель встречает детей в «Зале настроений».
М. р. : Ребята, добро пожаловать в Зал настроений «Капелька». Почему Зал настроений? Потому что у каждого из нас своё особое настроение. Зал необычный. Здесь принято приветствовать друг друга песенкой, весёлой или грустной, в зависимости от вашего настроения. Попробуем?
М. р. (пропевает весело) : Здравствуйте, здравствуйте! Какое у меня настроение?
Дети: весёлое.
М. р. : Правильно - весёлое или мажорное. (Петенька, повтори - мажорное). Теперь я угадаю ваше настроение. Поздоровайтесь со мной, в соответствии с вашим настроением.
Дети: здороваются (выполняют задание, придумывая свои варианты мелодии мажорного и минорного звучания).
М. р. : Я рада, что у большинства из вас мажорное настроение.
М. р. (заметила у кого-то из детей грустное настроение) : А грустное настроение или минорное мы постараемся исправить.
М. р. (подходит к синтезатору) : Зал настроения – музыкальный. А как вы думаете, у музыки есть настроение?
Дети: есть.
Игра: «Угадай настроение музыки»
М. р. наигрывает на синтезаторе небольшие фрагменты мажорного и минорного лада.
М. р. (после проигрывания минорного лада) : Как вы думаете, какое настроение у музыки : мажор-ное или минорное?
Дети: минорное.
М. р. : Как вы догадались? Какая музыка?
Дети: грустная, печальная, одинокая, холодная
М. р. : Какой цвет подходит для данной музыки? Тёплый (показывает красную капельку) или хо-лодный (показывает синюю капельку?
Дети: синий. (Машенька, красный цвет - теплый, повтори. А синий цвет – холодный.).
М. р. : А ваше настроение, какого цвета? Выберите свою капельку.
Дети: выбирают капельку.
II часть: Основная (13 мин.)
М. р. : Ребята, а вы знаете, что в картине художника можно тоже угадать настроение, если пра-вильно определить колорит, который преобладает в ней? Что такое колорит, как вы думаете? Я предлагаю вам присесть на стульчики и познакомиться с картиной Абрама Архипова «Девушка с кувшином».
Подходят к доске. На доске изображение картины
М. р. : К какому жанру относится эта картина?
Дети: Портрет.
М. р. : Какое настроение у этого портрета: мажорное или минорное?
Дети: мажорное.
М. р. : Какой колорит подчеркивает настроение картины? (тёплый, яркий, мажорный)
М. р. : Перечислите цвета колорита (красный, оттенки красного)
М. р: Какое настроение написано на ее лице? (весёлое, задорное, бодрое, радостное). О чем она могла бы думать? Я предлагаю, начать свой ответ так… «Эта девушка могла бы думать о…»
Дети: отвечают.
М. р. : Какая музыка соответствует настроению этой картины: веселая, плясовая, задорная, быстрая или торжественная, мужественная? Если не говорят все определения, то самой помогать.
А если, мы сейчас с вами послушаем русскую народную плясовую песню «Барыня».
Музыкальный руководитель предлагает детям послушать фрагменты плясовых русских народ-ных песен «Барыня».
М. р. : Какое настроение передает данное музыкальное произведение? Мажорное или минорное? (Ирочка, повтори).
Дети определяют настроение музыки.
М. р. Как вы думаете, такая музыка будет соответствовать настроению картины?
М. р. : А можем ли мы предположить, что же дальше будет делать девушка? Как вы думаете? По-чему? (Пойдет плясать, песню запоет).
М. р. : Посмотрите, какая свободная широкая одежда – сарафан, в котором можно свободно дви-гаться, кружиться в быстром заводном танце. Предлагаю вам придумать пляску – импровизацию, как могла бы плясать эта девушка.
Затем дети встают в позу девушки и с началом первых звуков начинают пляску под предлагае-мую русскую народную плясовую.
М. р: А я с вами, хочу танцевать, ноги сами идут в пляс.
М. р. : Ребята, подумайте, какой характер вы передали вашими танцевальными движениями? Ма-жорный или минорный? Умницы, Молодцы.
М. р: Ребята, я вижу, в нашем зале, появилось новое настроение. Кто нибудь, узнал картину?
М. р. (показывает картину «Дама в голубом» К. Сомов) : А «Дама в голубом» могла бы так спля-сать с вами? Не давать комментарии.
М. р. : Какими красками звучит эта картина, мажорными или минорными? Почему? (грусть на лице, голос поменять). Повтори Машенька.
М. р. : Посмотрите, какое бледное лицо у дамы, холодная красота голубого шелкового платья, под-черкнутого белизной и прелестью прозрачных кружев.
М. р. : А можно было встретить такую даму на балу?
Дети: да, можно.
М. р: Об этом подтверждает Романс Петра Чайковского «Средь шумного бала».
М. р. включает для прослушивания фрагмент романса П. И. Чайковского «Средь шумного бала» (48 сек.).Сажусь к детям.
М. р. : Подходят ли строки этого романса по настроению к картине К. Сомова «Дама в голубом»?
М. р. : Как вы думаете, какие слова, звучащие в этом романсе, подходят к настроению и характеру картины? Давайте ещё раз послушаем (48 сек.) Обращает внимание на ключевые слова.
М. р. : Кто запомнил слова?
М. р. : Тревога есть в колорите картины, «тайна» есть в изображении дамы (имени мы ее не зна-ем, «очи печально глядели» - глаза дамы на картине грустны, голос ее мы не слышим, но можно себе представить, что ее «голос так дивно звучал», как свирель.
Этот романс не был написан специально для этого портрета, но он созвучен настроению изобра-женной дамы.
III часть: Заключительная (4 мин.)
На доске изображение двух портретов одновременно.
М. р. Итак ребята, мы сегодня с вами узнали, что каждому произведению искусства соответствует определенное настроение. Надо научиться внимательно, вслушиваться и всматриваться в произведение для того, чтобы через звук, цвет и слово его понять.
М. р. : Давайте вспомним, что помогает понять настроение картины? (колорит, цвет). С помощью чего мы сегодня с вами определяли настроении картины? Что помогает понять настроение музы-ки? (лад, звук). Что помогает понять настроение песни? (слово). Молодцы. Вы умнички.
М. р. : Все гости Зала настроений оставляют для будущих посетителей отпечаток своего настрое-ния. А вы хотите изобразить своё настроение? Кто хочет, может подойти ко мне.
Подходят к мольбертам, на которых размещены готовые цветные рамки настроений. Внутри каждой рамки - круг на белом фоне, для изображения настроения
по типу пиктограмм.
М. р. : Вы можете выбрать рамку с подходящим колоритом и приклеить в центр круга пиктограмму с вашим настроением.
Дети: выполняют задание.
М. р. : Я рада, что у всех из нас хорошее настроение. А Зал настроения прощается и с вами.
После этих слов включается шар «цветомузыки».
М. р. (напевает) : До свидания!
Дети (напевают) : До свидания!