Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Татьяна Мокроусова
Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие :

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

3. Составлять правильно предложения.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группы на тему: „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приё мы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук», упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки».

Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, полоски из картона длинные и короткие, кружки разного цвета, лист бумаги, карандаши, цифры, решетки из трех окошек – ячеек, фишки.

Ход НОД:

Воспитатель. - Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с цифрами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

Воспитатель. – А в начали нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)

Слово в словаре нашла

И всю фразу поняла.

Ре -ре - ре – слово ищем в словаре.

Рю – рю - рю- благодарны словарю

(Е. Грищук)

Воспитатель. - Сегодня, мы с вами на занятии поиграем в разные интересные игры.

Игра «Послушай и узнай звук»

Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.

Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.

Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.

Воспитатель. Следующие упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

Ответы детей.

Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.

Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.

Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.

Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.

Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?

Дети. Рычали.

Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.

Воспитатель. -Послушайте загадку.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(часы)

Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.

Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.

Упражнение «Определи место звука в слове»

Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах : чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.

Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.

(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.

Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети. Он состоит из букв.

Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети. Два.

Воспитатель. -Назовите эти два звука.

Ответы детей.

Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т. д.

Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети. Рама, ракушка, ракетка и т. д.

Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много. Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).

Воспитатель. -А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физкультминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился, Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился, перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют. в стороны

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?

Дети. - Это много слов

Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.

Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. - Бабушка.

Дети. - Один

Ребенок. -Ты.

Дети. – Два, и так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!

Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Дети. Да.

Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.

Дети. - Да.

Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?

Ответы детей.

Воспитатель. - Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. У вас все получить.

Воспитатель. -Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

Дети. Да.

Стихотворение «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, —

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою —

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

(А. Плещеева)

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 19:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мокроусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД