Лидия Васильевна Шигеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе «Путешествие гнома»
▼ Скачать
Задачи:
1. Формировать у детей навыки счета в пределах 20 (двадцати).
2. Формировать навыки счета в ситуациях изменения количества (решение примеров, задач) в пределах первого десятка.
3. Развивать у детей умение рассуждать, анализируя истинные и ложные высказывания персонажей.
4. Учить детей уравнивать множества и сравнивать их.
5. Упражнять в словообразовании по аналогии, согласованию числительных и существительных в роде, числе и падеже (машин больше, чем самосвалов; велосипедов меньше, чем машин).
6. Упражнять в составление целого из частей.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе „Путешествие гнома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал : Ширма для театра, кукольные персонажи (Гном, сова, заяц, Незнайка, изображение ручья, карточки с цифрами, карточки с примерами, «Волшебное дерево», «Волшебная дорожка», настольная игра «Собери целое»).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела наша знакомая сова Марфуша. Она нам опять решила рассказать что-то интересное.
Сова: Сегодня у нас сказка про гномов.
Заяц Чубик: Пре тех, которые помогли Белоснежке? Сколько их, дети, было? (7).
Сова: Про них тоже там говорится. Но главный герой этой истории совсем другой гномик. Вы про него пока ничего не знаете!
Заяц: А ты – с подозрением спросил Чубик.
Сова: А я кое- что знаю. Слушайте. «Жил-был был в одном доме Гномик. Гномики часто появляются в тех домах, где живут маленькие девочки и мальчики. Откуда гномики приходят – никто не знает. Говорят, что они рождаются из детского смеха. Если детишки веселые, то и гномики хорошо себя чувствуют. Если же дети много плачут и капризничают, то гномики болеют. Гномики охраняют дом от зла, следят, чтобы доставалось больше ласки и тепла. Кроме того, они стараются передать детям свои добрые качества. Обычно гномики никому не показываются. Никто из людей и не знает, что у них в доме живет такой гномик. Так что жил наш Гномик, поживал, и никто о нем не знал. Это был самый настоящий гномик, маленький, в желтом колпаке, из-под которого выглядывала тоненькая косичка. Гномик давно хотел завести себе друзей и решил познакомиться с Вами, ребята».
Гномик : «Здравствуйте, дети. Я рад с Вами познакомиться. Я давно мечтаю оправиться в путешествие, но не знаю куда».
Сова: «А я советую Вам отправиться к Незнайке в Цветочный город».
Гномик : «Вы согласны дети»?
Воспитатель: «Незнайка очень далеко. На пути могут встретиться разные трудности. Вы готовы помочь Гномику» ?
Воспитатель : «Не успел Гномик сделать несколько шагов и увидел широкий бурный ручей. Как же Гномику преодолеть его? (дети дают свои предположения).
Воспитатель: «Перебрался Гномик через ручей и отправился дальше. Он увидел огромный замок, но войти в него нельзя – двери закрыты. А откроются тогда, когда мы найдем все числа от 1 до 20 (на изображении замка дети находят числа).
Воспитатель: «Открылись ворота, потому что Вы помогли Гномику найти все числа. Молодцы, дети! Пошел Гномик дальше и оказался в волшебном саду, а росли в нем необычные деревья с необычными листьями. Эти листочки с заданиями для Вас: 4+2, 4+3, 3+3, 5+2, 3+2, 6+1,7-4, 6-5, 6-3, 7-5, 6-4, 7-3, 6-2 (дети решают пример и поднимают карточку с ответом).
Воспитатель: «Молодцы, дети! Помогли Гномику».
Гном : «Спасибо, ребята! Одному мне бы не решить так быстро эти примеры».
Воспитатель: «Пошел наш Гномик по садовой дорожке, но вдруг она закончилась, а как быть дальше? Что сделать»?
Дети: Продолжить ряд. ( на листочках картинки: солнце, луна, звезда. Дети продолжают выкладывать ряд в таком порядке).
Воспитатель: Прошел Гномик по дорожке и очутился на берегу огромного моря. Моря было синее и красивое. Гномику захотелось искупаться. Он зашел в воду и поплыл, вокруг него плавали прозрачные медузы, они были очень необычные. На какие геометрические фигуры похожи медузы? (Дети называют).
Воспитатель: Гномик любовался медузами и не заметил, как заплыл очень далеко. Он испугался, не знал куда плыть. Вдруг он заметил, что кто-то проплывает мимо него. Гномик схватился за плавник. Помогите Гномику узнать, кто же ему помог? (из 8 разрезанных частей дети составляют дельфина. Работают парами за столами.
Воспитатель : У берега Гномик поблагодарил дельфина за помощь и побежал к лесу. Но путь ему преградили воины племени «Укусю» и племени «Отгрызю». Они вели между собой давний спор: кто же из них самый ловкий и смелый? У племени «Укусю» было несколько акульих зубов, а племени «Отгрызю» столько же змеиных шкур, но они не умели считать и не знали цифры. Помогите Гномику помирить племена. Докажите, что зубов столько же сколько кож, причем без всякого счета. Как это сделать? (Дети под «акульи зубы» выкладывают в ряд «змеиные шкуры»). Вот так помирились два племени. У них было одинаковое количество зубов и шкур, т. е. поровну. Племена начали веселиться.
Физминутка (Дети под музыку «Чунга-Чанга» выполняют различные движения).
Гномик : Спасибо Дети за помощь!
Воспитатель : Наконец Гномик попал в цветочный город. Его встретил Незнайка.
Незнайка: Здравствуй Гномик! Здравствуйте дети! Я очень рад Вас видеть. Добро пожаловать в цветочный город. Я пробовал сочинять стихи и у меня получалось, хотя Цветику они почему- то не понравились. А сегодня я хочу предложить Вам задачи, которые я сам придумал. Посмотрите, что получиться? «Две ягоды черники и одна ягода смородины».
Воспитатель : Получим три сморочины. Незнайка, разве ты не знаешь, что не все со всем можно складывать и делить. Смородину нужно складывать со смородиной, чернику с черникой, а булки с булками. Ты понял?
Незнайка: Понял! Вот еще задача. Дети, что получиться, если сложить два дуба и четыре сосны?
Дети: Незнайка, дуб и сосну вместе сложить нельзя, потому что дуб это лиственное дерево, а сосна хвойное.
Незнайка: Зато весело. Хвойнодуб какой то получается. А вы придумайте свое название этому фантастическому дереву. ( Дети придумывают название: Хвойнодуб, Колький дуб, Листодуб, Листохвой).
Что получится, если сложить 1-ого волка 3 лисы? (Дети придумывают название фантастическому животному).
Что получится, если сложить 3 гуся и 2 гуся?
Дети: Пять гусей.
Незнайка: А теперь задача посложнее. Я утверждаю, что машин больше чем самолетов.
Гномик : Да, твое утверждение верно, потому что самолеты, также как и корабли, и трамваи, и троллейбусы – это все машины. Поэтому машин действительно больше. А чего меньше?
Дети: Меньше самолетов, потому что самолеты – это тоже часть всех машин.
(на листе ватмана синем цветом раскрашены самолеты, а красным все машины. Дальше дети рассуждают, что велосипеды – это тоже средство передвижения также как и другие машины, поэтому их меньше, чем остальных машин. Дети работают в парах, выделяя включение в множества).
Гномик : А теперь послушай, Незнайка, мою задачу. Она совсем другая. «На клумбе распустилось 3 тюльпана и 1 роза, сколько всего цветов на клумбе» ?
Незнайка: Всего 4 цветка на клумбе. 3+1=4.
Гномик : Ты научился решать задачи. А теперь давай поможем детям вернуться из Цветочного города в детский сад. Для этого надо придумать задачу и найти свою дорожку.
(Дети составляют свою задачу и решают ее. У каждого карточка с нарисованными предметами. Например: 3 морковки + 4 морковки и т. д.).
Гномик : Молодцы, все придумали и решили задачи, значит все нашли дорогу в детский сад. Спасибо, тебе, Незнайка, что пригласил меня в Цветочный город. И вам спасибо, дети, за помощь во время путешествия. До свидания. До новых встреч.
Воспитатель: Наше путешествие закончено. Мы снова оказались в детском саду. Кому что понравилось в путешествии?