Надежда Белоусова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство со звуком и буквой Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Тип : интегрированное.
Возраст детей : 6 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, беседа, ситуативный разговор, игры с правилами, дидактическая игра, физминутка, пальчиковая гимнастика, изготовление продуктов детского творчества – конструирование из бросового материала, разучивание скороговорки.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Знакомство со звуком и буквой Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Форма организации- подгруппа.
Задачи:
Образовательные :
• познакомить детей с звуком (д) и (дь) и буквой Д ;
• учить определять место звука в слове;
• учить чётко произносить и дифференцировать на слух звуки (д) и (дь) в словах;
• учить составлять слова с буквой Д ;
• закрепить знания об изученных ранее звуках и буквах;
Развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать психические процессы – внимание, мышление, память;
• совершенствовать навык звукового анализа слова;
• развивать умение читать слоги, соединяя согласную букву Д с гласными о,у. и,ы,е,ё,ю,я,а. ;
• повышать речевую активность.
Воспитательные:
• вызвать эмоциональный настрой детей на занятие;
• воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
• развивать навык работы в группе;
• воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа :знакомство с гласными и согласными звуками и буквами – а. у,о,м,с,ш,л,ы,н,р,к,п,т,и,х,з,в,ж,б,г,е,ё,й,ь,ъ,я,ю. ц., чтение слогов со знакомыми буквами, работа с разрезной азбукой.
Оборудование и материалы : экран, проектор, ноутбук, домик букв из картона с окошками для букв, письмо от царицы Грамоты, конверты с заданиями, предметы и игрушки, разрезная азбука, бросовый материал- пуговицы, пробки, цветной картон, картинки со звуком (д). сигнальные карточки зелёного и синего цвета.
Ход НОД :
Воспитатель встречает детей :
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
Давайте поздороваемся друг с другом, с гостями.
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто нам его прислал?
Письмо от Царицы Грамоты, прочитаем, что в нё м написано : «Дорогие ребята! Сегодня в моём царстве букв и звуков день рождения новой буквы. Я хочу, чтобы вы отгадали её, выполнили все мои задания и тогда она появится, а где, вы должны отгадать – В царстве грамоты моём
Есть большой красивый дом,
В гости нас к себе зовут!.
Догадались что это за дом?
Воспитатель: Да, это домик букв, подойдём к нему, и вы назовёте, какие буквы там живут. Дети называют знакомые - а,у,о,м,с,ш,л,ы,н,р,к,п,т,и,х,з,в,ж,б,г,е,ё,й,ь,ъ,я,ю,ц.
Воспитатель:Молодцы! Чем отличаются гласные от согласных?
(они отличаются цветом - гласные красного цвета, а согласные – синего,гласные поются, тянутся, о согласные – нет).
Интересно узнать, а какая буква празднует сегодня день рождения? Посмотрите на волшебный экран, сейчас на нём появятся картинкн, вы скажете, что изображено на них.
Идёт демонстрация слайдов, на которых – диван, дверь, динозавр, дерево, дельфин, дом. Какой звук чаще всего слышится в этих словах? (д-д-д)
Чем отличается звук от буквы (звук мы слышим, произносим, но не видим, а букву видим, пишем, она обозначает этот звук)
Воспитатель: Во всех произнесённых словах мы слышим звук (д). Значит, день рождения какой буквы мы будем отмечать сегодня?
Да, правильно буквы Д., но букву Д мы увидим немного позднее. Сейчас мы с вами будем музыкантами и поиграем - на дудочках – девочки, а мальчики – на колокольчиках. Как звучит дудочка? (ду-ду-ду).
Как звучит колокольчик? (динь-дон).
Итак, наш оркестр заиграл. Дети «играют».
Воспитатель: давайте проговорим д-д-д. Губы свободны, зубы сближены, язык стучит кончиком за верхние зубы, горлышко работает. (дети повторяют, слушают звучание).
Воспитатель: Это гласный или согласный звук.? Почему вы так думаете?
Это звонкий или глухой звук? Давайте проверим. Почему вы так думаете?
(закрепляют эти понятия).
Воспитатель: Произнесите – динь-дон. Что одинакового в произнесении динь и дон, а что разного в звучании (динь произносится мягко, а дон – твёрдо).
Да, у звука (д) есть младший брат звук -(дь) (закрепляют понятие).
С каким новым звуком мы познакомились? Ребята, вы готовы выполнить задания царицы Грамоты?
1 задание (конверт).Игра «Найди звук».
Дети выбирают из предметов, раложенных на столе предмет, в названии которой живёт звук (д, (дь, обосновывают свой выбор.
2 задание. Игра «Определи мягкий или твёрдый звук?». Воспитатель называет слова, а дети при том, как услышат звук (д) или (дь) должны показать синюю или зелёную карточку.
3 задание. Игра «Определи место звука в слове».Воспитатель раздаёт каждому ребёнку картинку, они определяют, где «живёт» звук (д) или (дь)- в начале, середине, конце слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этими заданиями мы успешно справились, и немного отдохнём.
Воспитатель : Ребята! Дружно все вставайте, физминутку начинайте!
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Драконы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метем» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперед, ладонями вверх)
На пол – мягкую дорожку, (наклон вперед, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, потом под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)
Молодцы! Дружно и красиво вы делали физминутку.
Ребята, с каким новым звуком вы сей час познакомились?
Как вы думаете, как обозначается этот звук?
Молодцы, верно, на письме согласный звук (д) и (дь) обозначается буквой Д. Вот она на нашем волшебном экране. (слайд буквы Д).
Д – с высокой крышей дом,
В этом доме мы живём!
Посмотрите, на что похожа буква Д?
Воспитатель предлагает написать букву Д пальцем в воздухе.
Молодцы! Выполняем наши задания дальше – задание № 4 «Скажи чистоговорку» : Да-да-да у меня вода,
Ды-ды-ды -нет воды,
Ду-ду-ду за водой пойду.
Дети повторяют скороговорку хором и индивидуально.
Задание № 5 «Прочитай слоги с буквой Д» (на экране слайд со слогами – да, ду, ди, де, дю, дя, ды, дё, дю) Дети по очереди читают слоги.
Задание № 6 «Составь слово с буквой Д». Каждому ребёнку даётся набор букв, они составляют слово.
Воспитатель:День рождения какой буквы сегодня в царстве грамоты?Что мы можем сделать, чтобы поздравить букву Д? (подарок)
Воспитатель : Выложите букву Д из пробочек и пуговиц.
Какие красивые буквы у нас получились! Буква Д будет очень рада такому подарку. Пусть наши пальчики отдохнут, сделаем пальчиковую гимнастику
«На поляне дом стоит».
На поляне дом стоит – пальцы касаются друг друга, сложены «крышей».
Ну, а к дому путь закрыт – касаются пальцы безымянные, большие пальцы под-
няты вверх,
Мы ворота открываем – ладони разъезжаются,образуя ворота.
В этот домик приглашаем – делаются ладонями «зовущие» движения к себе.
Воспитатель : Молодцы! Задания все выполнили? Вспомните, пожалуйста, для чего мы выполняли эти задания? Что мы должны сделать дальше?
Правильно, подойти к нашему домику букв и поискать новую букву.
Вот она именница – буква Д,подарим ей наши подарки.
Воспитатель: Чем сегодня занимались? Какая новая буква появилась в домике букв? Для чего мы познакомились сегодня с новой буквой? Где нам это пригодится (познакомились с буквой Д, чтобы составлять и читать слоги,слова).
Дети замечают коробочку возле домика букв.
Воспитатель : Кто мог прислать? Царица Грамоты прислала нам подарок - загадки на каждого ребёнка на букву Д.
Воспитатель раздаёт детям загадки и предлагает отгадать их вместе с воспитателем в группе в свободное от непосредственной образовательной деятельности время.