Елена Гуреева
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство со старой знакомой (бумагой)»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
структурное подразделение детский сад №65 «Якорёк»
г. Северодвинск Архангельской область
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы
«Знакомство со старой знакомой»
Подготовила воспитатель
Гуреева Елена Анатольевна
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Знакомство со старой знакомой (бумагой)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
г. Северодвинск
2014
Направления: социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие.
Образовательные области : коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.
Программное содержание:
Закреплять знания детей об истории возникновения бумаги, о разных видах передачи письменной информации в различных странах и временных периодах.
Расширять знания о современных видах бумаги и её назначениях.
Развивать познавательный интерес в опытно-экспериментальной деятельности; формировать умение делать теоретические выводы, опираясь на практические действия с изучаемым материалом.
Воспитывать стремление выполнять опытные действия аккуратно, прослеживая результат данного действия.
Предварительная работа:
Знакомство с историей письменности. Беседы о назначении разных видов современной бумаги. Дидактическая игра «Бумажное, не бумажное».
Материалы:
Выставка «Бумажная история» : камень, глиняная дощечка, береста, лист бумаги низкого качества, современные виды бумаги (альбом, цветная бумага, картон, гофрированная бумага, упаковочная бумага, салфетки, туалетная бумага, ватман, фотобумага и др.)
Опыты: салфетка, альбомный лист, лист картона, лоток для каждого ребёнка, таз с водой на двоих детей; блюдо с водой, цветы из бумаги.
Ход НОД:
До начала НОД – воспитатель показывает детям приглашение на выставку «Бумажная история», которое прислала Принцесса Картонка. Дети вместе с воспитателем отправляются в музей.
I-я часть.
В музее.
Воспитатель. Подводит детей к первому экспонату – камню.
Как вы думаете, какое отношение имеет камень к бумаге?
Дети. В каменном веке люди использовали камень для передачи информации в виде рисунков на скалах.
Воспитатель. Почему же сейчас люди не пользуются таким способом?
Дети. Это очень неудобно и сложно.
Воспитатель. Предлагает перейти к следующему экспонату – это глина. Что это, дети? А почему глина оказалась на этой выставке?
Дети. В древнем Вавилоне люди использовали глину для письма. Они делали специальные дощечки с тонким слоем глины, рисовали и делали на ней специальные знаки. Когда глина высыхала, получалось письмо.
Воспитатель. Верно, некоторые дощечки сохранились до наших дней. Но почему люди стали искать другие материалы для письма?
Дети. Глина хрупкий материал, дощечки падали и разбивались.
Воспитатель. Обращает внимание на другой экспонат – бересту. Знаете ли вы что это? Как вы думаете, почему береста тоже на выставке?
Дети. В Древней Руси люди писали на бересте. Пока она свежая, острой палочкой можно оставлять на ней следы, это и использовали люди.
Воспитатель. Почему же береста не сохранилась до наших дней как способ передачи информации?
Дети. Береста, как и глина недолговечна, когда высыхает, скручивается, становится неудобно её рассматривать.
Воспитатель. Подводит детей к заключительному экспонату – бумаге.
А вот и наша добрая знакомая – бумага. Вспомните, как появилась бумага?
Дети. Бумагу изобрели в Древнем Китае. Она сначала была толстая, неровная, непрочная.
Воспитатель. Почему современная бумага выглядит совсем иначе, чем та, которую научились делать китайцы?
Дети. Современная техника позволяет делать бумагу тонкой и ровной и в больших количествах.
Воспитатель. Здесь можно увидеть самую разную бумагу. Посмотрите и скажите, для чего она используется и почему?
Дети. Белая тонкая бумага для рисования. Цветная и тонированная, цветной картон для поделок, аппликации. Плотный картон для коробок. Туалетная бумага и салфетки для гигиены. Яркая раскрашенная бумага для украшения подарков.
Воспитатель. Что ещё вы видите на выставке, изготовленное из бумаги?
Дети. Книга, газета, журнал, коробка, конверт, тетрадь, альбом, поделки из бумаги и картона.
Воспитатель. Вы назвали очень много видов использования современной бумаги. Да, в наши дни бумага очень разная, что и позволяет её по-разному использовать.
Принцесса Картонка. Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы уже осмотрели выставку. Хотите поближе познакомиться с бумагой и её свойствами? Приглашаю вас в лабораторию.
II-я часть.
В лаборатории. Дети занимают места по два человека у стола с приборами.
Опыт № 1.
Воспитатель. Возьмите самую тонкую на ваш взгляд бумагу. Почему вы её выбрали? Попробуйте посмотреть на свет через неё – просвечивает? Положите на ладошку, дуньте. Что происходит?
Дети. Это салфетка. Она самая тонкая. Если смотреть на свет, она просвечивает. Если на неё подуть, она слетает с руки.
Воспитатель. А сейчас возьмите альбомный лист. Сравните его с салфеткой, чем он отличается? Проверьте, просвечивает ли, попробуйте сдуть его с ладошки? Пришлось ли вам подуть сильнее, чем на салфетку.
Дети. Альбомный лист толще, он гладкий, плотный, белого цвета. На свет не просвечивает. Чтобы слетел с ладошки, пришлось дуть сильнее, чем на салфетку.
Опыт № 2.
Воспитатель. Возьмите карандаш попробуйте нарисовать на салфетке. Плохо получается? Почему?
Дети. Салфетка неровная, не гладкая, рыхлая, поэтому карандаш не рисует, а рвёт салфетку.
Воспитатель. Попробуйте нарисовать на альбомном листе, получилось? Почему на альбомном листе лучше рисовать?
Дети. На альбомном листе рисовать хорошо, он гладкий, ровный.
Опыт № 3.
Воспитатель. Сожмите в одной руке салфетку, а в другой альбомный лист. Что вы почувствовали? Какая бумага мягче? Почему? Почему альбомный лист мнётся труднее? Чем приятнее вытереть рот после еды?
Дети. Мы почувствовали, что салфетка мнётся быстрее, а альбомный лист мнётся труднее, потому что салфетка мягче чем альбомный лист, она тоньше его. Альбомный лист более плотный, поэтому он мнётся труднее. Приятнее вытирать рот салфеткой, чем альбомным листом.
Опыт № 4.
Воспитатель. А теперь аккуратно опустите в воду салфетку и альбомный лист. Что вы видите? Какая бумага намокает быстрее? Какая бумага намокает медленнее? Почему альбомный лист намокает дольше?
Дети. Мы видим, что бумага намокла. Салфетка намокла быстрее, чем альбомный лист. Альбомный лист более плотный, плотнее, чем салфетка.
Воспитатель. Итак, мы познакомились с разными свойствами бумаги. Хотите их снова вспомнить? Нам помогут схемы-модели, взгляните на них.
Дети. эта модель рассказывает о том, что бумага мнётся. Эта схема показывает, что бумага намокает или впитывает влагу. Эта модель говорит о том, что бумага бывает разной плотности.
Принцесса Картонка. Вы проявили себя как настоящие исследователи, замечательно потрудились в лаборатории. Я приготовила для вас сюрприз. Сейчас вы поможете распуститься моим волшебным бумажным цветам. Подойдите к блюду с водой, возьмите эти цветы и аккуратно положите их на воду. Что вы видите? Как вы думаете, какое свойство бумаги помогло им раскрыться?
Дети. Цветы распускаются, а помогло им это сделать свойство воды впитывать влагу.
Принцесса Картонка. Совершенно верно! А теперь лаборатория закрывается. Пора прощаться. До новых встреч!
Список использованной литературы.
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М. : Издательство «Мозаика - синтез», 2011.
2. Гербова В. В., "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", М., 1983.
.