Инна Никитина
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Викторина «Знаешь ли ты Марийский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему : Викторина «Знаешь ли ты Марийский край?» для детей старшего дошкольного возраста
Составила: Никитина И. В.
Йошкар-Ола, 2021
Цель: расширение и закрепление знаний дошкольников о природе марийского края
Задачи: - продолжать формировать бережное отношение к природе;
- развивать речь детей, память; расширять кругозор;
- воспитывать у детей любовь к родному краю, бережное отношение к природе, ответственность за ее сохранение.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Викторина „Знаешь ли ты Марийский край“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: беседа с детьми «Как надо вести себя в лесу»; рассматривание красной книги РМЭ, фотоальбомов «Деревья», «Животные РМЭ», «Птицы»; разучивание стихотворения на марийском языке про родной край; отгадывание загадок; дидактическая игра «С какого дерева лист»; чтение произведений про марийский край; составление рассказов про животных и птиц по иллюстрации; разучивание пальчиковой игры «Еж», физкультминутки «Зайка».
Методы и приемы: наглядный, вопросы детям, игровой, пальчиковая игра, использование художественной литературы, физическая минутка.
Материалы и оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук.
I. Вводная часть
- Добрый день, дорогие ребята. Я желаю вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне доброго дня. Покажите свои ладони, потрите их. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же взявшись за руки. С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами поиграем в викторину «Знаешь ли ты родной Марийский край?» Закройте все свои глазки, я сосчитаю до трех и мы начнем нашу игру.
II. Основная часть
1. Конкурс «Разминка» (Ответы детей сопровождаются показом картин на проекторе. Когда ребенок говорит, видит и слышит, информация запоминается гораздо лучше.)
1) Как называется наша республика?
2) Какое животное в наших лесах самое большое? (Лось)
3) Какая птица зимой выводит птенцы? (Клест)
4) Назовите самое большое озеро в нашей республике. («Яльчик)
5) Какое животное во время сна укрывается хвостом? (Белка)
6) У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
7) Листья какого дерева дрожат, если даже нет ветра? (Осина)
8) Кто является санитаром леса? (Дятел)
- Здорово! С заданием справились на ура.
Звучит музыка с пением кукушки. На проекторе изображен лес.
- Ребята, мы оказались в лесу. А в лесу растет много разных деревьев.
2. Конкурс «Загадки про деревья»
Отгадаете загадки – узнаете, какие деревья растут в наших лесах.
(Ответы детей сопровождаются изображением деревьев на проекторе)
1) Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе займет.
Круглые листочки
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? (Липа)
2) Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
3) Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб)
4) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
5) Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)
6) Все знают, что у елки
Не листья, а иголки.
И так же как она
С иголками.
7) Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще – у этих
Листья тихо шелестят. (Осина)
8) Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березы)
- Молодцы ребята, все загадки отгадали. А я про елку знаю скороговорку «У елки иголки колки». Попробуйте проговорить, кто быстрее и четче. Иголки есть еще у ежика. Давайте изобразим ежика. (Пальчиковая игра «Еж» - см. Приложение 1)
3. Конкурс «Правила поведения в лесу».
- Девочки и мальчики, а теперь вспомним, как надо вести себя в лесу. Я буду вам говорить, как люди ведут себя в лесу, на природе. Если это правильно – похлопайте в ладоши, если так нельзя вести себя – потопайте.
1) На поляне посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой –
Мусор унесли с собой.
2) Можно по лесу гулять,
Ветки с дерева ломать.
3) Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А поляна вся пуста –
Не осталось ни цветка.
4) Можно уходя домой,
Унести ежа с собой.
5) Муравейник разорять нельзя,
Знает любая детвора.
6) Не обрывай в лесу паутину
И не убивай пауков.
7) Птичьи гнезда разоряем,
Яйца домой забираем.
8) Птиц подкармливать зимой
Учимся мы с детства.
Семечки и зернышки
Мы готовим сами.
9) Гнезда шмелей не разоряй!
Природу с детства уважай.
- И с этим заданием справились, знаете как надо вести себя на природе. Давайте сядем на пенечки-стульчики.
- Ребята, наша республика радует нас прекрасной природой, чистым воздухом. Самая чистая река в России протекает в нашей республике. Это река Илеть. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения родному краю. Лера Булыгина расскажет нам стихотворение на марийском языке «Шочмо мланде» Ивана Осмина.
- Ребята, в нашей республике некоторых животных и растений осталось совсем мало. Чтобы об этом знал народ, люди придумали специальную книгу. Посмотрите на проектор (изображение красной книги).
4. Конкурс «Интеллектуальный»
1) Как называется книга, куда заносятся исчезающие виды животных и растений? (Красная книга)
2) С какой целью была создана Красная книга? (Чтобы люди знали исчезающие виды животных и растений; охраняли их; бережно относились ко всем растениям и животным)
3) Почему книга красная? Что обозначает КРАСНЫЙ цвет? (красный – символ тревоги. Внимание: не губите эти растения, не убивайте этих животных)
4) Какая птица уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна? (Сова)
5) Она не красавица. Одна сможет сохранить от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси ее – и насекомые исчезнут. О ком речь? (Жаба)
6) Эти насекомые самые активные, холодостойкие и самые лучшие опылители выращиваемых нами культур. Кто это? (Шмели)
- Ребята, красная книга нам подсказывает, каких животных и растений в нашей республике осталось совсем мало. Мы должны их знать и оберегать. Сохранять природу также помогают заповедники, заказники, национальные парки. Что же это за места? Заповедники – участки, где оберегаются редкие и ценные растения и животные. В заповеднике запрещена какая бы ни было деятельность человека. Национальный парк похож на заповедник, но между ними есть различия. Заповедники закрыты для туристов, а в национальные парки их привлекают специально. Это природные музеи под открытом небом. Для туристов здесь устраивают экскурсионные тропинки, смотровые площадки, дороги. Но есть в национальных парках заповедные уголки, куда посетителей не допускают. В заказниках могут присутствовать люди, собирать грибы, ягоды, отдыхать, но только с жестким соблюдением правил. В Республике Марий Эл есть национальный парк «Марий чодра», заповедник «Большая Кокшага».
- Превратились в зайчиков, встали у стульчика. Физкультминутка «Зайка» (см. Приложение 1). Отдохнули и сели.
- Ребята, давайте вспомним животных и растений из красной книги.
5. Конкурс «Назови животных и растений из Красной книги РМЭ»
На проекторе показываются рисунки животных и растений: кувшинка белоснежная, башмачок настоящий, удод, черный аист, бурозубка крошечная, дождевик гигантский, морошка приземистая (см. Приложение 2)
III. Заключительная часть
- Ребята, вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Я хочу вас поблагодарить за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе. Теперь вы доказали, что вы самые настоящие друзья природы. Я всем хочу сказать на прощанье: «Любите родную природу – озера, леса и поля. Это наша с вами родная земля!»
Список использованной литературы:
1. Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 2005.
2. КРАСНАЯ КНИГА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ. Редкие и исчезающие виды животных / Автор-составитель Х. Ф. Балдаев. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002. – 164с.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-respubliki-marij-el/
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика «Еж» : (скрепляем руки, пальцы прямые)
- Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это мне на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи :
Лисы, волки и медведи.
Физкультминутка «Зайка» : (выполняем движения по тексту)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так, вот так-так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, вот так-так
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, вот так-так
Надо зайке поскакать.