Ольга Володченкова
«Зимний пейзаж ночью». Непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) в подготовительной группе.
Тема: «Зимний пейзаж ночью»
Программное содержание: формировать у детей умение создавать картины зимней природы, закреплять умение рисовать деревья на ближнем, среднем и дальнем плане. Формировать у детей умение передавать в рисунке строение деревьев, изображать хвою неотрывными штрихами, используя нетрадиционные методы рисование (вилками, зубной пастой, ватными палочками, зубной щеткой и пальчиками).
Публикация «„Зимний пейзаж ночью“, Непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материалы и оборудование: репродукции картин о зиме, мешковина, краска зеленная, зубная паста, зубная щетка, белый карандаш, кисть щетина№8, краска черная и ватные палочки, аудиозапись П. Чайковского «Декабрь».
Ход Н. О. Д.
Вводная беседа.
Воспитатель:. Рассказывает о истории мешковины.
Мешковина — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как паковочная ткань.
Мешковина изготавливается из конопли — материала, из которого производят крепкие веревки и канаты. Холст из этого прочного натурального волокна обладает однородным тканым рисунком с ярко выраженной фактурой. Она заметно доминирует над другими элементами живописи. Это идеальная основа для работы в стиле энергичного и пастозного нанесения красок. Просветы между нитями джутового холста широкие, поэтому грунтовать его приходится иногда дважды.
И мы сегодня попробуем нарисовать на ней зимний пейзаж в ночи.
Воспитатель : - Вот и вступила зима в свои права. А вы любите зиму?
Ответы детей.
Воспитатель : - Почему?
Ответы детей (зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, можно играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снеговика)
По ходу высказываний детей воспитатель может выставить на мольберт сюжетные рисунки о детских забавах
Воспитатель: - Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт - словами:
Тихо в зимнем лесу
Снег блестит, серебриться.
Я смотрю на красу,
Мне бы ей насладиться.
Я под елью стою,
Лапой белой и снежной.
Лес, тебя я люблю!
Я с тобой буду нежной.
Спит в берлоге медведь
И медведица тоже.
Он не будет реветь,
Для него сон дороже.
Дятел долбит дупло
Тишину нарушая,
Как в лесу хорошо!
Здесь природа живая.
Тихо в зимнем лесу,
Наслаждаюсь зимою.
Вот я вижу лису
Пробежала стрелою.
Белый заяц шмыгнул
У меня под ногами.
Пробегая, шепнул:
"Спрячусь я за кустами. "
Как прекрасен ты лес!
Белоснежные ели,
Много зимних чудес,
Поют песни метели!
Композиторы рассказывают о зиме звуками. Вот послушайте. Это о зиме. (звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь» или А. Вивальди «Зима» ч. 1)
Воспитатель: - А как могут рассказать о красоте зимы художники? Перед вами несколько пейзажей. Найдите пейзаж с изображением зимы.
- Как вы узнали, что это зимний пейзаж?
Ответ ребенка.
2. Постановка задачи.
Воспитатель: - А вы хотите нарисовать зимний пейзаж в ночи?
Ответ детей.
3. Руководство выполнением задания
Воспитатель: - Мы уже знаем, что рисование любого пейзажа начинается с линии горизонта: вверху – небо, внизу – земля. Какой краской лучше нарисовать небо? Почему?
Дети. Черной гуашь.
Воспитатель: - А какой краской будем рисовать землю, укрытую снегом? Почему?
Дети: - Зубной пастой, потому что снег плотный, лежит на земле как пуховое одеяло.
Воспитатель: - Какого цвета небо?
Ответы детей
Воспитатель: - Давайте посмотрим, как художники изображают небо в своих картинах.
Воспитатель: - Небо, освещенное лучами восходящего солнца? Может приобрести желтоватый оттенок, в ясные морозные дни бывает ярко-голубым, а иногда даже изумрудно-зеленым. В хмурый денек становится серым, а когда падает снег, небо бывает светлым, почти белым. Сильные морозы и заходящее солнце окрашивают небо в розовато-сиреневые оттенки. А ночью? Ночью небо темное, черное, темно-синее. Зимой на небе можно увидеть необычное явление – это северное сияние осветило небосвод своими огнями. Цвет неба постоянно меняется. Небо прямо-таки разноцветное! (воспитатель сопровождает свой рассказ демонстрацией репродукций картин или фотографий или слайдами)
Воспитатель: - Небо бывает разного цвета. Давайте подумаем, отчего это зависит.
Дети: - От погоды, от времени суток…
Воспитатель: - Подумайте, каким будет зимнее небо на вашем рисунке ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами или ночное. Подумайте, какие краска заиграют на нем.
Воспитатель: Ответы детей
Воспитатель: - Работа в данной технике требует нежность и собранности, важно сразу продумать, какими красками будешь рисовать.
4. Самостоятельная работа детей
*Возьмем с вами в руки кисть, наберем на нее черню краску и будем с вами наносить ее на мешковину.
* Белым карандашом дети проводят тонкую линию – линию горизонта (если дети захотят нарисовать месяц, напомнить, что рисовать его надо в форме круга без лучей, высоко над горизонтом)
*Определимся с вами где у нас будут хвойные деревья.
*Движениями кисти слева направо создают изображение «неба» (гуашь на кисть надо брать много, чтобы цвет получался черным и не прозрачным).
5. Руководство выполнением задания
Воспитатель: - Небо мы нарисовали. А что будем рисовать теперь?
Дети: - Землю, укрытую снегом.
Воспитатель: - Снежные сугробы мы с вами нарисуем зубной пастой. А какого цвета снег?
Дети: - Белый.
Воспитатель: - А теперь посмотрите на зимние пейзажи. Да, снег белый, но может приобретать разные оттенки. На этой картине – желтоватый, здесь – голубоватый, а тут – чуть розовый. Как вы думаете, от чего зависит оттенок снега в зимнем пейзаже?
Дети: - От цвета неба.
6. Самостоятельная работа детей.
• Дугами и волнистыми линиями изображают снег.
7. Итог занятия
Воспитатель: - Сегодня мы нарисовали зимнее небо и землю, укрытую снегом. А что нового вы узнали?
Дети: ответы детей
Воспитатель: - Как вы думаете, наш рисунок уже можно назвать пейзажем? Что можно еще нарисовать на нашей зимней картинке.
Дети: - Не хватает изображений деревьев, кустов…
Воспитатель: - На следующем занятии мы закончим наш пейзаж.
Рисунки надо просушить, разгладить и подготовить к следующему занятию.
2 занятие
1. Вступительная беседа
Воспитатель: - На прошлом занятии мы начали рисовать зимний пейзаж в ночи. Фон у нас уже готов.
2. Постановка задачи.
Воспитатель: - А что же мы будем рисовать сегодня?
Дети: - Хвойные деревья, кусты, падающие снежинки, следы животных на снегу…
Нарисуем зимний лес :
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
3. Руководство выполнение задания
Воспитатель: - Ваша задача, продумать какие ели будут расти у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать большие ели или сосны, которые находятся далеко от нас, Поэтому изображать их надо выше и больше, потом близкие объекты, которые будут казаться намного меньше. В: Деревья в вашем лесу могут быть разными: ели.
Воспитатель: - Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики. На елке не забудьте изобразить зеленые иголки одноразовой вилкой.
4. Самостоятельная работа детей
5. Физкультминутка. Есть в лесу.
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки - елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках - птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.
6. Руководство выполнением задания.
Воспитатель: - Ребята,а теперь мы с вами нарисуем падающий снег и следы зверей. А как мы с вами будем рисовать?
Дети: - Ватными палочками и пальчиками наших рук.
7. Самостоятельная работа детей
8. Итог занятия
Воспитатель: - Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, то вы нарисовали:
Чародейкою-Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.