Ольга Владимировна Сердюкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание.
Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: музыкальный зал.
Формы организации: группа.
Задачи: Обобщить и закрепить знания детей о народных праздниках, закреплять умения детей работать с бумагой, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, создавать образ солнца, развивать творчество, воспитывать интерес к традициям русского народа.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Словарь новых слов: заклички, заигрыши, разгул, зять, теща, золовка
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, разучивание закличек.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Масленица», картины художников: Грузинский «Масленица», С. Кожин «Масленица. Проводы», В. Белых «Собор Александра Невского. Масленица», Л. Васильева «Масленица», В. Сыров «Ярмарка в Здемирово», И. Шурихина «Масленица», К. Маловский «Народные гуляния во время масленицы на Александровской площади в Петербурге», Кустодиев «Масленица», «Деревенская масленица», «Масленичные катания», магнитофон, баян, пособие «блинчик», заготовки для изготовления солнца (круги, полоски, клей, теннисные ракетки для игры.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Добрый день красны девицы да добры молодцы! Рада вас видеть в зале, какие вы нарядные, красивые да румяные. Я хочу прочитать вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и послушайте о каком празднике в нем идет речь:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Дети: о празднике Масленица. (слайд №1)
Воспитатель: Правильно, ребята! Масленица-это праздник, который отмечают на Руси с давних времен.
Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни. Но главное солнце-оно дает тепло и свет, а значит пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил.
На Масленицу провожают зиму, встречают весеннее солнышко. (слайд №2)
А что напоминает солнышко?
Дети: блины
Воспитатель: Конечно блин! Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее. Именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой!
Масленица всегда отмечали шумно, весёло с песнями и играми. Чтобы всё в будущем году было благополучно пели песенки-заклички. Давайте с вами споем заклички, которые вы знаете. (слайд №3)
Поем заклички:
***
Выходи, народ,
Становись у ворот
Весну закликать,
Зимушку провожать.
Весна, весна-красна,
Приди, весна, с радостью!
***
Приезжай к нам в гости, масленица,
На широкий двор —
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!
***
А мы Масленицу дожидали!
Сыром-маслом гору укладали!
Ой, ты, Масленица растянися
Да за белую березу зацепися!
А мы Масленицу дожидали?
***
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка дорогая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Воспитатель: Молодцы! Знаете, как праздник закликать. (слайд №4)
Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т. к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.
Давайте вспомним, как назывался каждый день масленицы?
Первый день - понедельник?
Дети: встреча. (слайд №5)
Воспитатель: правильно! К этому дню доставались горы, качели. Те, кто побогаче, начинали печь блины.
Вторник?
Дети: заигрыши. (слайд №6)
Воспитатель: С утра молодые люди приглашались покататься с гор. Поесть блинов.
Среда как называется?
Дети: лакомка.
Воспитатель: Правильно! (слайд №7)
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к тёще на блины!
В этот день зять приходил к тёще на блины. Разговаривали, пели песни, загадывали загадки.
Я тоже предлагаю отгадать загадку:
И с икрой и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -?
Дети: блины.
Воспитатель: а как называли четверг?
Дети: Широкий разгул. (слайд №8)
Воспитатель: Правильно ребята! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.
Народ предавался всевозможным потехам: катаниям по ледяным горам, на качелях, лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирам.
Игра «Напеки блины».
Молодцы много блинов напекли, повеселились.
А теперь давайте вспомним, как в народе называли пятницу.
Дети: тёщины вечёрки. (слайд №9)
Воспитатель: Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Ребята, а с чем вы любите кушать блины?
Дети: со сметаной, вареньем, сгущенным молоком, маслом.
Воспитатель: я вижу вы сладкоежки, послушайте загадку и попробуйте угадать, с чем же ещё можно кушать блины.
Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним сметана и варенье
И, конечно же, …? (икра)
Следующий день недели – суббота. Как же называли его?
Дети: золовкины посиделки (слайд №10).
Воспитатель: Правильно ребята.
Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок.
Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Давайте и мы с вами сделаем небольшие подарки своим родным.
Изготовление солнца
(на круг наклеиваются полоски в виде лучиков солнца и заклеиваются с изнаночной стороны кругом)
Воспитатель: И вот мы с вами подошли к последнему дню масленичной недели. Он был самый шумный и веселый. Устраивались народные гуляния, соревнования. А как называли этот день?
Дети: Прощеное воскресение. (слайд №11)
Воспитатель: А почему этому дню дали такое название?
Дети: потому что все просят друг у друга прощенья. (слайд №12)
Воспитатель: Правильно. А что еще происходит в этот день?
Дети: сжигают чучело, чтобы зима ушла, а весна быстрее наступила.
Воспитатель: молодцы, правильно. В воскресенье было принято просить прощения. В этот день говорили «Прости меня Христа ради!» и отвечали: «Бог простит, а я прощаю!».
(слайд №13) Вечером устраивали большой костёр и Масленицу сжигали на костре, вместе с остатками блинов и ненужными вещами, чтобы ускорить наступление весны.
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
(слайд №14)
Пышные гуляния
Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
(слайд №15)
Отшумела веселая масленичная неделя, и начинался Великий пост время воздержания и молитвы для всех православных и верующих людей.
А наше занятие подошло к концу.
Понравилось вам наше занятие? Что нового вы узнали? Что сможете рассказать своим родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам?