Лучший педагог года

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Масленица»

Ольга Владимировна Сердюкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : Познание.

Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Место проведения: музыкальный зал.

Формы организации: группа.

Задачи: Обобщить и закрепить знания детей о народных праздниках, закреплять умения детей работать с бумагой, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, создавать образ солнца, развивать творчество, воспитывать интерес к традициям русского народа.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Масленица“» размещена в разделах

Словарь новых слов: заклички, заигрыши, разгул, зять, теща, золовка

Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, разучивание закличек.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Масленица», картины художников: Грузинский «Масленица», С. Кожин «Масленица. Проводы», В. Белых «Собор Александра Невского. Масленица», Л. Васильева «Масленица», В. Сыров «Ярмарка в Здемирово», И. Шурихина «Масленица», К. Маловский «Народные гуляния во время масленицы на Александровской площади в Петербурге», Кустодиев «Масленица», «Деревенская масленица», «Масленичные катания», магнитофон, баян, пособие «блинчик», заготовки для изготовления солнца (круги, полоски, клей, теннисные ракетки для игры.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Добрый день красны девицы да добры молодцы! Рада вас видеть в зале, какие вы нарядные, красивые да румяные. Я хочу прочитать вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и послушайте о каком празднике в нем идет речь:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Дети: о празднике Масленица. (слайд №1)

Воспитатель: Правильно, ребята! Масленица-это праздник, который отмечают на Руси с давних времен.

Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни. Но главное солнце-оно дает тепло и свет, а значит пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил.

На Масленицу провожают зиму, встречают весеннее солнышко. (слайд №2)

А что напоминает солнышко?

Дети: блины

Воспитатель: Конечно блин! Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее. Именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой!

Масленица всегда отмечали шумно, весёло с песнями и играми. Чтобы всё в будущем году было благополучно пели песенки-заклички. Давайте с вами споем заклички, которые вы знаете. (слайд №3)

Поем заклички:

***

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна-красна,

Приди, весна, с радостью!

***

Приезжай к нам в гости, масленица,

На широкий двор —

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!

***

А мы Масленицу дожидали!

Сыром-маслом гору укладали!

Ой, ты, Масленица растянися

Да за белую березу зацепися!

А мы Масленицу дожидали?

***

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка дорогая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Воспитатель: Молодцы! Знаете, как праздник закликать. (слайд №4)

Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т. к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.

Давайте вспомним, как назывался каждый день масленицы?

Первый день - понедельник?

Дети: встреча. (слайд №5)

Воспитатель: правильно! К этому дню доставались горы, качели. Те, кто побогаче, начинали печь блины.

Вторник?

Дети: заигрыши. (слайд №6)

Воспитатель: С утра молодые люди приглашались покататься с гор. Поесть блинов.

Среда как называется?

Дети: лакомка.

Воспитатель: Правильно! (слайд №7)

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины -

Едем к тёще на блины!

В этот день зять приходил к тёще на блины. Разговаривали, пели песни, загадывали загадки.

Я тоже предлагаю отгадать загадку:

И с икрой и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки -?

Дети: блины.

Воспитатель: а как называли четверг?

Дети: Широкий разгул. (слайд №8)

Воспитатель: Правильно ребята! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

Народ предавался всевозможным потехам: катаниям по ледяным горам, на качелях, лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирам.

Игра «Напеки блины».

Молодцы много блинов напекли, повеселились.

А теперь давайте вспомним, как в народе называли пятницу.

Дети: тёщины вечёрки. (слайд №9)

Воспитатель: Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Ребята, а с чем вы любите кушать блины?

Дети: со сметаной, вареньем, сгущенным молоком, маслом.

Воспитатель: я вижу вы сладкоежки, послушайте загадку и попробуйте угадать, с чем же ещё можно кушать блины.

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним сметана и варенье

И, конечно же, …? (икра)

Следующий день недели – суббота. Как же называли его?

Дети: золовкины посиделки (слайд №10).

Воспитатель: Правильно ребята.

Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок.

Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Давайте и мы с вами сделаем небольшие подарки своим родным.

Изготовление солнца

(на круг наклеиваются полоски в виде лучиков солнца и заклеиваются с изнаночной стороны кругом)

Воспитатель: И вот мы с вами подошли к последнему дню масленичной недели. Он был самый шумный и веселый. Устраивались народные гуляния, соревнования. А как называли этот день?

Дети: Прощеное воскресение. (слайд №11)

Воспитатель: А почему этому дню дали такое название?

Дети: потому что все просят друг у друга прощенья. (слайд №12)

Воспитатель: Правильно. А что еще происходит в этот день?

Дети: сжигают чучело, чтобы зима ушла, а весна быстрее наступила.

Воспитатель: молодцы, правильно. В воскресенье было принято просить прощения. В этот день говорили «Прости меня Христа ради!» и отвечали: «Бог простит, а я прощаю!».

(слайд №13) Вечером устраивали большой костёр и Масленицу сжигали на костре, вместе с остатками блинов и ненужными вещами, чтобы ускорить наступление весны.

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

(слайд №14)

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

(слайд №15)

Отшумела веселая масленичная неделя, и начинался Великий пост время воздержания и молитвы для всех православных и верующих людей.

А наше занятие подошло к концу.

Понравилось вам наше занятие? Что нового вы узнали? Что сможете рассказать своим родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам?

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Масленица»
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 11:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Сердюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД