жанна садурская
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы «Путешествие по экологической тропе весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие по экологическая тропе весной"
(ознакомление детей с природой посредством познавательно- исследовательской деятельности)
Цель: ознакомление с особенностями природы в весеннее время посредством познавательно-исследовательской деятельности, формирование первичных экологических представлений у детей.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы „Путешествие по экологической тропе весной“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; показать объекты экологической тропы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы; познакомить с весенними первоцветами (объяснить, что первоцветы - редкие растения, занесены в Красную книгу; развивать эстетические чувства; формировать экологическое сознание детей; воспитывать бережное отношение к природе.)
Материал: объекты экологической тропы : берёза, клумба, кормушка для птиц, пень)
Предварительная работа с детьми: связь с другими видами деятельности : рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу в весеннее время года, наблюдения за птицами; заучивание наизусть стихотворения А. Прокофьева «Березка», Рассматривание деревьев, растущих на участке, беседы о насекомых; рисование, лепка, аппликация на тему «Весна-красна».
Воспитатель: сегодня мы пройдем по экологической тропе нашего детского сада.
Дети выходят на улицу.
Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна? (Ответы детей)
Скажите, какой месяц у нас за окошком?
Дети: Апрель.
(рассказ стихотворения Апрель)
Воспитатель: Апрель — это второй весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?
Дети: это март и май.
Воспитатель: есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них — Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? (Дети рассуждают). День становиться длиннее, а ночь короче, солнце светит ярче и согревает землю, тает снег, бегут ручьи, появляются первые проталины, звенит капель.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку, что это такое? Ночью растет, а днем плачет.
Дети: Сосулька.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним стихотворение про сосульки.
А все ли деревья меняют свой внешний вид с приходом весны? Какие деревья остаются зимой и летом одним цветом?
Дети: Ель, сосна.
Воспитатель: правильно, это хвойные деревья. У них на веточках вместо листочков растут… иголки. А теперь назовите лиственные деревья?
Дети: Дуб, береза, клен, тополь.
Воспитатель (обобщает ответы детей). Весной с каждым днём становится теплее, ярко светит солнце, весело щебечут птицы, на деревьях набухли почки, из которых вот-вот распустятся листочки, появилась зеленая травка.
Воспитатель: дети, скажите, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это береза. У березы белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам одну тайну — через эти черточки береза дышит, а называются они - «чечевички»!
Посмотрите, ребята, а около земли, внизу, какой ствол у березы? (Ответы детей.) Ствол внизу более темный, а кара шершавая. От ствола вверх тянутся толстые сучья. Тонкие веточки красиво склоняются к земле. А что есть на веточках? Почки на берёзе набухли, некоторые уже начали раскрываться. Скоро появятся маленькие клейкие зелененькие листочки. А ещё у берёзки на веточках есть длинные сережки. Ребята, подойдите поближе к дереву, чтоб лучше их рассмотреть. Словно девушка берёзка в серёжках.
Воспитатель. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена и разлетаются по ветру. Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что вы - маленькие семена березы. Подул ветер, и семена полетели в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо опустились на землю. (Дети приседают.)
Воспитатель: Березка - один из символов нашей страны России. Она украшает наши леса, города и сёла. Это очень красивое дерево.
Воспитатель: Ребята, березы очень любят солнышко. Они растут обычно в тех местах, где много солнечного света.
Воспитатель: смотрите, на берёзе вороны устроили своё гнездо. Вороны любят селиться рядом с людьми, вовсе нас не боятся. Высоко на берё зе им уютно: дождик не намочит, кот не заберётся в гнездо.
Птицы весной вьют гнёзда, используют для строительства гнезда веточки, сухие травинки, пёрышки. Когда гнездо будет готово, ворона-мама отложит туда яйца. Потом она будет высиживать птенцов, а папа-ворон будет добывать для неё пищу. Когда из яиц вылупятся птенчики, и папа, и мама будут добывать для них корм.
Чем они будут кормить своих птенцов? (комарами, мошками, червячками.) Гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Не будем мешать птицам и пойдем дальше.
Воспитатель: Экологическая тропинка повела нас дальше, к цветочной клумбе. Здесь должны быть цветы, но где же они? (Ответы детей.)
Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. Но уже показались из-под земли ростки многолетних цветов: тюльпаны, нарциссы, незабудки, ирисы, хризантемы. На клумбе рядом только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Ответы детей.) Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.
Воспитатель. Идем дальше по тропинке. Вот висит кормушка для птиц, а птиц нет. Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы детей.) Стало тепло, снег растаял, появились разные насекомые, травка. Птицы теперь сами могут найти себе пищу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей.)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Птицы питаются червячками, насекомыми, травкой.
Следующая остановка у пня.
Воспитатель.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
Воспитатель: здесь могут жить разные насекомые — муравьи, личинки бабочек, жуки и многие другие. Они зимой в пеньке квартировали, а с наступлением тёплых погожих дней выбрались наружу. А для жука-короеда и его личинок пень и стол, и дом. Они в пенёчке живут и древесиной питаются. Пройдёт года 3-4, и пень вовсе исчезнет, рассыплется трухой, станет частью почвы.
Дети рассматривают пень и насекомых (если таковые имеются).
Воспитатель: напоминаю правило: нельзя трогать насекомых руками, за ними нужно глазками наблюдать. Насекомые очень маленькие, у них хрупкие ножки, тельца, крылышки. Если будете их брать в руки, то можете нечаянно им что-нибудь повредить, сломать.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы сегодня совершили увлекательное путешествие по экологической тропе. В мае мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие в природе изменения произойдут.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернёмся в группу и вы нарисуйте картинки о том, что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии.
Итог: Воспитатель. Что понравилось, что было интересно? Чему научились сегодня? Что нового узнали? (Ответы детей.)