Елена Колесова
Конспект непосредственно организованной деятельности по рисованию для подготовительной к школе группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной деятельности по рисованию для подготовительной к школе группы.
Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек.
Цели:
Расширять представление о видах народного декоративного искусства.
Познакомить с филимоновской игрушкой.
Воспитывать интерес к искусству родного края.
Продолжать осваивать навыки кистевой росписи, регулируя ее положение и силу нажима кисти.
Задачи.
Публикация «Конспект непосредственно организованной деятельности по рисованию для подготовительной к школе группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.
Дать представления о характерных элементах декора и цветосочетаниях.
Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, елочек и солнышко.
Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета; формировать эстетический вкус.
Развитие мелкой моторики.
Пополнение пассивного и активного словаря.
Предварительная работа.
Знакомство детей с народной игрушкой. Игры – развлечения с народными игрушками.
Материалы, инструменты, оборудование.
Филимоновские игрушки.
Элементы филимоновской росписи.
Бумажные силуэты филимоновских игрушек.
Гуашь. Кисти беличьи №1,3. Баночки с водой, салфетки, палитра.
Ход занятия.
Дети входят в группу, рассаживаются полукругом в уголке живой природы.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой росписью. Но прежде вспомним ту, которую мы с вами уже знаем. Предлагаю поиграть. Я принесла чудесный мешочек. Сейчас из него буду доставать игрушки, расписанные разными мастерами, а вы должны угадать, какой росписью расписана та или иная вещь.
Дети играют с воспитателем.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо, что ничего не забыли. Итак, сегодня вы познакомитесь с народной филимоновской игрушкой. (Показывает филимоновские игрушки). Филимлновские игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. Деревня находится неподалеку от залежей хорошей глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. От него и пошло название игрушки. В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7 лет девочки начинали помогать лепить свистульки. В основном работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем изделия продавали на ярмарках и базарах.
Сюжеты филимоновских игрушек традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты, наездники на лошадях; животные – коровы, бараны лошадки, медведи; птицы – куры и петухи. Все филимоновские игрушки – свистульки даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц.
Давайте рассмотрим филимоновского петушка. Посмотрите внимательно на него, и вы увидите характерную особенность филимоновской росписи – цветные полосы и пятна. Сначала наводят желтые полоски, потом обводят их красным, затем только зеленым. Бывают и более сложные узоры: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. (Рассказ сопровождается показом элементов росписи).
Филимоновские игрушки трудно спутать с какими – либо другими. У всех игрушек длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.
Начиная с этого занятия мы с вами будем изучать сюжеты, мотивы и приемы филимоновской росписи. Перед тем как приступить к работе, мы чуть – чуть поиграем. Встаньте все на ковер в рассыпную.
Проводится физкультминутка. Дети двигаются в соответствии с текстом стихотворения, которое читает воспитатель.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать,
Раз – присесть, достать до пятки
И плечами покачать,
А затем, как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать,
На носок, потом на пятку
Физкультминутка – как зарядка!
Воспитатель. Хорошо! А теперь садимся на свои места. Ребята, перед вами лежат листы, на которых изображены элементы филимоновской росписи. В начале, мы разберем каждый узор и только потом, будем писать их. Посмотрите на узоры внимательно. Какие элементы филимоновской живописи можно выделить?
Дети. Полоски, елочки, звездочки, солнышко, ягодки, квадраты.
Воспитатель. Правильно. А какие цвета встречаются в филимоновской росписи?
Дети. Желтый, красный, зеленый.
Воспитатель. Молодцы. А сейчас мы с вами потренируемся. Возьмем кисти в руки. Итак, первый рисунок. Что на нем изображено?
Дети. Квадрат, полоски.
Воспитатель. Хорошо! А как изображены полоски?
Дети. Вертикально и горизонтально
Воспитатель. Правильно! Давайте попробуем в воздухе нарисовать эти полоски. Посмотрим другое изображение. Какой узор здесь изображен?
Дети. Елочка.
Воспитатель. Правильно! Изображаем в воздухе елочку. Старайтесь, чтобы расстояние между полосками было одинаковое. Взглянем на следующий узор, что он изображает?
Дети. Солнышко.
Далее воспитатель вместе с детьми разбирает каждый элемент с филимоновским узором и прописывает его в воздухе.
Воспитатель. Правильно! А теперь надеваем фартучки, берем кисти и приступаем к работе. Перед вами лежат силуэты филимоновских игрушек, приступаем к их росписи. Не забывайте о том, что мы пользуемся только тремя цветами: желтым, красным и зеленым. Краску нужно брать на кончик кисточки. Кисточку мы держим тремя пальчиками за металлическую обойму (капсюль). Представьте, что в руках у вас ручка. Расписываем игрушку аккуратно, не торопясь. Стараемся писать тоненько.
Дети выполняют задание. В случае необходимости воспитатель помогает, напоминает о композиционном построении узора в различных формах.
Воспитатель. Занятие наше подходит к концу, кто закончил работу, может убирать свое рабочее место.
Дети прибираются.
Воспитатель. Ребята подойдите все ко мне. Скажите, пожалуйста, с какой росписью мы сегодня познакомились?
Дети. С филимоновской росписью.
Воспитатель. Какие цвета используются в этой росписи?
Дети. Желтый, красный и зеленый.
Воспитатель. Какие предметы расписывают этой росписью?
Дети. Игрушки, свистульки.
Воспитатель. Хорошо! Молодцы! Я внимательно рассмотрела ваши работы и хочу сказать, что они мне очень понравились. Давайте оформим выставку «Филимоновские свистульки».
Воспитатель читает стихотворение.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей,
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Воспитатель. С поставленной задачей вы сегодня справились. Занятие окончено.
Список литературы.
1. Баранова Е. В., Савельева А. М. «От навыков к творчеству: обучение детей 2 – 7 лет технике рисования», Москва, «Москва - Синтез», 2010г.
2. Гербова В. В. «Занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада», Москва, «Москва - Синтез», 2012г.
3. Карачунская Т. Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», Творческий центр, Москва, 2009г.
4. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», Педагогическое общество России. Москва, 2005г.
5. Соломенникова О. А. «Радость творчества», Москва, «Москва - Синтез», 2010г.