Виктория Харитонова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну фольклора» в старшей группе
Программное содержание.
1. Закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества.
2. Познакомить с характерными чертами русского фольклора.
3. Развивать любознательность, речевые умения.
4. Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Оборудование: Задания для детей, сундучок.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Путешествие в страну фольклора“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Раздается стук в дверь, вносят сундучок.
Воспитатель (удивленно).
Дети, нам сундучок принесли. Посмотрите, какой красивый! Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он (воспитатель пытается его открыть, но не может). Наверное, он заколдован?
Ребята, чтобы открыть волшебный сундучок, нужно произнести «волшебные заклинания», но я забыла эти заклинания. Ребята, помогите мне.
Воспитатель. Дети, а какие «волшебные заклинания» вы знаете? ( Ответы детей: абракадабра; сим-сим, откройся; эники-беники; по щучьему велению, по моему хотению.)
Воспитатель. О, я тоже вспомнила волшебное заклинание: крэкс, пэкс, фэкс.
После этих слов сундучок открылся.
Воспитатель. Что же там в сундучке? А там лежит письмо. Давайте, прочитаем его и узнаем от кого оно? (Читает письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю что вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора. Я приготовила для вас задания. Ваша Бабушка - Любавушка».
Очень странное послание. Что такое «фольклор»? ( Ответы детей: потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, игры, хороводы, сказки, дразнилки.)
Воспитатель.
А кто их сочинял? (Ответы детей.)
Дети. Народ!
Воспитатель. Ребята, вокруг повернитесь и в стране фольклора окажитесь. Вот мы и в стране фольклора. Сейчас мы сделали первую остановку в городе «Угадай-ка». Ой, ребята, смотрите, кто это?
Дети. (Знайка)
Воспитатель. Правильно это ЗНАЙКА.
А знаете, что Знайка любит больше всего? Он любит загадывать загадки и мы должны их отгадать.
Знайка. Ребята готовы отгадывать мои трудные загадки?
Дети. Да.
Знайка.
1) Стоит жилище
Деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
Это русская… (изба)
– Молодцы правильно. А теперь представим что мы зашли в избу и увидели…
2) Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
3) Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
4) Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
5) Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
6) Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
7) Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
Ребята, Вы все загадки отгадали. Молодцы!
Воспитатель. Давайте попрощаемся со Знайкой. (прощаются)
Воспитатель (читает письмо).«Следующая остановка город «Поговорок и пословиц».
Ой, здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
1. Терпение и труд… (всё перетрут)
2. Была бы охота … (заладится любая работа)
3. Как аукнется, так… (и откликнется)
4. Что посеешь… (то и пожнешь)
5. Все хорошо, что хорошо… (кончается)
6. Делу время… (потехе час)
7. Кончил дело… (гуляй смело).
В русской избе всё крутилось вокруг печки. Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали. Какие вы поговорки и пословицы знаете?
1. Печь нам мать родная!
2. Без печи хата не хата
3. Добрая то речь, что в избе есть печь.
Воспитатель. Хорошую игру нам предложила Бабушка- Любавушка. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы. Продолжаем путешествие.
Воспитатель (читает письмо). «Следующая остановка «город песен, потешек и народных игр». Бабушка- Любавушка предлагает вам почитать потешки и поиграть в народные игры.
Ладушки, ладушки.
Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)
Кашу поели.
Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)
На головку сели,
Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)
Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)
Воспитатель. Ой, засиделись мы с вами, пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете? ( Ответы детей: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».)
Воспитатель. Поиграем мы с вами в игру которая называется «Семь сыновей». Дети сопровождают слова воспитателя соответствующими движениями.
Воспитатель.
У Варвары, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей {показывает брови}.
Вот с такими глазами {показывает большие глаза},
Вот с такими ушами {показывает огромные уши},
Вот с такой головой {показывает большую голову},
Вот с такой бородой {показывает длинную бороду}.
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели,
Делали вот так { Воспитатель. показывает любое движение, дети повторяют}.
Игра повторяется по желанию детей, теперь они показывают движения.
/После игры садятся/
Воспитатель (читает письмо) :«Продолжаем путешествие и следующая остановка в городе «Скороговорки». Какие вы знаете скороговорки? Проговорите их».
1. Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
2. Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет,
3. Кукушка кукушонку купила капюшон.
В капюшоне кукушонок смешон.
4. Белые барабаны били в барабаны.
5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение.
Воспитатель.
Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Воспитатель (читает письмо) : «Продолжаем путешествие. Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). Следующая остановка «Страна сказок». И задание для вас приготовила Бабушка-Любавушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки».
1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь».)
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята.)
3. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой».)
4. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. («Красная шапочка».)
5. Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло.)
6. Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок, расчудесный… («Теремок».)
7. Носик круглый, пятачком.
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
8. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)
Воспитатель. Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.
Проводится физкультминутка «Бабушка Яга».
В темном лесе есть избушка,
Встала задом наперед.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Дети водят хоровод сначала спиной к центру круга, потом лицом.
Нос крючком, глаза в полоску
И, как уголь, все горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят!
Ух, сердитая какая!
Дети показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам. Резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся.
И поломана нога,
Не простая – костяная…
Вот вам Бабушка Яга!
Дети прыгают на одной ноге. Прихрамывают, топают, разводят руки в стороны.
Воспитатель. Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу.
В группу входит бабушка - Любавушка.
Бабушка - Любавушка. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече. Вы отлично справились с моими заданиями.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель и дети благодарят Бабушка - Любавушка и прощаются.