Юлия Ромах
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «На приеме у Айболита»
▼ Скачать + Заказать документы
На приеме у Айболита
Цель: формирование представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений.
• Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
• Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.
• Развивать разговорную речь, внимание, память.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „На приеме у Айболита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др., картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.
Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня у нас интереснейшее занятие. Сегодня мы отправимся. К кому вы узнаете, отгадав загадку. Кто из сказочных героев лечил африканских зверей (Айболит.)
– Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар.) Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? Наше занятие так и называется “На приёме у Айболита”
Основная часть (содержательно-деятельностный этап).
Воспитатель. Кто приходил к нему лечиться? Что случилось с больными? Кого лечил Айболит?
Конкурс “Кого лечил Айболит в Африке?”
(Выдаются карточки с изображением различных животных. Необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.)
Живут: шакал, слон, жираф, бегемот, обезьяна, страус, тигр, крокодил, зебра, черепаха, носорог, акула.
Не живут: волк, медведь, корова, лиса, заяц, рысь, кабан, бобёр, енот, белка, морж, тюлень.
Воспитатель. Где лечил доктор зверей? Чем лечил доктор Айболит?
– Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?
Дети: Нет. В лесу растут лекарственные растения.
Воспитатель. Какие вы знаете лекарственные растения?
– Послушайте стихотворение Лукши.
“Зелёная больница”.
Бедный ёж попал под дождь,
Простудился бедный ёж.
Умный дятел поспешил.
Трубкой выслушал ежа:
– У тебя я слышу хрипы.
Выпей-ка отвара липы.
Утка крякнула с порога:
– Простудилась я немного.
– Я минутку каждую кашляю и кашляю.
Дятел книгу полистал, дятел книгу прочитал,
Подчеркнул две строчки:
“Сосновые почки”.
– Не лекарство, просто чудо –
в миг пройдёт твоя простуда.
Воспитатель. Какими отварами можно лечиться от простуды? (Ответы детей.)
– С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества – фитонциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечным врагам удаётся проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход своё оружие – вредные отравляющие вещества. Отсюда и краснеет ранка, припухает, в ней появляется гной. Что нужно сделать, если порезали палец? (Смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом.) А что делать, если вы порезались или укололись, гуляя в лесу или на лугу? Ответ вам даст стихотворение Лукши “Зелёная больница”.
“Зелёная больница”.
Под землёю роя ход,
Как-то лапу ранил крот.
Дятла просит: “Помоги!
Вдруг останусь без ноги”.
Лапу вылечить не сложно,
Вот совет от всей души:
К свежей ране осторожно
Подорожник приложи.
Воспитатель. Какое растение убьёт микробы и залечит рану?
Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И ещё много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. А сейчас попробуйте отгадать загадки об этих растениях.
Загадки.
1. Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (Крапива.)
Воспитатель. Чем полезна крапива?
Дети: В ней содержаться витамины, для лечения волос.
2. Белые платьица
Жёлтые брошки
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашка.)
Воспитатель. Когда можно использовать ромашку?
Дети: Можно использовать при простуде.
3. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник.)
Дети: Подорожник прикладывают к ранам.
Воспитатель. А какие ещё вы знаете лекарственные травы?
Дети: Мать-и-мачеха – от кашля, брусника, шиповник, тысячелистник.
Воспитатель. Ребята, как и когда нужно собирать лекарственные травы.
Дети: В сухую погоду. Нельзя собирать растения в близи дорог. Лекарственные растения сушат и готовят из них отвары.
Конкурс “Вылечи животное”.
За правильный ответ на вопрос – шишка.
I. Медведь простудился и просит вас помочь, чем лечиться.
1. Летом рад я свежей
Ягоде медвежей.
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)
2. Ярко-желтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать. (Мать-и-мачеха.)
II. Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?
1. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки.
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)
2. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)
3. У волка болит живот.
Горькая травка – и животу поправка.
И сама душиста и метет все чисто. (Полынь.)
IV. С какой травой нужно пить чай, чтобы не болеть?
1. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши,
Человека – добрым чаем,
Пчел – нектаром от души. (Иван-чай.)
2. Травка та растет на склонах
И на холмах зеленых.
Запах крепок и душист.
А её зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, угадай? (Душица.)
Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.
Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес. как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.
Воспитатель. Вот какую пользу приносит лес. Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.
Воспитатель. Какие деревья лечат?
С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами.
Большую пользу долгие годы приносит людям сосна. Я расскажу вам о событиях, которые произошли приблизительно 300 лет назад. Моряки на корабле, который пришёл в Канаду, начали по очереди болеть цингой: у них начали выпадать зубы, волосы – и много людей умерло от этой болезни. В живых остались только те, кто послушался советов индейцев и начал пить настой сосновой хвои. Много лет прошло, пока открыли секрет соснового настоя. Оказалось, что он содержит много витамина С, необходимого организма человека. А ещё сосна очищает воздух от микробов. Поэтому в сосновом лесу так легко дышится.
Листьями дуба питается шелкопряд, который изготавливает натуральный щёлк. Желудями питаются звери, из них делают полезный кофе. Используют дуб и в народной медицине. Из его желудей делают настой, который лечит грыжу, ожоги и другие болезни.
– Какое дерево считают символом нашей Родины? Что это за дерево, догадайтесь? Берёза славится своим вкусным соком, который берут ранней весной. Берёза дарит людям многое. Применяют берёзу и в народной медицине против опухолей. Из неё делают дёготь для аптек.
А сейчас расскажу вам ещё про одно дерево – рябину. Мы часто с ней встречаемся. Она всегда на глазах: тонкая, стройная. Народ приметил: “Хорошо рябина цветёт – будет хороший лён”, “Много рябины на деревьях – будет мокрая осень”.
Рябина имеет плодики-яблоки, которые мы называем ягодами. Рябина – лакомство для птиц и зверей. Из рябины делают вкусную пастилу, варят варенье и компоты. Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из её плодов (ведущий показывает бусы).
Используют рябину и в народной медицине: она останавливает кровь, в ней много витаминов. Недалеко от рябины растёт и вот это дерево. Отгадайте
Загадка.
Ничто не летело,
Ничто не испугало,
А вся затряслась,
А вся задрожала.
Дети (хором). Осина!
Воспитатель. Правильно, это осина. Осина – это дерево-обед, любимый корм многих животных. Кору осинок любят зайчишки. Любят кору и молодые ветки осины лесные великаны – лоси. Зимой осина очень выручает зверей.
Воспитатель. Грибы и ягоды являются не только продуктами питания для зверей, но и лекарством.
Игра “Угадай по описанью”.
На каждом столе лежат одинаковые комплекты с изображением грибов и ягод. Нужно узнать по описанию и показать картинку.
Задания:
1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб свое название. Как называется гриб? (Белый гриб.)
2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. Как называется ягода? (Голубика.)
3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как называется (Земляника.)
4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр. Как называется растение? (Костяника.)
5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята.)
6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор.)
7. Живут эти гриб на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. Как называются эти грибы? (Опята.)
8. У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки.)
9. Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква.)
10. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод, только они маленькие и сцеплены вместе. Как называется эта ягода (Малина.)
Воспитатель. Назовите съедобные и несъедобные грибы (дети отвечают).
Физкультминутка. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.
"Восходит солнышко" – делаем круг руками.
"Падают капельки дождя" – постучать ладошкой или пальчиками об пол.
"Шум ветерка" – вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.
"Под порывами ветра качаются сосны" – покачивание руками над головой.
"Распустился цветок" – раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.
"Пролетает птица" – помахать руками.
"Дышим свежим воздухом" – глубоко вдохнуть.
Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!
Воспитатель. Ну, как вам, дети, понравилось в лесу на приёме у доктора Айболита?
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Дети:Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
Там. где лес, всегда свежий воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Воспитатель. А как нужно вести себя в лесу?
Дети:
• Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать.
• Деревья не ломать.
• Не оставлять мусор в лесу или закопать в яму.
• Не разорять гнезда и муравейники.
• Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем.
• Не разжигать костры, беречь лес от огня.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу, и никогда не причиняйте вред природе.
(Дети читают стихи.)
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это – называется природа.
Давайте же её всегда беречь!
2. Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
3. Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
4. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, –
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
5. Шишки, орехи, желуди, корешки растений.
Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем относиться, как друзья!
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель. Что помогает бороться с болезнями и микробами в лесу, если нет ни таблеток, ни пилюль, ни бинта? С какими растениями-врачами мы сегодня познакомились?