Получи документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «На приеме у Айболита»

Юлия Ромах
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «На приеме у Айболита»
▼ Скачать + Заказать документы

На приеме у Айболита

Цель: формирование представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных.

Задачи:

• Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений.

• Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

• Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.

• Развивать разговорную речь, внимание, память.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „На приеме у Айболита“» размещена в разделах

Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др., картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня у нас интереснейшее занятие. Сегодня мы отправимся. К кому вы узнаете, отгадав загадку. Кто из сказочных героев лечил африканских зверей (Айболит.)

– Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар.) Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? Наше занятие так и называется “На приёме у Айболита”

Основная часть (содержательно-деятельностный этап).

Воспитатель. Кто приходил к нему лечиться? Что случилось с больными? Кого лечил Айболит?

Конкурс “Кого лечил Айболит в Африке?”

(Выдаются карточки с изображением различных животных. Необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.)

Живут: шакал, слон, жираф, бегемот, обезьяна, страус, тигр, крокодил, зебра, черепаха, носорог, акула.

Не живут: волк, медведь, корова, лиса, заяц, рысь, кабан, бобёр, енот, белка, морж, тюлень.

Воспитатель. Где лечил доктор зверей? Чем лечил доктор Айболит?

– Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?

Дети: Нет. В лесу растут лекарственные растения.

Воспитатель. Какие вы знаете лекарственные растения?

– Послушайте стихотворение Лукши.

“Зелёная больница”.

Бедный ёж попал под дождь,

Простудился бедный ёж.

Умный дятел поспешил.

Трубкой выслушал ежа:

– У тебя я слышу хрипы.

Выпей-ка отвара липы.

Утка крякнула с порога:

– Простудилась я немного.

– Я минутку каждую кашляю и кашляю.

Дятел книгу полистал, дятел книгу прочитал,

Подчеркнул две строчки:

“Сосновые почки”.

– Не лекарство, просто чудо –

в миг пройдёт твоя простуда.

Воспитатель. Какими отварами можно лечиться от простуды? (Ответы детей.)

– С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества – фитонциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечным врагам удаётся проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход своё оружие – вредные отравляющие вещества. Отсюда и краснеет ранка, припухает, в ней появляется гной. Что нужно сделать, если порезали палец? (Смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом.) А что делать, если вы порезались или укололись, гуляя в лесу или на лугу? Ответ вам даст стихотворение Лукши “Зелёная больница”.

“Зелёная больница”.

Под землёю роя ход,

Как-то лапу ранил крот.

Дятла просит: “Помоги!

Вдруг останусь без ноги”.

Лапу вылечить не сложно,

Вот совет от всей души:

К свежей ране осторожно

Подорожник приложи.

Воспитатель. Какое растение убьёт микробы и залечит рану?

Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И ещё много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. А сейчас попробуйте отгадать загадки об этих растениях.

Загадки.

1. Ах, не трогайте меня

Обожгу и без огня. (Крапива.)

Воспитатель. Чем полезна крапива?

Дети: В ней содержаться витамины, для лечения волос.

2. Белые платьица

Жёлтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке. (Ромашка.)

Воспитатель. Когда можно использовать ромашку?

Дети: Можно использовать при простуде.

3. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог

Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник.)

Дети: Подорожник прикладывают к ранам.

Воспитатель. А какие ещё вы знаете лекарственные травы?

Дети: Мать-и-мачеха – от кашля, брусника, шиповник, тысячелистник.

Воспитатель. Ребята, как и когда нужно собирать лекарственные травы.

Дети: В сухую погоду. Нельзя собирать растения в близи дорог. Лекарственные растения сушат и готовят из них отвары.

Конкурс “Вылечи животное”.

За правильный ответ на вопрос – шишка.

I. Медведь простудился и просит вас помочь, чем лечиться.

1. Летом рад я свежей

Ягоде медвежей.

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (Малина.)

2. Ярко-желтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать. (Мать-и-мачеха.)

II. Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?

1. Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки.

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

2. Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)

3. У волка болит живот.

Горькая травка – и животу поправка.

И сама душиста и метет все чисто. (Полынь.)

IV. С какой травой нужно пить чай, чтобы не болеть?

1. Что за травка угощает

На лугах в лесной глуши,

Человека – добрым чаем,

Пчел – нектаром от души. (Иван-чай.)

2. Травка та растет на склонах

И на холмах зеленых.

Запах крепок и душист.

А её зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, угадай? (Душица.)

Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

Лесом можем мы гордиться,

Лес – зелёная больница.

Воздух там – сплошной озон.

Все болезни лечит он.

Лес. как сказочное царство:

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

В каждой ветке –

И лекарство, и таблетки.

Воспитатель. Вот какую пользу приносит лес. Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.

Воспитатель. Какие деревья лечат?

С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами.

Большую пользу долгие годы приносит людям сосна. Я расскажу вам о событиях, которые произошли приблизительно 300 лет назад. Моряки на корабле, который пришёл в Канаду, начали по очереди болеть цингой: у них начали выпадать зубы, волосы – и много людей умерло от этой болезни. В живых остались только те, кто послушался советов индейцев и начал пить настой сосновой хвои. Много лет прошло, пока открыли секрет соснового настоя. Оказалось, что он содержит много витамина С, необходимого организма человека. А ещё сосна очищает воздух от микробов. Поэтому в сосновом лесу так легко дышится.

Листьями дуба питается шелкопряд, который изготавливает натуральный щёлк. Желудями питаются звери, из них делают полезный кофе. Используют дуб и в народной медицине. Из его желудей делают настой, который лечит грыжу, ожоги и другие болезни.

– Какое дерево считают символом нашей Родины? Что это за дерево, догадайтесь? Берёза славится своим вкусным соком, который берут ранней весной. Берёза дарит людям многое. Применяют берёзу и в народной медицине против опухолей. Из неё делают дёготь для аптек.

А сейчас расскажу вам ещё про одно дерево – рябину. Мы часто с ней встречаемся. Она всегда на глазах: тонкая, стройная. Народ приметил: “Хорошо рябина цветёт – будет хороший лён”, “Много рябины на деревьях – будет мокрая осень”.

Рябина имеет плодики-яблоки, которые мы называем ягодами. Рябина – лакомство для птиц и зверей. Из рябины делают вкусную пастилу, варят варенье и компоты. Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из её плодов (ведущий показывает бусы).

Используют рябину и в народной медицине: она останавливает кровь, в ней много витаминов. Недалеко от рябины растёт и вот это дерево. Отгадайте

Загадка.

Ничто не летело,

Ничто не испугало,

А вся затряслась,

А вся задрожала.

Дети (хором). Осина!

Воспитатель. Правильно, это осина. Осина – это дерево-обед, любимый корм многих животных. Кору осинок любят зайчишки. Любят кору и молодые ветки осины лесные великаны – лоси. Зимой осина очень выручает зверей.

Воспитатель. Грибы и ягоды являются не только продуктами питания для зверей, но и лекарством.

Игра “Угадай по описанью”.

На каждом столе лежат одинаковые комплекты с изображением грибов и ягод. Нужно узнать по описанию и показать картинку.

Задания:

1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб свое название. Как называется гриб? (Белый гриб.)

2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. Как называется ягода? (Голубика.)

3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как называется (Земляника.)

4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр. Как называется растение? (Костяника.)

5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята.)

6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор.)

7. Живут эти гриб на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. Как называются эти грибы? (Опята.)

8. У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки.)

9. Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква.)

10. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод, только они маленькие и сцеплены вместе. Как называется эта ягода (Малина.)

Воспитатель. Назовите съедобные и несъедобные грибы (дети отвечают).

Физкультминутка. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.

"Восходит солнышко" – делаем круг руками.

"Падают капельки дождя" – постучать ладошкой или пальчиками об пол.

"Шум ветерка" – вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.

"Под порывами ветра качаются сосны" – покачивание руками над головой.

"Распустился цветок" – раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.

"Пролетает птица" – помахать руками.

"Дышим свежим воздухом" – глубоко вдохнуть.

Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!

Воспитатель. Ну, как вам, дети, понравилось в лесу на приёме у доктора Айболита?

Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Дети:Лес – это наше богатство.

Лес – это зеленый наряд нашей земли.

Там. где лес, всегда свежий воздух.

Лес – это дом для птиц и зверей.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Воспитатель. А как нужно вести себя в лесу?

Дети:

• Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать.

• Деревья не ломать.

• Не оставлять мусор в лесу или закопать в яму.

• Не разорять гнезда и муравейники.

• Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем.

• Не разжигать костры, беречь лес от огня.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу, и никогда не причиняйте вред природе.

(Дети читают стихи.)

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это – называется природа.

Давайте же её всегда беречь!

2. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, ландыш, зверобой.

3. Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

4. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, –

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются птицы, охраняются звери,

Охраняются даже цветы.

5. Шишки, орехи, желуди, корешки растений.

Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем относиться, как друзья!

Заключительная часть (рефлексивный этап).

Воспитатель. Что помогает бороться с болезнями и микробами в лесу, если нет ни таблеток, ни пилюль, ни бинта? С какими растениями-врачами мы сегодня познакомились?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - Развивать слуховую и зрительную память,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку «Морозко» Программные задачи. Образовательные: •Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках. •Конкретизировать представления о зиме:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Осенний урожай»Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Осенний урожай» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Осенний урожай»Образовательная область: «Художественно - эстетическое.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие по сказке» Тема: «Путешествие по сказке». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «На приеме у Айболита»
Опубликовано: 27 мая 2024 в 13:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «На приеме у Айболита»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ромах (УИ 1638449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД