Татьяна Говорова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Путешествие спасателей — юных друзей природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: учить детей устанавливать зависимость окраски животных от среды обитания; уточнять знания детей о животном мире. Систематизировать представления многообразии диких животных, их связи с окружающим миром; о объектах живой и неживой природы; способствовать формированию основ естественно - научных представлений путем включения детей в экспериментальную деятельность; развитии инициативности, эмоциональной отзывчивости к окружающей деятельности; закреплять правила поведения в природе; формировать привычку к безопасному поведению; развивать познавательную активность, основы логического мышления, наблюдательность, связную речь, коммуникативные навыки; воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе „Путешествие спасателей — юных друзей природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Методы и приемы: словесные – использование художественного слова, беседа, вопросы (встречные, поисковые, указания; наглядные – наблюдение, демонстрация, иллюстрации; практические – моделирование, экспериментирование; игровые – игровая мотивация, дидактические игры; приемы Амонашвилли – доказательная форма ответа, использование разного положения на занятиях, материализация результатов деятельности, награждение.
Оборудование: телеграмма, корабль, построенный с использованием крупного «Строителя», модель «Ромашка» (признаки «живой» природы, черный ящик, цветок с 5 лепестками (с цифрами на лепестках от 1 до 5, картины – иллюстрации «Времена года», 2 мольберта, экологические знаки: «Правила поведения в природе», набор фигурок животных (хищники, травоядные, всеядные, 2 стола (зеленые «островки», карточки со значками: [] O + =, музыкальное сопровождение: шум «моря»
Раздаточный материал (модели бабочек, выполненные в технике «Оригами»).
Ход:
Ребята, в адрес нашего детского сада пришла телеграмма: «Помогите. Я очень жду вашей помощи». Природа.
Как вы думаете, кто может помочь природе? (ответы детей)
Как мы можем помочь?
А вы хотите стать спасателями?
Какими качествами должен обладать спасатель?
Мы с вами уже не впервые отправляемся в путешествие, были уже спасателями.
Девиз спасателей :
Кто умеет добрым быть,
Сможет природу беречь и любить!
Предлагаю отправиться в путешествие на корабле (дети садятся на корабль – слышится шум волн, моря – фонограмма).
Ой, смотрите, из волны выплывает какой-то предмет.
Что это такое? (черный ящик).
Что в нем? (Давайте посмотрим)
Это цветок с запиской: «Эти лепестки цветка расскажут вам о нашей проблеме, укажут дорогу в пути» - Природа.
Сколько у цветка лепестков? (5)
Как вы догадались? ( цифры на лепестке по порядку: от 1 до 5).
Правильно, и цифры на лепестках укажут последовательность выполнения заданий:
Итак, сорвем 1-й лепесток. Задание – Помогите узнать о живой и неживой природе.
Я предлагаю поиграть в игру «Живое – неживое».
ВНИМАНИЕ: Я назову слово, которое обозначает объект живой или неживой природы, а вы назовете, к какой группе оно относится, доказав, это. Вспомните признаки живой природы :
1. цветок
2. камень
3. огурец
4. солнце
5. лиса
Вы молодцы, много знаете о природе. Я вами очень порадовалась.
Давайте выйдем на берег.
Срываем следующий лепесток.
Какая на нем цифра (2)
Задание: - Вы отправились в лес. Расскажите: Какое сейчас время года?
Какой месяц весны?
Назовите времена года по порядку, начиная с весны.
Какие предметы весны уже успели увидеть в природе? Кто наблюдательный (называют предметы весны)
Что находится перед вами? (это карточки «Времена года»).
Среди них найдите карточку с изображением весны, докажите это, назвав приметы этого времени года (ответы детей).
Почему же в природе произошли все эти изменения?
Вы очень наблюдательны, настоящие знатоки природы.
Пора отправляться дальше.
Сорвем следующий лепесток. С какой цифрой? (3).
Задание: Оглянитесь вокруг! Вы пришли в лес. В лесу вы увидите знаки.
Расскажите об этих знаках, что они обозначают, как в природе соблюдают. Какие это знаки? (Правила поведения в природе, как мы должны вести себя, чего нельзя делать).
Я думаю, что мы, как настоящие друзья природы всегда будем помнить о том, что мы в нашей природе всего лишь только гости!
Куда же нас приведет следующий лепесток. Какая на нем цифра? (4).
Мы с вами на берегу реки. Перед нами – льдина.
Кого вы на ней видите?
Как вы думаете, как животные попали на льдину? Какую ошибку сделали?
Вспомните, какие это животные? (дикие)
Каких животных называют дикими?
В каких условиях в природе их можно увидеть? Где они живут?
Посмотрите на этих лесных жителей. На какие две группы можно разделить диких животных по – способу питания? (хищники, травоядные)
Давайте уточним, чем питаются хищники?
Чем питаются травоядные?
Чтобы спасти этих животных, я предлагаю разделиться на две группы.
1 команда – спасает хищников : знак – «хищники»
2 команда – спасает травоядных : знак – «травоядные»
Я вызываю эксперта от каждой команды – проверьте выполнение задания.
Проверьте правильность выполнения.
Каких животных вы спасали? Назовите их.
Какие животные остались? К какой группе их отнесете?
Правильно, такие животные относятся одновременно и к хищникам, и к травоядным. И называются – всеядными.
Вы молодцы, добрые, храбрые спасатели! Спасли животных от гибели. Погладьте себя по головке. Вы – замечательные дети: отзывчивые и добрые.
Сколько лепестков осталось у цветка? (последний - 1). Давайте его сорвем.
Задание: Вы отправляетесь на поляну.
Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. Кто это? (бабочка).
Представьте, как бабочки легко летают.
Разминка-
Кружатся в воздухе
Вьются, порхают,
Крылья у бабочки быстро мелькают.
Как легко вы порхаете, как бабочки!
Ребята, давайте сядем на полянку. Открываем лепесток: слушайте задание.
Помогите бабочке защититься от ее врагов при помощи окраски!
Кто такая бабочка?
Какие у нее враги?
Что помогает бабочке защищаться?
Как вы думаете, для чего бабочке нужны такие красивые краски на крылышках? (радуют, восхищают)
Правильно, многие из вас считают и уверены в том, что красота в природе нужна, чтобы радовать нас.
Посмотрите на бабочку внимательно.
Какие крылышки у бабочки сверху?
Какие крылышки у бабочки снизу (однотонные, коричневые, невзрачные)
Представьте, что это не кусочек картона, а кусочек коры дерева.
Давайте посадим бабочку на кору. Заметна ли бабочка на дереве?
Как бабочку спрятать? (сложить коричневые крылышки)
Как должна вести себя бабочка, чтобы быть незаметной: сидеть
неподвижно, или двигаться?
Как ее быстрее заметят?
Вспомните, как вы играете в прятки: кого быстрее найдут, кто спрятался и сидит неподвижно, или кто двигался?
Как же бабочка спряталась? (села неподвижно, сложив крылья, крылышки такого же цвета как дерево).
Закройте глазки, а затем быстро их раскройте. Что вы заметили? (изменились краски, очень яркие)
Вот так и в природе, бабочка иногда ведет себя так, когда увидит птицу.
Как вы думаете, что она делает? (резко раскрывает крылья, птица приходит в замешательство).
Сколько же раз бабочка спряталась от птицы? (2 раза)
Как она это сделала? (в 1 раз – незаметной окраской, сидела неподвижно; во 2 раз – резко раскрыла крылышки, птица испугалась).
Что же увидела птица и мы на всех крыльях у бабочки? (кружочки)
Так бабочка защищалась: став незаметной и пугая. Пугая - животные предупреждают: не трогайте меня. В природе все происходит не случайно, а по законам и правилам.
Однажды ученые провели эксперимент: нарисовали на бумаге знаки: [] O + =, показали птицам. Но птицы испугались только кругов. Так что не случайно бабочки выбрали на крыльях узоры в виде кругов! Об этом позаботилась природа – матушка.
Вы молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями.
Вот и закончилось наше путешествие в природе.
Кем вы сегодня были?
Что нам помогло в пути? (доброта, рука товарища, знания)
И взявшись за руки, делая добрые поступки, мы сумеем сохранить природу в красоте.
Вы все меня порадовали, все были настоящими спасателями : чуткими, смелыми, добрыми.
Молодцы, давайте себе поаплодируем!