Николаева Ольга Васильевна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция с другими образовательными областями
«Коммуникация», Физическая культура», «здоровье», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка»
Виды деятельности
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Задачи:
• Дать детям представление о важности права на имя, на семью, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
• Обогащать социальное представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
• Расширить и уточнить понятия семья, члены семьи.
• Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к членам семьи, к взрослым и сверстникам.
• Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
• Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов.
• Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества предметов, действия обследования, понимать значения слов форма, размер, цвет, материал.
• Формировать умение соотносить признаки предметов с освоенными эталонами (ствол прямоугольный, коричневый, крыша треугольная, деревья бумажные).
• Развивать любознательность, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
• Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопрос, отвечать на вопрос.
• Развивать мелкую моторику, внимание, наблюдательность.
• Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Материалы и оборудование
Фотография маленькой девочки из личного архива воспитателя; неглубокая коробочка, «волшебный мешочек», карточки с именами детей, зеркала, мячик, ладошки вырезанные из бумаги зеленого цвета, фломастеры, клей, плакат с приклеенными бумажными домами разных цветов форм и размеров, игрушка «сердце», музыкальное сопровождение.
Ход занимательного дела
Воспитатель. Ребята, я хочу кое-чем поделиться с вами. Вчера я перебирала фотографии и нашла вот эту. (Показывает детям фотографию, на которой воспитатель, в возрасте 4-5 лет). Посмотрите, кто это на фотографии? Это – маленькая девочка, такая же по возрасту, как и вы. У девочки есть имя. Хотите знать какое? Имя девочки – Оля. Догадались? Правильно, это я – Оля.
Оля- это мое имя. Я возьму свое имя и положу его в коробку. (кладет карточку со своими именем в коробку). У вас тоже есть свои имена. И вы назовите свои имена. (Дети по очереди называют имена, воспитатель дает им карточки с соответствующими именами.) А теперь положите их вместе с моим, чтобы ему не было одиноко. (кладут карточки в коробку)
Когда я была маленькая (показывает фотографию, меня называли ласково Оленька, Олечка, Олюшка. Я тоже положу ласковое имя в коробку. А вас как ласково называют (ответы детей)
Воспитатель Положите ласковые имена в коробку. (Дети выполняют) Но вот налетел сильный ветер. ( Показывает: вдох носом, выдох через рот, не надувая щек). Покажите, какой ветер. (Дети дуют. Воспитатель следит за правильным выполнением. Берет коробку, пока дети дуют, взмахивает, карточки разлетаются.) Наши имена разлетелись. Как мы теперь будем без имен? Что делать? (Дети предлагают варианты) Да, давайте соберем имена. (Дети поднимают по одной карточке). Ребята, покажите мне, какие вы собрали имена. (Дети по очереди показывают карточки, воспитатель читает вслух написанные имена). Родя, Ариша, Симочка и т. д. Это мальчик или девочка? (Ответы детей) А как вы догадались? (Ответы детей). Правильно, мальчики и девочки имеют отличия. А мы сейчас это проверим! Возьмитесь за руки и сделайте круг, поиграем.
Игра «Чем отличаемся, чем похожи»
Дети встают в руг, воспитатель бросает мяч по очереди детям, задает вопросы. Ребенок отвечает и возвращает мяч.
Кто среди нас с хвостиками?
Кто самый высокий мальчик?
У кого темные волосы?
У кого в одежде есть синий цвет? (И т. д.)
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас проходим на свои места, продолжим нашу беседу. Ребята, вы убедились, что у каждого из нас есть то, чего нет у других. Все мы разные, не похожи. Все люди отличаются друг от друга. Но что же у нас общего? Как вы думаете? (Ответы детей Имя)
Когда рождается человек, ему дают имя и он получает документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указывается его имя.
В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.
Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.
(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».
Игра драматизация «Почему так»
Воспитатель берет зеркало и смотрит на себя. Рассуждает: «у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один». Давайте, дети и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так? (дети рассматривают себя в зеркале.
Дети. Ольга Васильевна. А почему у Вас все по двое, а язык один и нос тоже один.
Воспитатель. А потому, чтобы больше видеть, больше слушать, больше делать, больше ходить, но меньше болтать и нос свой куда не надо не совали.
Воспитатель. А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка «До имен»
Педагог произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.
Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как много стало рук!
Чьи же руки, подскажите и ладошки покажите.
А теперь за руки взялись и по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, крышу сделали из рук.
Получился дом имен. в этом доме мы живем?
Воспитатель: А еще в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо – иметь родителей, и для чего вам родители? (Ответы детей).
Дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нам нужна? Семья- это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. А давайте все вместе назовем родных людей, членов семьи. И будем загибать пальчики.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Ну, а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Когда мы играли о чем мы говорили?
Дети: О семье.
Воспитатель: Семья – это самые близкие, родные и дорогие друг другу люди. А сейчас пройдем за мной. (Показываю дома на плакате) Это город, в котором нет людей, а стоят одни только дома. Какие в этом городе дома? Посмотрите, сравните их по величине, форме. (Ответы детей)
Воспитатель: А еще что вы здесь видите (Показывает прикрепленные ладошки из бумаги) (Ответы детей) На что они похожи?
Воспитатель: Пусть наши ладошки, как вы сказали, превратятся в деревья. Ладошки будут верхушками. Чего не хватает у дерева?
Дети? Нет ствола.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (Показывает на ствол на картинке с изображением дерева). Ребята, какой формы ствол? Правильно, он прямоугольный. Возьмите клей, намажьте один конец ствола клеем и приклейте к верхушке дерева – ладошку. (Показывает на своем образце).
Замечательные получились деревья. Это необычное дерево. Это – дерево – семьи. Сейчас мы с ребятами на ладошках – деревьях нарисуем семью. На большом пальце нарисуйте – дедушку, рядом с ним – бабушку, на мизинце – ребенка, а рядом с ребенком – маму и папу. (Дети выполняют)Посмотрите сколько семейных деревьев у нас получилось! Намажьте дерево с обратной стороны клеем и поместите в нашем городе, куда захотите. Ребята, посмотрите, какой получился большой, красивый город, в котором живет много хороших, дружных семей!
Коммуникативная игра «Пожелание».
Воспитатель: Ребята у меня для вас есть сюрприз. Он в волшебном мешочке. Посмотрим? (Ребенок достает «сердце»). Это – сердце любви, доброты и радости, здоровья, счастья. Давайте будем его передавать по кругу друг другу и говорить добрые пожелания своим родным, своей семье. Начинать будем слова: «Я желаю своей семье…»
(Дети предают друг другу игрушку и говорят пожелания)
Воспитатель: Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье. (воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и вывешивает символ «Право на семью».
Сегодня мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право (Дети перечисляют права, о которых узнали с опорой на символы).
Все ваши права записаны в этой книге (показывает).Называется она «Конвенция о правах ребенка». (дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка). О других ваших правах мы говорим на следующих. Вы очень порадовали меня своими знаниями., молодцы! На этом наше ___ закончено.