Диана Казанова
Конспект НОД в средней группе «Удивительное приключение или путешествие в село Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Удивительное приключение или путешествие в село Дымково»
Цель: Продолжить знакомство детей с народным промыслом - дымковской игрушкой.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Удивительное приключение или путешествие в село Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Обучающие:
- Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает).
- Формировать представления детей о свойствах глины, предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как», «почему» и сделать выводы.
- Продолжать учить переносить узор на глиняную фигуру, используя элементы росписи дымковских игрушек
- Украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора
Развивающие:
- Развивать творчество детей, фантазию, эстетическое восприятие, коммуникативные навыки общения, слуховое восприятие, развивать зрительное и слуховое внимание, глазомер, мыслительные процессы, мелкую и общую моторику.
- Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая).
Воспитательные:
- Воспитывать организованность, умение и желание объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятель-ность сверстников и результаты своей деятельности.
- Продолжать формировать умение слушать и слышать воспитателя, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос, быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- воспитывать чувство сострадания и желание оказать помощь;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид: интегрированное
Возраст детей: 4 – 5 лет
Формы организованной образовательной деятельности: художественная деятельность игровая, двигательная, музыкальная, коммуникативная, опытно-экспериментальная.
Предварительная работа: Беседа о дымковской игрушке, рассматривание альбомов по дымковской игрушке, цикл занятий по декоративной росписи дымковской игрушки, дидактическая игра «Народные промыслы». Выставка глиняной посуды, выставка глиняных игрушек, описание глиняных игрушек. Беседа «Добыча глины и производство»
Оборудование и материал: письмо (диск), компьютер, панно «Радуга», сундук, палочки для пальчиковой гимнастики, «волшебные» конфеты, музыкальное сопровождение, образцы росписи игрушек, глиняные фигуры для росписи, краски, кисти, стаканчики-непроливайки, салфетки, глина (сыпучая, вязкая), халат (на каждого ребенка), лупа (на каждого ребенка), пазлы.
Ход НОД
1-Вводная часть
(Дети входят в зал, здороваются)
В: Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
2-Сюрпризныый момент (стоит почтальон с письмом)
В: Ой, ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? (почтальон). Правильно, это почтальон. А где работает почтальон? (на почте) Правильно. На почте. Молодцы! А что делает почтальон?
Д: Почтальон разносит письма, газеты, журналы, открытки взрослым, и детям.
В: Правильно, молодцы! Посмотрите вот наш почтальон принес нам письмо, что же там? (Это диск) Интересно, что на нем? Проверим? Это звуковое письмо, давайте с вами послушаем.
1. Слайд «Деревня»
Было это в далёкие времена. Возле реки Вятки стоял, да и сейчас стоит посёлок «Дымково». Жили в том селе дед и баба, и был у них огород.
2. слайд «Дед с бабой»
Вот однажды пошёл дед в огород, стал землю копать и вдруг, земля к лопате прилипла. Удивился мужик взял эту липкую землю в руки. А она необычная оказалась: красная, жирная, мягкая, гладкая, гибкая. Попробовал мужик из неё птичку слепить - ладная получилась, красивая.
3. Слайд «Глиняная птичка»
Решил тогда мужик диковинную землю в ведро сложить, да своей бабке пока-зать. Принёс домой, а когда бабке показал, она очень обрадовалась - ведь это красная глина была, та самая, из которой можно игрушки лепить, да деток радовать. Но летом некогда игрушки мастерить, решили они - позже пригодиться.
Наступила зима, дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, вылепили птичек, зверюшек да барынь, а чтобы крепче стали в печи поставили, обо-жгли, а потом белым мелом побелили и стали все игрушки белые.
4. Слайд «Глиняные игрушки»
Вот баба и говорит: «Что - то белая игрушка невесёлая, деток не порадует. Давай игрушки красками цветными разрисуем». Пошла баба за краской, а на полке красок нет, только чёрная. Пригорюнилась баба, не знает, как делу помочь.
5. Слайд «Кикимора»
Кикимора: Здравствуйте вам, пожалуйста! А вы знаете, что это теперь мои иг-рушки?
Я, Кикимора Бесцветная, тут всё заколдовала. Ни одна краска здесь больше жить не будет. Всё станет таким сереньким, бесцветным, как я сама.
Мир бесцветный будет всюду, этим миром править буду!
В: Но мы не хотим быть серыми и бесцветными, и обязательно вернём краски, правда, дети!
6. Слайд «Кикимора закрашивает всё серым»
Кикимора: Ха-ха-ха! Ничего у вас не получится! Хотите вы этого или нет, а придётся вам мне подчиниться. Потому что, пока на мне нет ни одной яркой краски, сила моя безгранична. Пойду, сбегаю за ведёрком с черной краской. Помажу вас, и будете вы у меня такими серенькими да черненькими – залюбуешься. Кикимора исчезает.
В: Ну уж нет! Давайте поскорее отправимся на поиски красок!
Сядем поудобней на наши волшебные подушки и отправимся в волшебное путешествие.
7. Слайд «Полёт»
В: Наши подушки летят над полями и лесами. Вот мы пролетаем над рекой, мне даже прохладно стало (Поежились).
Подушки летят быстро, нам даже трудно удержаться (Покачиваемся).
- Внимание, мы приземляемся! Полет закончен!
- Проходите на поляну
8. Слайд «поляна»
Сегодня вы будите исследователями. А где проводят исследования?
Д: В лаборатории.
-Что такое лаборатория?
Д: Специальный кабинет, где ставят опыты, эксперименты.
- Сегодня мы с вами будем исследовать глину, чтобы помочь бабушке с дедушкой. Для того чтобы проводить исследования в лаборатории нужно надеть рабочую одежду – халаты.
9 Слайд «Лаборатория»
Заходим в лабораторию, надеваем наши халаты и становимся на свои рабочие места. (дети одевают халаты) Ну, вот мы и лаборанты!
1 опыт «Сухая глина»
(Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию)
Как вы думаете, из чего кроме пластилина можно лепить? (из глины) Правильно, оказывается лепить можно не только из пластилина. В природе есть такой материал, который называется глина. И сейчас я вас с ней поближе познакомлю. У каждого из вас есть в стаканчике глина и вода.
Давайте из стаканчика в нашу тарелочку насыплем чуть-чуть глины и посмотрим на глину через лупу. Дети вместе с воспитателем рассматривают глину, обследуют ее пальчиками.
Ребята, как вы думаете на что похожа глина? (На песок).
Какого она цветом? (голубая).
А какого цвета глина ещё бывает? (красная, коричневая, голубая, черная, зелёная, жёлтая) А ещё что можно сказать про глину? (она сыпучая, сухая, состоит из маленьких крупинок)
Вывод: Значит, ребята, глина у нас похожа на песок, бывает разных цветов, сыпучая, сухая и состоит из мелких крупинок.
2 опыт «Вода и глина»
В: А как вы думаете, дружит глина с водой? Нальем в мисочку с глиной воду, перемешаем. Что случилось? Возьмите в руки глину и попробуйте ее помять. Какая она? (липкая, вязкая, из неё можно лепить) Глина твердая или мягкая? (Мягкая).
Вывод: Глина впитала воду и стала вязкой, липкой, пластичной, маслянистой и из нее можно лепить.
3 опыт «Сырая и сухая глина, сравнение двух шариков»
В: Ребята, я предлагаю вам сравнить два шарика из глины : один из них я сделала вчера вечером, а второй сейчас. Как вы думаете, шарики одинаковые или разные? Чем они отличаются? Можно ли какой-то из этих шариков сжать? А что произойдет с шари-ками, если их бросить на стол? (Один изменит форму, а другой раскрошится на кусоч-ки).
Объяснение: Глина имеет два состояния – влажное и сухое. Из влажной глины можно лепить разные предметы, поскольку она мягкая, податливая и пластичная. Сухая глина напротив твердая, может крошится и из нее ничего не слепить.
Ребята, я предлагаю вам слепить колбаски из влажной глины. Хотите попробовать? Для этого вам нужно взять по небольшому кусочку глины и немного смочить руки в воде. Далее лепите так же, как и пластилином.
ВЫВОД: Влажная глина мягкая, податливая и пластичная. Имеет темный цвет. Из влажной глины можно лепить различные предметы.
В: И вот теперь я предлагаю вам отправиться дальше на поиски наших красок. Выходим из лаборатории и проходим на полянку.
10 Слайд «Физминутка»
«Динамическая пауза»
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладкую ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
11 Слайд «Радуга»
(На пути дети встречают РАДУГУ)
В: Над рекой, над городом вырос мост.
Это встала радуга выше звезд!
Семь цветов у радуги, радуги – дуги.
А сейчас ты, радуга, детям помоги.
Нашим детям краски подари!
В: Посмотрите, радуга оставила нам письмо, а что же в письме.
Радуга: Ребята, чтобы получить волшебные краски для начала помогите мне собрать мои игрушки они раскололись на части.
В: Давайте с вами подойдём к столам и поможем собрать радуге её игрушки. (собирают на столе пазлы из пеноплекса)
В: Сейчас посмотрим, какие игрушки мы с вами собрали для нашей радуги? (мы собрали лошадку, курочку и корову)
Правильно, молодцы! А вот и наши краски, давайте все сядем на свои рабочие места и как настоящие мастера, приступим к работе.
Настрой на работу
В: Сядьте, дети, тихо-тихо на полянку труд пришел.
В удивительном наряде в разноцветном, расписном.
К нам пришло волшебство не спугнуть бы нам его…
Объяснение и показ
Пальчиковая гимнастика
В: Ребята, мы должны помочь бабе и деду.
Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики:
Палочку в руке катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Сядем прямо, голову выше! Плечи расправим и все-все слышим.
Отложим в сторонку наши палочки.
У вас на столах стоят фигурки, сейчас мы с вами поможем бабушке с дедушкой раскрасить их в технике дымковской росписи.
В: А вы помните, как называются элементы в дымковской игрушке? (круг, точка, волнистая линия, прямая линия.) А какие цвета? (красный, черный, оранжевый, желтый, синий, зелёный)
Давайте закроем глазки и представим, какая у нас будет игрушка, как мы её будем раскрашивать, какая она будет красивая. Открываем глазки и смотрим для начала, как я раскрашиваю свою игрушку. Не забываем, что нужно обязательно хорошо промы-вать кисточку после каждого цвета, чтобы цвета не смешались, кисточку полностью в краску не окунаем, набираем краску только на кончик кисточки.
В: Теперь поворачиваемся все к столам и приступаем тихонечко к раскрашива-нию своих фигур.
12 слайд «Краски»
Предлагается детям рассмотреть работы своих друзей.
В: Молодцы! Мы помогли бабушке и дедушке, расписали игрушки. Они получились красивые, нарядные. Оставим наши игрушки чтобы краска высохла. А нам пора возвращаться обратно, давайте сядем на наши волшебные подушки и вернемся в наш любимый детский сад.
13 слайд «Полёт»
Наши подушки летят над полями и лесами. Вот мы пролетаем над рекой, мне даже прохладно стало (Поежились).
Подушки летят быстро, нам даже трудно удержаться (Покачиваемся).
Внимание, мы приземляемся! Полет закончен!
14 слайд «Детский сад»
Итог:
Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Где мы с вами побывали? (в селе Дымково)
Что мы делали? (были в лаборатории, изучали глину, помогали радуге собрать пазл)
А кому мы помогали? (бабушке и дедушке искать краски)
Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось?
Посмотрите, бабушка с дедушкой забыли курочку. Интересно, что же она там прячет. Ух ты! Тут у нас угощения для всех! Эти конфетки я раздам вам в группе, а сей-час давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся обратно в группу.