Ольга Васильевна Кузнецова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в погдготовительной группе. Тема: «Эти удивительные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Эти удивительные птицы
Цель: формирование навыков универсальных учебных действий.
Формирование умений, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Образовательные задачи:
- расширять представления о многообразии птиц;
- обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь детей (составлять рассказ-описание, рассказ-рассуждение, умение задавать вопросы, отвечать на них последовательно и логично;
- закреплять умение использовать моделирование с целью описания и получения новой информации;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в погдготовительной группе, Тема: „Эти удивительные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);
- развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, самостоятельно оценивать выполнение задания;
- активизировать мышление в процессе разрешения специально моделируемой ситуации;
- закреплять навык работы в микрогруппах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать осознанное отношение к окружающему миру и самому себе, основы экологической культуры;
- формировать ценностные установки при работе в микрогруппах : уважение, ответственность, забота и помощь.
Оборудование: предметные картинки для установления причинно-следственных связей на основе пищевых связей, модели методов исследования, альбомные листы, карандаши, материал для исследования (пуховые и маховые перья, лупы, ножницы, пипетка).
Предварительная работа: знакомство с зимующими и перелетными птицами родного края, игровые упражнения на установление причинно-следственных связей между объектами, знакомство детей со структурой рассуждения.
Ход деятельности:
Организационный момент
Игра «Спаси птенца»
- Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием.
А теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Детям предлагается просмотреть фрагмент мультипликационного фильма по мотивам сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
-Какие чувства вы испытываете к Серой шейке?
- Почему вы так к ней относитесь?
- Может ли выжить зимой эта птица и другие такие же, которых мы относим к каким птицам? (перелетным).
-Почему? Что ей нужно для выживания?
- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?
- Докажите, что зимой перелетные птицы не смогут выжить, а зимующие смогут выжить. Что нужно сделать для этого? (составление пищевых цепочек).
- Дети, а как мы помогаем зимующим птицам пережить зимние холода?
- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть!
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
Э. Мошковская
- Не вышло? Почему?
- А кто может летать?
- Почему птицы могут летать? (у них есть крылья, тело покрыто перьями).
- Но у всех птиц есть перья, но не все могут летать. Какие птицы не могут летать?
- Как вы думаете, почему не все птицы могут летать?
- Значит проблема в том, что перья у птиц разные, они имеют разное строение.
2. Поисковый этап
- Чтобы определить, какие перья служат птицам для полета, что нужно сделать, какие методы исследования использовать?
(методы исследования выкладываются на доске, такие же в папке исследований: «подумай сам», «посмотри в книге», «посмотри в интернете», «опыты», «спросить у специалиста»).
Дети выбирают нужное: «посмотри в книге».
- Открой книгу там, где закладка.
- Что вы видите? Попытайтесь по этим картинкам определить, о чем здесь написано? (дети предполагают). А теперь я прочитаю, что написано под картинкой, а вы сравните свои мысли с услышанным.
- А теперь давайте убедимся сами, что вся информация верна.
-Для того, чтобы решить эту проблему, кем нужно стать?
- Чтобы быстро провести исследование, что нам нужно сделать? (составить общий план исследования и разделиться на две группы).
4. Практический этап
Составление плана исследования.
- Что мы будем делать сначала? ( план исследования на основе моделей: размер – линейка; форма, строение – геометрические фигуры, лезвие ножа; вес – весы; значение – самолет, вода, огонь).
- В процессе исследования проведем несколько опытов. Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами.
Опыт 1.
Положите перо на ладонь и подуйте. Что произошло?
Сделайте вывод.
Опыт 2.
Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что увидели? Сделайте вывод.
Опыт 3.
- Возьмите перо, наберите в пипетку воды и капните на перо. Что случилось?
Сделайте вывод. (перо не намокло, перышки остались сухими).
- Что потом? (Деление на микрогруппы).
- Работа в микрогруппах. Предлагаю начать исследование, чтобы выяснить почему и какое перо стало «инструментом» полета птиц, какими оно должно обладать свойствами, чтобы птице осваивать воздушное пространство?
- Сейчас наступило время научного доклада. (Дети сами выбирают докладчика). Ребенок, опираясь на модели, рассказывает о том, что они исследовали со всей группой.
1. Большие перья, которые находятся в крыльях и хвосте, нужны для полета. Они легкие, т. к. внутри стержня пустота.
2. Маленькие перья покрывают тело птицы и защищают от холода.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
- Дети, что вы нового узнали?
- Расскажите по порядку, как вы действовали, что делали для выполнения работы?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что бы вы хотели узнать?
- Вот здесь у нас три птичьих гнездышка, совершенно одинаковых.
К первому подойдут те, кому было легко,
Ко второму – кому было не очень легко,
К третьему – кому было трудно.
- Но все мы молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я – думал, я – старался, я делал открытия». Благодарю вас за работу.